Отношения человека с его родом обычно весьма интимная и плохо осознанная часть его подсознания. Ситуация усугубляется еще и тем, что само понятие рода для данного человека достаточно аморфно, т. е. неясно, кого в него включать, а кого не включать, и когда именно и как слышен голос рода - или, в нашей терминологии, родового эгрегора.
Обычные люди стремятся или вырваться из своего рода, или устроиться в нем поуютнее, или что-то своему роду доказать. И тратят на все это очень много психических сил, иногда коверкая свою судьбу и жизнь своих детей, плохо подбирая себе брачных партнеров и т. д.
С психологической точки зрения правильно было бы не пытаться вырваться из рода целиком, и не пытаться целиком в него загрузиться, и не посвящать всю свою жизнь тому, чтобы на свой род как-то повлиять или что-то ему доказать. Гораздо правильнее выделить в себе субличность "члена рода" и поручить ей с ним взаимодействовать. Тогда, правда, возникает тема интеграции этой субличности в психику человека и, в частности, выстраивания ее отношений с другими его субличностями. Этим темам и техникам посвящен наш семинар.
Продолжим же углубление в эту непростую тему.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРЕДКИ
Некоторые темы в частной и общественной жизни человека развиваются не совсем так или совсем не так, так он бы того желал и планировал, и причины этого иногда лежат не только в его психологии (тогда говорят, что характер определяет судьбу), а глубже - в родовых программах, которые родовой эгрегор реализует на материале жизни и психики человека. Можно ли как-то диагностировать, вовремя понять и изменить, скорректировать родовое влияние?
Если быть идеалистом в худшем смысле слова, то можно сформулировать такой лозунг: "Пойми свой род - и он поймет тебя". Увы, так чаще всего не получается, особенно у людей, чья карма отчетливо выходит за пределы родовой - как вширь, так и вверх или вниз. Мало "понять" свой род, его основные программы и его ожидания по вашему лично поводу. Вам нужно еще основательно поработать на свой род и оформить свою жизнь как служение ему, причем в понятных ему терминах и на желанных ему направлениях - вот тогда он может вступить с вами в конструктивный разговор и отменить свои жесткие решения (приговор) в вашем отношении, и, более того, начать помогать вам там, где вы никакой помощи от него давно (или никогда) не ждали.
Поклонение предкам существует, по-видимому, во всех культурах, и во многих примитивных обществах имеет религиозный смысл: умершие предки для дикарей являются почти богами или, по крайней мере, могущественными духами, обладающими даром видеть будущее и влиять на настоящее. "Что невозможно для человека, возможно для Бога" - этот тезис имеет, вероятно, весьма древнее происхождение.
Однако современное общество настолько же отгородилось от природы, насколько удалилось от естественной для человека опоры на своих предков. Подумайте: склонны ли вы принимать ответственные решения на могиле своей бабки или деда или перед их фотографиями, советуясь с ними в самом прямом смысле этого слова? Сны в наше время в лучшем случае толкуют по Фрейду или соннику, но мало кому приходит в голову хоть иногда интерпретировать их содержание как прямые указания на то, как вам следует жить, посланные могущественными, ясно видящими и любящими вас предками. Здесь же могу упомянуть и африканских шаманов (в том числе и современных - читайте, например, книгу Сьюзен Кэмпбелл "Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители" , которые живут, диагностируют и лечат болезни не только "по заветам", но и с прямой помощью своих умерших членов своего рода.
Хотим мы того или нет, мы включены в родовые программы по уши и даже более того - до кончиков волос и до атманического тела включительно. И этот факт отменить невозможно. Однако можно изменить видение себя и своих достижений родом - это раз; и можно изменить сам родовой эгрегор - это два. Вторая задача - не для людей заурядных, а вот с первой можно справиться и на энергии своих индивидуальных и микросоциальных планет. Вторая же задача важна для людей, которые, увязнув в родовой карме, все же хотят избавить от ее наиболее одиозных проявлений своих детей или хотя бы внуков. Здесь придется, разумеется, потрудиться, но в принципе это возможно, хотя для этого потребуется подключить прямые энергии Сатурна, Юпитера или Хирона.
Голос рода. Родовой эгрегор тоньше семейного, и интонации своего рода нужно специально учиться различать. Как можно это делать? Есть ситуации, когда голос рода слышен достаточно отчетливо, и если быть к ним внимательным, то постепенно его обертона начинают распознаваться достаточно отчетливо.
Прислушайтесь к рассказам старших членов своего рода, вспомните, как воспитывали вас родители и подумайте, как вы воспитываете своих детей (внуков). При некоторой практике особый голос своего рода вы научитесь распознавать безошибочно - в том числе в речах и поступков ваших малолетних детей. Вспомните, как вас воспитывали, апеллируя к жизни и позициям ваших дедов и прадедов; как ваша бабушка прямо или косвенно объясняла вам, что в жизни важно, а что второстепенно.
Весьма активен родовой эгрегор в ситуациях передачи от поколения к поколению. Его влияние можно уловить на похоронах, поминках, свадьбах и праздновании рождения младенцев. Он неравнодушен к разделу имущества (особенно недвижимости), завещаниям - как материальным, так и духовным. Его дыхание можно уловить, рассматривая семейные альбомы, старые фотографии, оставшиеся от предков предметы - как фамильные ценности, так и бытовые вещи.
Многое о своем роде можно понять, изучая жизнь и психологию любимчиков рода - тех его членов, которые остаются в истории рода и активно мифологизируются, чье имя, черты характера и поступки постоянно цитируются в жизни следующих поколений. То же, впрочем, относится и к родовым изгоям и "позорникам рода" - изучая те их черты и поступки, которые вызвали такое к ним отношение остальных членов рода, можно многое понять про установки родового эгрегора.
Также показательными являются по-видимости неравновесные, несправедливые семейные ситуации, которые, однако, продолжаются многими годами и почему-то не вызывают не только протеста, но и осуждения в рамках данной семьи. Эти ситуации заставляют заподозрить влияние родового эгрегора, имеющего свои цели и свою этику и накладывающего в соответствии с ними тонкие (иногда и грубые) искажения в психологию членов семьи. Так часто бывает, когда род выбирает себе из членов данной семьи жертвеную фигуру и гнобит ее без видимых на то причин.
ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И ПОЗИЦИИ РОДОВОГО ЭГРЕГОРА
Мы можем только догадываться об истинной природе и устройстве родового эгрегора, как и любого эгрегора вообще. Однако даже приблизительные его модели и примерные описания на понятном ему языке будут восприняты им "на ура". Для родового эгрегора чрезвычайно важно пристальное и заинтересованное внимание к нему самому, а также к его проявлениям в судьбах членов рода и их деяниях.
Как же мы можем подступиться к своему родовому эгрегору и попытаться его понять - с тем, чтобы вступить с ним в осмысленный диалог и выстроить с ним отношения - всегда непростые и нередко конфликтные?
Здесь возможны два подхода: индивидуальный и тематический. Индивидуальный подход заключается в том, что вы последовательно изучаете членов своего рода и их семьи по отдельности, вычленяя общие темы, повторяющиеся сюжеты, позиции, взгляды и т. п. Пример индивидуального подхода я демонстрирую вам в цикле статей «Родовое благословение и проклятие». Тематический подход, который я предлагаю ниже, заключается в изучении своего рода на материале заранее заданных тем и сюжетов, которые для него оказались актуальными и значимыми, и которые, видоизменяясь, тревожили и радовали последовательные поколения ваших предков, служили для них (и для вас) опорой или, наоборот, антагонистом.
Далее я привожу (неполный!) список тем, которые актуальны для многих родов, представляя собой неизбывный фон их существования и точку отсчета для оценки достижений и провалов членов рода. Подумайте, какие из этих тем волновали и продолжают волновать ваш род в нескольких его поколениях, в чем конкретно это выражалось и выражается сейчас.
Пафос существования. Что главное в жизни? Этот вопрос волнует не только индивидуумов - его для себя решает и родовой эгрегор. И этот вопрос может решаться эгрегором в иньском или в янском ключе, и в каждом из этих вариантов есть свои особенности.
а) Иньский ключ. Для жизни главное - ее определенные качества, которые ее украшают или омрачают, и если первые из этих качеств присутствуют, а вторые отсутствуют, то все хорошо, "жизнь удалась".
При этом вопрос о том, какими средствами эти качества достигаются (избегаются), может обсуждаться или не обсуждаться, но в любом случае эти средства представляют вторичный интерес.
Родовой эгрегор, стоящий на таких позициях, будет делать акцент на таких высказываниях членов рода:
- Вот наш дед жил - всегда дисциплину держал, и детей своих, и жену, хоть и любил, лишнего не баловал.
- Хуже всего - это когда человек уныло живет, песен не поет, ничему не радуется, как ваша тетя Варя, скажем.
б) Янский ключ. Для жизни главное - это ставить цели, стремиться к чему-то, осязаемому или нет, достижимому или нет - эти моменты родовой эгрегор обязательно конкретизирует. Кроме того, он будет внимателен к средствам достижения этих целей, инструментам воздействия на мир и людей, граничным условиям применения этих инструментов.
- Вот дед Потап никогда просто так ничего не делал - всегда ставил себе цель и ее добивался. Он-то нашу семью из глубинки в столицу вывез, в войну от голода спас.
- А если не знаешь, зачем тебе замуж выходить - так и повремени еще, не торопись, внученька.
Если вы чувствуете, что для вашего родового эгрегора важен пафос существования, то определите, каков его ключ - иньский или янский, и затем уточните его, ответив на следующие вопросы.
Вопросы для уточнения пафоса существования в иньском ключе:
- Какой была жизнь "образцовой" семьи или индивидуума из вашего рода?
- Какие особенности жизни члена вашего рода считаются особенно неправильными, позорными, недостойными?
- По каким признакам женщины вашего рода оценивали (оценивают) возможных невест своим подрастающим сыновьям?
- Какие качества поведения детей в вашем роду ценятся выше всего, а какие энергично порицаются?
Вопросы для уточнения пафоса существования в янском ключе:
- Какие цели в вашем роду одобряются: высокие (идеальные) или конкретные (достижимые), а какие - нет?
- Какие инструменты и качества характера, нужные для достижения цели, одобряются и используются в вашем роду, а какие - не одобряются (хотя, возможно, используются):
* личная сила (харизма);
* физическая сила;
* красота;
* прилежание, усердие;
* социальная ловкость;
* практичность;
* умение работать руками;
* ум;
* эмоциональность;
* усердие;
* целеустремленность;
* коммуникабельность;
* верность другу (делу, своему слову);
* надежность;
* адаптивность (социальная, природная, семейная);
...
- Какие достижения членов вашего рода стали образцовыми, почти легендарными? Какими качествами (талантами, способностями, условиями окружающей среды) они были обусловлены?
- Какими были самые яркие провалы, неудачи в жизни членов вашего рода? Чем они были обусловлены?
Жизнь и отношения в семье
Эта тема наверняка волнует ваш родовой эгрегор, и он имеет вполне определенную точку зрения на то, какими они должны и какими не должны быть. Далеко не все родовые эгрегоры считают, что отношения в семье должны быть безоблачными и основанными на любви и понимании, компромиссах и прощении. Есть "боевые" родовые эгрегоры, которые считают, что лучший способ выращивания доблестных членов рода - постоянные внутрисемейные схватки, причем их этика может быть, мягко говоря, сомнительной с обычной человеческой точки зрения. Откровенная и тонкая ложь, подлые обманы и коварные предательства в семье - норма для некоторых родовых эгрегоров, и лучше это признать, чем упорно игнорировать вопреки очевидности.
Что лежит в основе семьи, "правильной" с точки зрения рода и что, наоборот, ее разрушает? Взгляды на эту тему родового эгрегора могут быть весьма определенными и весьма сомнительными, если их воспринимать как объективные, то есть годящиеся для всех семей вообще. Однако родовой эгрегор заботится о своих семьях, и он может быть больше прав (хотя и противен родовым изгоям), чем кажется поначалу.
Далее я по различным аспектам жизни семьи привожу вопросы, по поводу которых ваш родовой эгрегор может иметь вполне определенное мнение, возможно, иногда расходящееся с вашим лично. Подумайте, каково оно.
Семейная жизнь.
Каковы главные события семейной жизни и как их следует ритуализовывать?
Каковы главные семейные ценности? (здесь возможны варианты: муж и его карьера; жена и ее красота (капризы); дети как таковые; отношения в семье; воспитание детей в определенном ключе; продолжение традиций; создание новых традиций;...).
Каков наиболее важный уровень жизни семьи (буддхиальный - этика, позиции; каузальный - события; ментальный - разговоры и рассуждения; астральный - эмоции; эфирный - болезни и здоровье, полезная еда)?
Отношения между супругами.
Предпочтительнее брак по расчету или по любви? И какому именно расчету? Какова должна быть роль родителей в подборе жениха (невесты)?
(Например, родовой эгрегор может ценить инициативу и свеволие членов рода при выборе себе супруга, и одобрять браки, совершенные вопреки воле родителей.)
Каковы обязанности супругов по отношению друг к другу? Что они должны обязательно делать и чего, наоборот, делать категорически не должны?
Должны ли супруги быть полностью откровенными друг с другом? Или есть сферы, где им лучше в дела друг друга не вникать? Каковы эти сферы?
Дозволительны ли мужу и жене легкие интрижки, серьезные измены, на каких условиях, и как их адаптировать в семейную жизнь?
Что является серьезным поводом для развода, и как при разводе быть с детьми?
Должны ли супруги конкурировать друг с другом, или же им следует поделить сферы своего влияния?
Воспитание детей.
На что следует обращать наибольшее внимание при воспитании детей?
Что детям дозволяется, а что категорически запрещается?
Каковы обязанности детей по отношению к семье, к родителям, к бабушкам и дедушкам, друг к другу?
Каковы обязанности родителей по отношению к детям? Зависят ли эти обязанности от характера и поведения детей?
Отношение семьи к окружающим.
Должна ли семья быть: максимально открытой; умеренно открытой; почти закрытой; совершенно закрытой?
Что важнее: то, что семья получает от окружающих, или то, что она для них делает?
Кто может рассчитывать на звание друга семьи? Что семья должна для такого человека делать?
На какое внимание семьи могут рассчитывать друзья детей? сотрудники мужа? подруги жены?
Можно ли иногда сплавлять детей к любовнице мужа?
На какое внимание со стороны семьи могут рассчитывать родственники и бабушки-дедушки? Каковы их обязанности перед семьей? перед внуками?
Внутрисемейное поведение в различных ситуациях.
Какими должны быть ситуации и формы выражения одобрения и неодобрения: мужу, жене, детям, бабушкам, дедушкам?
Какие формы вежливости должны быть приняты между членами семьи?
Какие ситуации семья должна воспринимать как проблемные (драматические), и как должны реагировать ее члены?
Чьи и какие проблемы семья должна воспринимать очень всерьез, а чьи (какие) - как не стоящие ее внимания?
...
Отношение к выродкам - непутевым и злостным
Скорее всего, ваш родовой эгрегор волнует эта тема. Подумайте, как бы он ответил на следующие вопросы.
Каковы обязанности перед родом неженатых и бездетных его членов?
Как ваш род относится к тем своим членам, которые злостно нарушают его правила или вовсе уходят из него - по крайней мере, физически и социально?
Как (в чем) выражается неудовольствие родового эгрегора отдельными своими членами и семьями?
Удача - реальность или отговорка?
Какова роль удачи в исполнении членами рода своих планов? в благополучной, правильной их жизни?
Является ли удача чем-то осязаемым, чем можно обладать или не обладать, всерьез опираться на нее? Является ли она добродетелью?
Является ли неудачливость объективным фактором или отговоркой, прикрывающей лень, безалаберность и отсутствие целеустремленности?
Личная сила
Лежит ли в основе успехов рода личная сила (харизма) отдельных его членов?
Обладает ли член рода, обладающий личной силой, особыми привилегиями и правами по сравнению с другими его членами?
Оправдывает ли личная сила члена рода его деспотизм, доминирование в семье и т.п.?
Карьера и ее понимание родом
Какие профессии для членов вашего рода предпочтительны, а какие не одобряются родовым эгрегором?
Как ваш род понимает карьеру - в социальном, или в профессиональном, или в ином ключе?
Что является главным признаком успешной карьеры (деньги, социальный статус, связи, влияние, авторитет,..)?
Может ли (должна ли) карьера идти в ущерб семейной (личной) жизни?
Должна ли делать карьеру женщина, особенно мать семейства?
Какие жертвы может (должна) приносить семья ради успешной карьеры одного из ее членов (отца, матери, ребенка)?
Какие бонусы от успешной карьеры члена рода должна получать его семья? его род?
Странствия: добровольные и вынужденные
Путешествия и переселение отдельных членов рода и целых его семей - важный аспект жизни рода, и он может таким образом, то есть отправляя своих членов в путешествия и даже их переселяя (иногда против их воли), преследовать свои цели.
Как ваш род относится к путешествиям: без цели, с целью отдыха, познания мира, для профессионального роста?
Были ли в истории вашего рода насильственные, вынужденные или добровольные переселения? К каким результатам они привели?
Одобряет ли ваш род общение с иностранцами? изучение иностранных языков?
Принято ли у вас принимать в гостях друзей и родственников из далеких краев, селить их у себя в семье на некоторое время, ездить к ним?
Развитие - в глубину или в ширину?
Как ваш род понимает свое развитие - очень важный для него вопрос. Подумайте на следующие темы.
Что в вашем роду ценится больше: профессионализм или широкая слава, известность?
Как в вашем роду понимается успех? Каковы его главные компоненты и условия?
Что важнее: закрепиться на имеющихся позициях или выйти на новые рубежи?
Какую роль в развитии вашего рода сыграли его герои, наиболее авторитетные и почитаемые его члены?
Религиозность, духовность
Как ваш род понимает духовность и какую роль он отводит ей?
Какие формы религиозности в вашем роду приветствуются, а какие отрицаются?
Какова в принципе роль духовности в жизни человека? (никакая, фоновая, существенная, кардинальная, определяющая)
Являются ли слова "с Божьей помощью" в вашем роду значимыми?
Социальный уровень
Какой уровень социализации для своих членов и семей ваш род считает правильным?
Какой уровень доходов и трат в вашем роду приветствуется, а какой считается "позорной нищетой"?
В каком социальном слое ваш род считает для себя правильным располагаться? Как оценивает тех своих членов, которые вводят его туда? выводят оттуда?
Сокровенные цели рода
К чему на самом деле стремится ваш родовой эгрегор?
Какие цели он ставит для себя и для своих членов - в том числе в далеком будущем?
Какой след он хотел бы оставить в истории?
РОДОВАЯ МИФОЛОГИЯ - МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Мы не должны судить наших предков, но обязаны мифологизировать их жизни.
Если вы хотите всерьез поработать на свой родовой эгрегор и попутно войти с ним в глубокий контакт, наладить взаимопонимание и, возможно, снискать его благодарность и благосклонное отношение, то поработайте всерьез - напишите нечто вроде родовой саги, перенеся главных героев своего рода, его ценности в метафорическое пространство - например, остров, чьи горы, озера, рощи и ручьи будут носить имена ваших сородичей. При этом доблесть и одиночество вашего деда Владимира найдет выражение в высоте и неприступности пика Владимира, а добродушие и широта душа вашей бабки Василисы проявится в округлости и чистоте воды озера Василисы.
На острове могут быть также и животные, и разыгрываться разные сюжеты, которые будут символизировать истории из вашего рода. Таким образом вы мифологизируете ту часть истории вашео рода, которая, на ваш взгляд, этого заслуживает, и получите богатый материал для рассказов вашим детям и внукам, а они, если будет на то воля родового эгрегора и он одобрит вашу работу, ее продолжат.
ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С РОДОВЫМ ЭГРЕГОРОМ
Чем вы ему обязаны и чего он от вас ждет? Может быть, вы это уже сделали - тогда осталось это эгрегору объяснить. Расскажите ему о себе и своих свершениях на понятном ему языке и апеллируя к его целям и ценностям. Используйте при этом метафорическое пространство из предыдущего пункта.
Родовые проблемы многих людей отягощаются тем, что их родовой эгрегор видит их место и задачи в роду одним образом, сами эти люди - другим, а их гороскоп указывает на нечто третье. Изучите свой гороскоп, поймите ценности и цели своего рода и попытайтесь изменить свое позиционирование в нем так, чтобы это соответствовало вашим склонностям и в то же время устраивало ваш родовой эгрегор. Найти ваше правильное позиционирование в роду вам поможет ваш гороскоп, а вот чтобы уговорить родовой эгрегор это позиционирование принять, будут нужны особые усилия и, возможно, владение техникой дипломатии с эгрегорами. Почитайте книгу А. Подводного "Эгрегор. Человек перед лицом колектива".
Отношения человека с его родом во многом определяются узлами Луны. В частности, Южный узел покажет, что вы есть для вашего рода и сколько он на вас склонен тратить, а Северный - чего ваш род от вас ждет. Отсюда несправедливость: при акценте Южного узла вы от рода много получаете: и благ, и ограничений; при акценте Северного узла род многого от вас ждет, а давать может мало - но и ограничивать тоже.
Когда родовой взгляд на жизнь и на вас лично уместен, а когда нет? Лучше, если на этот вопрос вы будете отвечать сами - учитывая, впрочем, вашу родовую карму. Но в любом случае, как бы ваша связь с родом ни была сильна, ваши отношения с ним вы можете регулировать и, по меньшей мере, приучить родовой эгрегор к вежливости - если, однако, сами будете к нему относиться с подобающим почтением.