Блог

 Главная / Блоги / Наш практикум

Блог

Полимодальная психология. Заметки о школе "Человек среди людей"

Вот уже 26 лет как фактически существует школа "Человек среди людей". Начало ее было положено 4 декабря 1986 года, когда Авессалом Подводный начал читать цикл лекций по введению в астрологию.
Официальное открытие школы в ее нынешнем виде состоялось 1 октября 2002 года. С тех пор обучение в школе прошло много людей; нами было проведено много семинаров, лекций и других мероприятий на самые различные темы.


PolyPsycho1.JPG
© Johnathon Chi

В этом году мы подвели очередные итоги, стремясь понять, как правильнее и точнее доносить до наших настоящих и будущих учеников и соратников то, чем мы занимаемся и чем отличаемся от других школ, изучающих человека, его психику и тело.

В этой своей публикации я хочу рассказать о психологической концепции школы Авессалома Подводного; эту концепцию он предложил называть полимодальной психологией. Я попытаюсь вкратце ответить на следующие вопросы:
- Чем подход, методы и практики полимодальной психологии отличаются от подходов других направлений в психологии?
- Какими темами мы занимаемся?
- Каковы принципы нашей работы с людьми?


Полимодальный подход

Человек и его психика – полимодальный и мономодальный подходы
. Мономодальный взгляд характерен для ситуации, когда рассматриваемые объекты (например, люди) делятся на ограниченное количество типов (категорий), и в рамках данной категории не различаются. Такой взгляд характерен для научного подхода, когда в большом множестве объектов выделяются определенные классы и фиксируются их существенные признаки, а на прочие признаки внимания не обращается.

При мономодальном подходе люди делятся на классы в рамках определенной классификации: например, на экстравертов и интровертов; или на меланхоликов, сангвиников, холериков и флегматиков; или на визуалов, аудиалов и кинестетиков.

PolyPsycho2.JPG
© blackcoffee@KeisukeIkeda


При этом каждый конкретный человек считается принадлежащим ровно одному классу в пределах данной классификации и рассматривается как обладающий соответствующим качеством (модальностью) как доминирующим. Например, визуал – это человек, для которого основной, наиболее важный канал восприятия информации из внешнего мира – зрительный. Это не означает, что визуал начисто лишен слуха и телесных ощущений, но имеется в виду, что они для него в целом менее значимы.
Психолог, исповедующий мономодальный подход, выбирает удобную для себя и ситуации классификацию, диагностирует по соответствующей методике клиента и рассматривает его проблемы как проблемы его типа. Если, например, он отнесет клиента к визуалам, то он может предложить клиенту опираться на свою наблюдательность или, наоборот, сочтет, что зрительный канал восприятия у клиента перегружен и предложит развивать слух и кинестетику, отправляя такого клиента на концерты, курсы иностранных языков, танцы и фитнесклуб.

Полимодальный подход отличается от мономодального тем, что человек рассматривается как обладающий несколькими субличностями, каждая из которых может быть отнесена к определенному классу в пределах данной классификации. При этом разные субличности могут принадлежать к разным классам, то есть иметь различные доминирующие качества (модальности). Например, один и тот же человек может на работе проявляться как экстраверт, а в семье – как интроверт; или в бою быть визуалом, а на пляже – кинестетиком. При этом жизнь человека в целом рассматривается как "игра" коллектива (или толпы) субличностей, сменяющих друг друга у Главного Микрофона психики.

PolyPsycho3.JPG
© Calle Hoglund


Если говорить совсем просто, то мономодальный подход заключается в приклеивании на человека определенного ярлыка (качества, модальности), который характеризует этого человека целиком и проявляется в (почти) любой ситуации. Полимодальный же подход предполагает, что человек может, в зависимости от обстоятельств, обладать разными качествами (модальностями) в пределах данного спектра. Цель полимодального подхода – научить человека это осознавать, этим управлять и умело пользоваться.

Полимодальный подход является более сложным, так как он предполагает выявление и описание субличностей человека и областей их активности в его психике и жизни, и анализ подчас весьма сложных отношений между субличностями. Но этот подход оказывается куда более продуктивным при решении многих сложных и запутанных проблем психики и внешней жизни человека.

Вот характерная проблема, с которой, думаю, сталкивается большинство людей и решение которой практически невозможно, если воспринимать личность человека как монолит. У человека существует партнер (родственник, друг или коллега), который, с одной стороны, привносит в жизнь человека большое напряжение, неприятности и даже сознательное зло, а с другой – крепко  поддерживает его в важных жизненных обстоятельствах. "Одной рукой лечит, другой – калечит", - говорит о таких ситуациях народная мудрость. "Руки" из поговорки в нашем примере становятся субличностями партнера, разбираться с которыми можно по отдельности: одной из них быть благодарным, а второй – напенять. Если же вы воспринимаете такого своего партнера не как коллектив субличностей, а как единое целое, вам придется либо терпеть "плохое", либо отказываться от "хорошего". Как говорится, почувствуйте разницу.


Научная психология и индивидуальный подход. Наука по своей сути "коллективна" – она изучает типы, а не индивидуумов. Индивидуальный же человек обладает уникальной психикой и ведет свою уникальную (хотя порой никому не интересную) жизнь, и разбираться в ней – отдельная от психологической науки деятельность консультанта-психолога. Не всем психологам-практикам это интересно – особенно если они находятся "в плену" той или иной теории. Тогда они "привязывают" клиента к тому или иному психотипу и дают рекомендации, опираясь на теорию. Насколько такие рекомендации устроят клиента? Если он хочет мыслить себя "как все", то есть как определенный психотип, описанный наукой, то могут и устроить. Но если он ощущает себя и свою жизнь как уникальные и неповторимые, то ему нужно глубокое погружение консультанта в его подсознание и жизненные обстоятельства, а отнесение к некоему классу или типу и стандартные для этого типа рекомендации такого клиента не устроят. Полимодальный подход дает возможность консультанту подойти к индивидуальной психике и жизни человека, отталкиваясь вначале от различных типов в рамках различных классификаций, но изучая их сочетание в душе, поведении и проблемах клиента – сочетание, порой невообразимое и всегда неповторимое.


Наши темы

Предлагаю в качестве примера несколько проблемных тем, часто возникающих в жизни человека и поддающихся решению с помощью инструментов полимодальной психологии.

Я как другие и я как уникальная индивидуальность."Почему я не такой, как все?" и "Почему я так безнадежно банален?" - вопросы, которые подспудно висят над многими людьми и нередко бывают обращены к консультанту. Однако каждый человек в чем-то не такой, как все, а в чем-то, наоборот, очень даже банален – но не всех это тревожит! Иначе говоря, за этими вопросами стоит совсем другое, и его надо раскопать.
Одна из возможных причин таких проблем и переживаний – это неудачная оценка человеком имеющейся ситуации и неумение вывести к Главному микрофону адекватную ситуации субличность. Если вы сейчас выступаете как член коллектива и решаете вместе со всеми общую задачу, то вашей яркой индивидуальности сейчас лучше отдохнуть, а к Главному микрофону вывести субличность Работника Коллектива (Менеджера, Специалиста и т. п.). Именно она поможет вам стать в коллективе таким, как все. Аналогичной «банальности» ждет от подростка тусовка, где важно быть одетым в определенном стиле и употреблять сленговые слова с нужной интонацией. Это, опять же, ситуация, в которую лучше войти в роли члена той или иной субкультуры (Байкер, Хипстер, Гот и т. п.).
Противоположные ситуации – это проявление себя как яркой индивидуальности. И соответствующей такому поведению субличности не место ни в стандартном рабочем коллективе, ни среди равных в тусовке.

Matej Peljhan5.JPG
© Martin Waldbauer

Проблема возникает именно тогда, когда ваша «банальная» (читай – групповая) субличность вынуждена заниматься вашими творческими делами, а индивидуальная – деятельностью в группе. Тогда получается одно расстройство, перегрузка, недовольство собой и как вероятный результат – поход к психологу с вопросами из начала этой главки.

При полимодальном взгляде в человеке может уживаться "человек банальный" и "человек, ни на кого не похожий". Проблема "как жить вообще" теперь сформулируется иначе: "как оформить две такие субличности и наладить между ними отношения". Согласитесь, звучит более конструктивно. Можно браться за задачу.


Индивидуальная этика и законы и ритмы индивидуальной жизни. Этика и правила поведения – важная часть жизни любого человека, даже если он это отрицает или об этом не задумывается. Но какая этика правильна для данного человека?
Общегуманитарные ценности, хотя и могут служить основой, не до конца отвечают на этот животрепещущий вопрос, так как остается тема приоритетов.
Например: поступать надо справедливо или гуманно? Или: что важнее: красота или образованность? работа или дом? старые друзья или новые знакомые?
Стандартная этика здесь далеко не всегда в помощь, независимо от того, ставится ли вопрос о том, что важнее в данной ситуации, или же в жизни человека в целом.
Вот несколько вопросов из жизни молодой женщины, с которыми стандартная этика не справляется:
- Каким именно ребенком в моей многодетной семье надо особенно плотно заниматься? Как быть с остальными?
- Когда мне надо выходить замуж и рожать детей? И сколько? И надо ли вообще?
- На что опираться, выбирая себе мужа? Если на сострадание, то я должна выбрать самого убогого и забитого? Что значит "слушай свое сердце"? Это очень абстрактно и непонятно, а ошибка стоит дорого…

За подобными частными случаями и проблемами выборов чаще всего стоит нерешенная общая задача формирования индивидуальной этики, настроенной на проживание своей уникальной жизни данным конкретным человеком.

Выстроить работающую этическую систему сложно без учета часто противоречивых ценностей и установок человека, которые, с точки зрения полимодального подхода, принадлежат зачастую различным его субличностям. Зато именно такой подход позволяет учесть их пожелания и выстроить живую, динамичную, но в то же время весьма устойчивую этику.

Matej Peljhan6.JPG
© jegeor


Цели человека с полимодальной точки зрения. Чего хочет человек? Общих для всей психики целей у человека обычно нет (хотя ему может казаться, что есть). Есть несколько субличностей (автономных частей психики), интересы которых различны – иногда совершенно различны и даже противоречивы. И пытаясь свести себя к целому единому рациональному существу, имеющему одну-единственную цель, человек неизменно терпит крах.

Какой может быть такая цель? Например, стремление к счастью – но каждый понимает его по-своему, и обычно просто не знает, что такое для него счастье – и тем более как организовать свою жизнь "под свое счастье".

Другая возможная единая для человека цель – это избавление от страданий. Но каковы страдания данного человека? Другой человек сочтет их капризом или вовсе глупостью, или скажет, что вовсе не надо от них избавляться. Пример – муки творчества. Это желанные страдания? Или от них тоже надо избавляться? Человек с напряженным ритмом судьбы, рассчитанный на интенсивное и страстное проживание своей жизни, вовсе не стремится уйти от любых страданий. Наоборот, некоторые из них ему необходимы для полноты жизни, для ощущения преодоления трудного материала. "Ваниль", сладкая свадхистхана, прикидывающаяся анахатой - далеко не для всех.

Человеку в действительности чаще всего нужны не счастье, а интерес, полнота, осмысленность жизни, уменьшение в ней хаоса, ликвидация ложных (не нужных ему) программ и обстоятельств и (нередко) увеличение нагрузки – но в интересных для него программах. Но как на них выйти, как научиться их правильно сочетать друг с другом и как отойти от явно неинтересных, паразитических, откровенно портящих жизнь сюжетов? Полимодальный подход может здесь оказаться весьма конструктивным.

Matej Peljhan7.JPG
© Majda Martinska


Где взять ресурсы? Часто именно ресурсов остро не хватает человеку для того, чтобы осуществить желаемые изменения в жизни или хотя бы понять, где эти изменения необходимы.
Есть несколько вариантов работы с имеющимися и потенциальными ресурсами. Например:
- пересмотреть свои потребности и уменьшить расходы;
- увеличить доходы;
- перераспределить имеющиеся ресурсы.

Сталкиваясь с проблемой ресурсов, мы часто работаем на уменьшение внутренних конфликтов человека, развивая внутреннюю дипломатию в психике, что на языке полимодальной психологии звучит как налаживание отношений между субличностями человека.

Другая тема: экономия имеющихся у человека психических ресурсов или, говоря другим языком, наведение порядка у Главного Микрофона. Нужно жить так, чтобы в любой ситуации к Главному Микрофону выходила адекватная ей субличность. Так мастер берет в руки большой молот для наковальни и пинцет для работы под микроскопом.

С темой поиска новых ресурсов связана тема обретения человеком новых умений и навыков, которые помогают ему эти ресурсы открывать и использовать. В частности, это изучение языка высших архетипов и его свободное использование. Это дает человеку не только новые возможности поведения в окружающем мире, но и большую устойчивость среди его бурь и потрясений.

Matej Peljhan8.JPG
© Amin Roshan Afshar


Понимание. Необходимость "правильного" понимания клиентом своей проблемы и, более того, ее интерпретация в рамках парадигмы, которой придерживается данный психолог – весьма распространенная концепция. Ее, однако, придерживались не все психологи; например, Милтон Эриксон и Станислав Гроф ничего такого от клиента обычно не требовали и разговаривали с ним на его языке, сторонясь в общении с пациентом психологических теорий как таковых.
Что такое понимание объекта или ситуации? Это их определение или комментирование терминами из подходящей символической системы (этоса, парадигмы) или соотнесение с метафорическим образом. 

Почему понимание так важно (нужно) для человека – вопрос в психологии пока не решенный; однако замечено, что без надлежащего понимания некоторых ситуаций у человека часто возникает не ясная по своей природе неудовлетворенность. Я думаю, что человеку развивающемуся важно не только решить насущные (или "вечные" ) проблемы, но и глубоко знать и понимать собственное устройство.
"Что со мной происходит?" – вопрос, актуальный далеко не всегда, как и вопросы: "Кто я?", "Каким я должен быть и чем заниматься?". Обычно за этими вопросами стоит совсем другой интерес, и консультанту важно бывает понять, какой именно, и здесь полимодальный подход часто незаменим.

Решение проблем. Вопрос: "В каком контексте (этосе, парадигме, понятийной системе) правильно и уместно рассматривать человека и его проблемы?" - далеко не очевидный, и иногда угадать этот контекст  значит на три четверти эту проблему решить. И здесь полимодальный подход дает большое поле для размышлений и рекомендаций консультанта.

PolyPsyho9.jpg



Наши принципы работы с людьми


Наши принципы работы с клиентами
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда, а тем более – проблемы из клиента.
Мы не навязываем клиенту своей картины мира, но и не скрываем ее от него.
Мы можем подсказать вам пути решения ваших  проблем, но основная работа всегда лежит на вас.
Невозможно решить серьезную проблему, не изменив своего видения мира и себя самого.


Наши принципы обучения в школе
Мы учим вас обращению с острыми инструментами, но работаете ими вы сами и на свою ответственность.
Мы учим не столько новым понятиям (хотя их приходится осваивать во множестве), сколько устойчивым навыкам видения мира и поведения в нем, что требует существенного времени и прилежания.


Кого мы приглашаем в обучение? Это люди, которые понимают и чувствуют, что мир устроен не плоско и не просто, и совсем не так, как учили в средней школе. Но дополнительно к этому пониманию нашим будущим ученикам необходимо активное желание узнать, что же стоит за этим "не плоско и не просто". Другими словами, нашим ученикам необходим достаточно высокий уровень пытливости: желание приложить усилия и быть готовым потратить время и силы на само- и миропознание.
Наверное, вы себе легко представите простого крестьянина, который сидя вечером на завалинке и глядя на звездное небо, прикоснется душой к тонкому переживанию смысла жизни, от которого вздохнет или крякнет. Но утром, забыв о ночных бдениях, он спокойно погрузится в реалии своей деревенской жизни и до следующего подобного вечера спокойно (и часто уютно) будет существовать в жизни простой и не изобилующей тонкостями. Вряд ли обучение у нас даст такому человеку что-то серьезное. Наша школа рассчитана на людей, для которых понимание тонкостей мира является главенствующим интересом.

Christophe Kiciak1.JPG
© Christophe Kici

Истоки полимодальной психологии. Авессалому Подводному нередко задают вопросы типа "Где вы учились?", "Кто были ваши учителя психологии?".
Концепция полимодальной психологии обязана своим существованием первопроходцам психологии ХХ века и их теориями и практикам. Это в первую очередь психоанализ Зигмунда Фрейда, аналитическая психология Карла Юнга, сакральная психология Джин Хьюстон, гештальт-психология Фрица Перлса, исследования Станислава Грофа и практики Милтона Эриксона. Опирается она и на древнюю восточную философию и астрологию - удивительный инструмент описания человека, онтология которого остается неизведанной.

PolyPsycho1end.JPG
© Gusti Yogiswara


(продолжение)