Блог

 Главная / Блоги / Наш практикум

Блог

Полимодальная психология. Консультирование

Вот уже восемнадцать лет, как я сотрудничаю с Авессаломом Подводным. Многие концепции и практики человековедения, объединенные под общим названием "полимодальная психология", создавались им на моих глазах и при моем скромном участии. В этой и следующих статьях я расскажу о том, чем полимодальная психология отличается от других психологических теорий и практик, на чем она ставит акцент и что старается обходить стороной.

Концепция человека и его психики. В основу представлений о человеке в полимодальной психологии положена концепция семи тонких тел (от атманического до физического) и связывающих их каналов. Содержательное описание этих тел и взгляд на них с точки зрения психологии представлены в книге Авессалома "Тонкие тела", которая является фундаментом его концепции человека как единого целого. Эта концепция является далеко идущим развитием  и уточнением трехчленной концепции человека "дух - душа - тело", идущей из средневековой теологии.

В чем заключается особенность полимодального взгляда на человека? Психология есть "наука о душе", если это слово буквально переводить с греческого. Однако что такое душа? В ХХ веке никто из людей науки всерьез это слово не воспринимал, и "психика", а также "подсознание" или "бессознательное" понимались как своего рода "черный ящик", набитый то ли мусором, то ли драгоценностями (или тем и другим вперемешку). Бихевиористы, вдохновленные Иваном Павловым, пытались мыслить этот "ящик" как похожий на несложное механическое устройство, Фрейд опирался на ассоциации с гидравликой, но никаких содержательных структурных описаний (моделей) души, психики или подсознания в работах психологов ХХ-ХХI веков предъявлено не было, как и структурных моделей личности - во всяком случае таких, которые бы приобрели широкую известность. Когда я изучала психологию в университете, наши преподаватели от нас этого не скрывали; более того, один из них даже как-то сказал, что та психология, которую мы изучаем, скоро перейдет в категорию "истории психологии".
Но так или иначе, душу, или психику, или подсознание, или бессознательное психологи-теоретики и практики все же пытались изучать, понимать, описывать, но дальше фрейдовского термина "психические содержания" дело как-то не шло. Каковы бывают эти "психические содержания", объединяются ли они в группы, управляются ли чем-то, то есть являются ли иерархически организованными? Эти вопросы даже не поднимались. А между тем противоречивость человеческой души, ее метания и подчиненность некоему высшему началу - личному Богу или индивидуальному духу - отмечалась уже в древней Индии, откуда идет известная формула: "дух - это душа души".
Концепция семи тонких тел и их неравноправного положения (высшие управляют низшими) дает основу для составления структурной и иерархически организованной карты индивидуальной психики. Однако эти карты различны для различных людей, и это тоже принципиальная установка полимодальной психологии. Общая схема такой карты выглядит так: глобальные жизненные идеалы - ценности (позиции,  программы) - поступки (события); но наполняется конкретным содержанием она у каждого человека очень по-своему.
Глобальные жизненные идеалы и общая жизненная миссия человека относятся к его атманическому телу; ценности, жизненные позиции, длительные частные программы и убеждения - к буддхиальному телу; конкретные жизненные события и поступки - к каузальному.
Этот взгляд дает специфическую оценку ценностей, программ и жизненных позиций человека: они оказываются важнее конкретных событий в его жизни, но в то же время не самоценными, а подчиненными высшим идеалам и миссии человека. И этот момент также отличает полимодальную психологию от других направлений в психологии, исключая разве что сакральную психологию Джин Хьюстон, у которой, впрочем, тема высшего целеполагания и его влияния на ценности и позиции человека практически не раскрыта .
Стандартный бытовой взгляд, который поддержан большинством психологов-практиков, заключается в том, что лучше, когда жизнь человека посвящена достижению определенных ценностей, а поведение регулируется устойчивыми жизненными позициями. Здесь мы видим признание преимущества буддхиального тела над каузальным, а также необходимость его "благословения" последнему. Однако большинство психологов - и теоретиков, и практиков  - оказываются в затруднительном положении в ситуациях смены ценностных систем и жизненных позиций человека. Мало назвать эту ситуацию "экзистенциальным кризисом" - надо еще понять ее психологический (и в том числе индивидуальный духовный) смысл. Ведь далеко не всегда старые ценности были "плохими" - они вполне могли быть позитивными с любой точки зрения, но почему-то перестали удовлетворять человека, и он начинает стихийно ломать свою жизнь и искать новые ценности. Полимодальная психология говорит, что ценности - лишь одежда души, и при поворотах миссии душа должна уметь сбросить старые одежды и надеть новые, и трагедии в этом нет.
Заметьте: такой "служебный" или "функциональный" взгляд на ценности может совершенно не понравиться человеку на ровном участке жизни, когда ему как раз и надо держаться своих ценностей и их реализовывать. И здесь мы подходим к теме психологического консультирования.


Три уровня консультирования. В полимодальной психологии рассматривается три уровня консультирования: каузальный, буддхиальный и атманический, и это совсем разные типы консультирования, которые нельзя путать друг с другом. Поговорим о них подробнее.

Каузальное, или краткое, консультирование. С каузальным запросом клиент приходит к консультанту примерно как в магазин: у него есть проблемка и небольшая сумма денег, и он ждет от консультанта простой и недорогой ключ к решению этой проблемки - например, полезный жизненный совет. При этом клиент не намерен хоть сколько-нибудь менять свой образ жизни, не говоря уже о своих ценностях и установках. И потому обсуждать последние с консультантом он совершенно не склонен: а зачем?
Для каузального клиента характерно стремление решать свою проблему с помощью консультанта, но на его энергии и на своих условиях. Метафора: человек  повредил себе палец, и тот болит. Человек идет к врачу и показывает ему палец. Врач хочет осмотреть его руку целиком, но пациент не соглашается: зачем это, ведь болит-то палец! Вот им и занимайтесь, дорогой эскулап!
Пример. Вполне благополучная молодая дама, не так давно замужем за богатым бизнесменом. Он ее любит и балует, и все хорошо, но ей не нравится его чересчур большое внимание и слишком снисходительное отношение к сыну от первого брака. Ее запрос: "И меня это раздражает. Что я должна сказать своему мужу, чтобы он был от сына подальше, с ним похолоднее и потрезвее на него смотрел? Пока что муж меня на эту тему и слышать не хочет."
Если психотерапевт предложит этой даме поработать над собой, чтобы не раздражаться по указанному ею поводу, то скорее всего встретится с ее полным непониманием: она пришла решать свою мелкую проблемку на своих условиях, в которые работа над собой вовсе не включена! Пусть уж (за ее-то деньги!) поработает сам консультант: например, предложит ей вариант управления мужем или сам с ним поговорит.

Возможно ли каузальное консультирование как жанр? Безусловно, да, и для некоторых клиентов оно - именно то, что им нужно. И в этом случае излишне добросовестному и "желающему добра" консультанту следует включить свою губозакатывательную машинку и после одного-двух сеансов распроститься с клиентом навсегда, хотя нерешенных проблем у последнего (глазами консультанта) - воз и маленькая тележка.
Как может консультант отличить своего каузального клиента? При некотором опыте это несложно: в первую очередь это видно по отчетливо легкому отношению клиента к своей проблеме и отсутствию сколько-нибудь глубокого интереса к консультанту. Так покупатель в большом универсальном магазине смотрит на кассира, который должен пробить на кассе его покупки, получить деньги, отсчитать сдачу и выдать пластиковый пакет - и все, парная карма на этом исчерпана.
Если же клиент обнаруживает знания о консультанте (например, изучил его блог за последние месяцы) или расспрашивает консультанта о его опыте, образовании, любимых методах и т. п., то это часто означает, что клиент воспринимает свою проблему как серьезную и имеет потребность в консультации более глубокой и длительной, чем одно-двухразовой. Впрочем, это еще не означает, что он пойдет на такую консультацию к данному консультанту: даже если парная карма на буддхиальную консультацию у них есть, то может быть, что она созреет позже. Нельзя торопить "сырого" клиента, это методически неправильно, даже если вы любите бифштекс с кровью.
Своеобразная ситуация возникает, когда консультант воспринимает проблему клиента как более серьезную - например, буддхиальную, и потому требующую для своего решения значительных затрат и длительных усилий, в то время как клиент вовсе так не считает. Объяснять такому клиенту, что его проблема куда серьезнее, чем он думает, - неблагодарное занятие: чаще всего он решит, что это "гипердиагностика" и что консультант набивает себе цену, и лучше поискать другого. И здесь консультант (не в последний раз!) сталкивается с проблемой субъективности истины, а также темой собственной честности: можно ли с этической точки зрения утаивать от клиента страшную правду о нем? Обязан ли консультант ее сообщить клиенту? В клятве Гиппократа, кстати говоря, эта ситуация не рассматривается. А мой личный взгляд, почерпнутый из личного опыта, на этот вопрос таков: не следует прямо говорить клиенту вещи, которые он отчетливо не желает слышать - к добру это не приводит.

Буддхиальное, или фундаментальное, консультирование. Характерная черта такого консультирования - оно предполагает определенную глубину исследования проблемы клиента и работу с его характером и привычками. Здесь обязательно так или  иначе рассматриваются подсознательные мотивы поведения клиента и его подсознательные ценности - те, которые имеют отношение к его проблеме или иной теме консультации.
Здесь я должна заметить, что на буддхиальную консультацию нередко приходят люди не с проблемами как таковыми, а с темами своего развития, изменения и т. п. Проблема в узком смысле подобна боли, которая заставляет человека что-то предпринять для изменения имеющегося положения вещей. И проблема часто возникает там, где человек не видит знаков судьбы или на них упорно не реагирует. А на буддхиальную консультацию нередко приходят люди, которые видят знаки судьбы, но не умеют их удовлетворительно для себя понять или же им последовать.
Как и на что сменить надоевшую профессию? Как изменить отношения с брачным партнером, которые начали ухудшаться, но брак еще вполне "живой" и его хочется сохранить? Куда и с чем переехать на новое местожительство, когда на старом еще вполне можно жить? Что делать со своим хобби - развивать и превращать в профессию или нет? Как профилактически улучшить свое здоровье и увеличить жизненный тонус? Таковы некоторые типичные буддхиальные запросы, не являющиеся проблемами в узком смысле.

Буддхиальное консультирование оформляется обычно как цикл отдельных бесед-занятий. В заключение каждой такой беседы клиент получает от консультанта задание, которое должен регулярно выполнять в течение определенного срока (например, месяца). По окончании этого срока клиент является с отчетом о выполненном задании, консультант делает свои замечания и дает клиенту новое задание.
При этом консультант должен соблюдать следующие правила, принципиальные для всей прикладной полимодальной психологии.
1. Разговаривать с клиентом следует на понятном ему языке; не следует по ходу консультации объяснять ему смысл или термины каких-либо психологических (астрологических,..) теорий.
2. Задание клиенту должно быть вплетено в его имеющуюся жизнь, то есть не являться для него отдельной самодостаточной деятельностью.
 3. Задание должно оказаться полезным клиенту: оно должно  вырабатывать в нем нужный или полезный для него (с его точки зрения!) навык (умение), которому он будет рад вне зависимости от решения предложенной им проблемы или темы.
Теперь поговорим о проблеме, которая может быть предложена в качестве темы для буддхиального консультирования. Клиент должен ее "доказать", то есть убедиться сам и убедить консультанта в том, что она достаточно серьезна, и потому имеет смысл тратить на ее решение значительные силы, время и деньги. Настоящая, заслуживающая название буддхиальной, проблема должна:
- существовать не менее двух лет;
- заставлять клиента тратить на нее существенные ресурсы (силы, эмоции, здоровье, время, деньги) - и все попусту;
- мешать клиенту осуществлять важные для себя программы или существенно снижать их эффективность.
Пример. К консультанту приходит вполне себе ухоженная социальная дама 35 лет от роду и ставит свою проблему так: "Я никак не могу выйти замуж, и даже просто создать устойчивые личные отношения с мужчиной. Они от меня сбегают." Перед тем, как начать серьезную психологическую работу с этой клиенткой, полимодальный психолог должен удостовериться в том, что заявленное ею обстоятельство действительно является для нее серьезной проблемой. Например, он может задать ей ряд вопросов и получить указанные в скобках ответы:
- Каким вашим проектам серьезно мешает ваше женское одиночество? (Да никаким - скорее помогает.)
- Какие ваши ресурсы "проседают" от вашего незамужества? (Врачи говорят, что регулярная половая жизнь женщине необходима для здоровья, но вообще-то я особо пока не жалуюсь.)
- Мешает ли одинокий статус вашему сну? (Я не сплю, когда на работе переутомляюсь, а так не жалуюсь. Да и никто не храпит под боком.)
- Чувствуете ли вы психологическое давление родных и знакомых на себя в связи с отсутствием мужа? (Иногда мои замужние подруги мне сочувствуют, но как-то робко и не вполне искренне; а родные скорее беспокоятся о моей старости, но я сама о ней как-то редко думаю - и так проблем хватает.)
- В каких ситуациях у вас резко обостряется ощущение своего одиночества? (Да я не чувствую себя одинокой обычно. А про отсутствие семьи думаю, когда навещаю своих замужних подруг и иногда когда вижу в кино счастливые пары.)
Приведенные ответы  указывают на то, что "незамужество" как таковое скорее всего серьезной буддхиальной проблемой клиентки не является; однако что-то привело ее консультанту, и он может попытаться понять, что именно, и здесь поискать ее настоящую проблему - если клиентка будет к этому склонна, что априори совсем не очевидно.

Следующий важный для буддхиального консультирования момент - это отношения между клиентом и консультантом. Они должны быть достаточно доверительными, причем специально добиваться этого консультант не должен! Для успешного буддхиального консультирования необходима достаточно сильная парная карма и ощутимый парный эгрегор, который и создает взаимное притяжение, доверие и теплоту отношений в паре, и это  не сымитируешь и искусственно не создашь. У клиента возникает (наведенное не консультантом, а парным эгрегором!) ощущение, что он попал куда ему надо, и с ним произойдет то, что ему необходимо, и у него есть силы для того, чтобы произвести в своей жизни и характере необходимые трансформации; а консультант ему в этом поможет, но за него его работу не сделает. А консультант чувствует долговременное доверие к клиенту и ощущает, что тот будет ему доверять, его слушаться и так запросто вдруг не исчезнет.

Атманическое (духовное) консультирование. Это консультирование по идее охватывает всю жизнь клиента во все ее времена (от рождения до смерти) и во всех аспектах. Может показаться, что для астролога такая консультация - скорее норма, ибо нередко клиент приходит с просьбой такого рода: "Расскажите мне про меня всё". Но, конечно, такая заявка вовсе не означает фактической просьбы клиента о тотальном духовном водительстве со стороны астролога. Чаще всего за таким запросом стоит чисто интеллектуальное любопытство плюс неоформленное духовное беспокойство, от которого до реального осознанного атманического запроса очень большое расстояние.
Атманическое консультирование может быть очень кратким (посмотрел святой на грешника, увидел всю его душу насквозь, сказал единственное слово, бросил сияющий взгляд - и до свидания), а может быть и длительным, даже многолетним, и его результат - кардинальное изменение всего душевного состава клиента, трансформация его жизни и ценностей, выход на более высокий уровень исполнения своей миссии.

Конечно, для такого "консультирования", которое уместнее назвать полноценным духовным водительством, должны дорасти и консультант, и клиент, но главное - у них должна быть сильная общая карма с именно такой задачей. В наше атеистическое время люди часто не понимают парного эгрегора, наделенного подобной задачей, и пытаются спрофанировать свои отношения, мысля их себе в рамках стандартных социальных представлений: как крепкую дружбу, страстную любовь и т. п. Для того чтобы этого не произошло, консультант должен держать ситуацию в определенных рамках, на которые ему в принципе может указать парный эгрегор. Но последний, как и клиент, будет находиться под влиянием социума, так что задача здесь непроста - и для консультанта, и для клиента.
Обычная жалоба в таких случаях: "Мы не можем быть вместе, но и не в состоянии расстаться". Значит, что-то важное не доделано - и нужно понять, что именно, и сделать это.
Для консультанта сюжет атманического консультирования очень не прост, и нужно вовремя его увидеть,  и догадаться, что это не каузальная и даже не буддхиальная консультация, а нечто гораздо большее и ответственнейшее. В таком случае консультант может делиться с клиентом своей личной картиной мира, идеалами, мировоззрением, жизненными позициями - но лишь в той мере, в которой клиенту все это необходимо для собственного развития и становления. Неопытный консультант может этой ситуации не увидеть и, например, влюбиться без памяти в своего клиента (клиентку), полностью растеряв при этом свой профессионализм.  Что же, он не будет первым - так было, например, с Карлом Юнгом, и, подозреваю, со многими другими не столь известными психологами. Распознать своего  "черного"клиента,  на котором ты обломаешь себе зубы как специалист - особое искусство, и учиться ему нередко приходится на собственных ошибках и своей личной  шкуре.

*
(продолжение)


(предыдущая статья этой серии)