Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

О Внутреннем Критике

Самогрыз
Есть люди, которые постоянно занимаются внутренней самокритикой, причем грызут себя нещадно - как за текущие свои ошибки, упущения и аморальность, так и за прошлые, в том числе случившиеся много лет назад. Субличность Жесткого Внутреннего Критика, или Самогрыза, у таких людей слишком много себе позволяет, нанося их психике и в конечном счете всей жизни существенный ущерб. В качестве символа для отношений Самогрыза и остальной личности человека я предлагаю следующий детский анекдот.

В дверь кабинета ветеринара с трудом протискивается бегемот, на спине которого сидит лягушка. Ветеринар спрашивает у бегемота: «Что с вами случилось?» - на что лягушка отвечает: «Да вот, какая-то дрянь к жопе прилипла!»

Самогрыз - это лягушка, а бегемот - личность человека. И первый вопрос, который возникает в связи с деятельностью Самогрыза, таков: почему он отделяет себя от личности человека в целом, являясь по сути ее частью? Да еще ставит себя в родительскую позицию?
В конечном счете вся психическая деятельность человека должна быть подчинена исполнению его жизненной миссии, и в частности - поддержке его текущих жизненных сюжетов; по крайней мере, большинства из них, ибо из их сочетания жизненная миссия как раз и состоит. Поэтому важный вопрос, который должен быть поставлен перед Самогрызом, звучит так: «Какую конкретную пользу ты приносишь своей критикой?»
Особенно актуален этот вопрос в регулярно повторяющихся ситуациях, которые от вторжения Внутреннего Критика никак не меняются. Таковы, в частности, упреки взрослого человека к самому себе, относящиеся к его предосудительному поведению в далеком прошлом (например, в детстве и отрочестве). Такие упреки ничего не меняют в поведении и моральном облике человека, но отрицательно действуют на его настроение и энергетику, то есть по сути откровенно мешают ему жить.

Воспитываем своего Внутреннего Критика
Во многих случаях (хотя и не всегда!) Самогрыз, даже наглый и раскормленный, вполне поддается укрощению и воспитанию. Какие же привычки нужно ему привить и что в целом внушить? Предлагаю некоторые возможные варианты.
1. Самокритика должна быть доброжелательной и по форме, и по существу. Совершенно (на мой взгляд) неправильно и саморазрушительно ведет себя человек, разрешающий своему Внутреннему Критику стилистику откровенной ненависти и злобы. Позиция «И за это я себя ненавижу и готов растерзать в клочки» ничего хорошего не сулит ни человеку, ни его окружению, на которое такое внутреннее отношение обычно тоже переносится, пусть и незаметно для самого человека.
Разумным по априорной установке может быть, на мой взгляд, отношение Внутреннего Критика к человеку как к своему любимому младшему брату или сестре. Да, этот младший брат иногда ошибается в поступках и спотыкается в морали, - но все равно любим.
2. Самокритика должна, как правило, происходить в «свободное» время, когда она не мешает работе других субличностей - за исключением совсем одиозных случаев.
Например, учитель, ведущий урок в классе, должен быть сосредоточен на излагаемом материале и на поведении учеников, а не на различных своих недостатках, в том числе и имеющих отношение к процессу преподавания. О своих промахах как учителя ему лучше подумать дома, на досуге.
3. Самокритика должна быть конструктивной - в итоге. Это не означает, что Внутренний Критик должен сам исправлять недостатки, на которые он указывает - но он отвечает за то, что инициирует процесс, который ведет в итоге к конструктивным изменениям в личности и жизни человека - или хотя бы к частично конструктивным изменениям.
Иными словами, Самогрызу ставятся в прямую вину те его критические акты, которые в итоге не ведут ни к каким изменениям в жизни человека и лишь «обесточивают» его. За подобные выступления Самогрыз может (и должен) быть наказан - например, лишением права голоса на определенный срок.
4. Самогрыз не должен заниматься дешевыми обобщениями - например, делать вывод о никчемности достижения человека по той причине, что оно не лишено мелких дефектов или издержек.
Невозможно построить дом без недоделок. Но смазанный рисунок на перилах крыльца не делает дом непригодным для жилья, а именно жилье - его основная функция.
5. Самогрызу не следует судить о тонких вещах, о которых он не имеет представления. Это особенно актуально для ситуаций, когда речь идет о работе или достижениях профессиональной субличности человека. Козьма Прутков по этому поводу справедливо замечает: «Не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?» Так что надо дать право внутреннему Профессионалу в любой области осаживать Самогрыза - например, словами из притчи Пушкина: «Суди, мой друг, не выше сапога».
6. Самогрыз нередко склонен апеллировать к общественному мнению, знаменитостям, авторитетам, народной мудрости, к суждениям других людей, которые совершенно не в теме жизни и проблем своего хозяина. Тогда ему невредно напомнить, что на каждую тему имеется два противоположных авторитетных мнения, и какое из них можно отнести к текущей ситуации - вопрос тонкий и требующий детального разбирательства, а не размахивания колуном.
7. Во многих случаях Самогрыз в своей этике стоит на позициях, относящихся к воображаемому им идеальному миру, где добром отвечают на добро, любовь важнее всего остального, справедливость и мудрость, взявшись за руки, побеждают грубую силу, все тайное становится явным и добро в конечном счете всегда побеждает зло. Однако судит и критикует он субличности, работающие в реальном мире, живущем по иным законам, и эти законы игнорирует. На последнее обстоятельство ему всегда следует указывать, требуя, чтобы он изменил критерии своей оценки.

Каким должен быть Внутренний Критик?
Будучи правильно воспитан, Самогрыз превращается в культурного и умеренного Разумного Внутреннего Критика, который:
- ощущает себя как члена команды субличностей и не считает, что он в ней - самый важный или главный;
- пользуется авторитетом, уважением и признательностью со стороны большинства других субличностей;
- не лезет со своим мнением вперед при каждом удобном случае, но старается выступать лишь при прямом запросе на него со стороны;
- радуется успехам других субличностей больше, чем их поражениям и недостаткам;
- в отсутствие внешнего запроса ищет недостатки в себе.

Самозащита Самогрыза
Конечно, просто так своих позиций Самогрыз не сдаст, тем более избалованный и не привыкший к контролю и цензуре. В ответ на попытку призвать его к порядку и как-то ограничить в формах и ситуациях его проявления, он может заявить своему хозяину примерно следующее:
- Если бы не я, то ты сегодня же отправился бы в бордель, где напился бы вусмерть и перетрахал всех без исключения, включая гостей и хозяйку!
Однако так ли это? Является ли Самогрыз единственным ограничивающим человека фактором? Это вопрос серьезный и глубокий, и ответ на него отрицательный. Я не раз давал людям с повышенной самокритикой такое указание: «Отключите на месяц своего Критика и посмотрите, что вы станете себе разрешать». И в лютый разгул не пустился никто! Это связано с тем, что этическая система человека многократно дублирована на разных уровнях и в разных сферах его жизни и, кроме того, у каждой субличности имеется своя индивидуальная этика, иногда более строгая, чем у Самогрыза.

А вот другие позиции, которые может занимать Самогрыз и которые имеют мало отношения к реальности:
- Я - твой вытрезвитель! Если бы не я, твоя голова бы мигом вскружилась от мнимых успехов и незаслуженных восхвалений.
- Я - основа твоей внутренней скромности.
- Я даю тебе возможность быть адекватным в общении с людьми, которые не любят Наполеонов.
- Я - первопричина твоих успехов. Предупрежден - значит вооружен.
- Я - основа твоего душевного равновесия. Высоко поднимешься - больно падать будет.

Кто стоит за Самогрызом?
Иногда Самогрыз оказывается удивительно упорным и не поддается воспитанию - ни в плане своих позиций, ни в плане поведения. Это заставляет предположить, что за ним кто-то стоит, и этот кто-то, обеспечивая Самогрызу устойчивость, за его спиной или с его тихой помощью обделывает свои темные делишки. Кто же или что же это может быть? В каждом случае нужно разбираться отдельно, но вот распространенные варианты.
1. Психологическая подмена.
Некоторые люди очень не любят извиняться - ни словом, ни делом. В этом случае психологической заменой реального извинения может быть внутреннее извинение - или мучения совести, то есть активизация Самогрыза. При этом чем больше фактическая вина и величина извинения (компенсации), которые должен бы принести человек своему партнеру, тем активнее Самогрыз, причем конструктивных результатов от его деятельности в данном случае, разумеется, никаких не будет.
2. Вытесненное чувство вины или долга
В некоторых случаях человек грызет себя, и довольно активно и болезненно, но совсем не за то, за что следовало бы. У себя в подсознании он имеет вытесненное чувство вины или невыполненного долга, но не хочет (или не может) себе в них признаться, но дискомфорт из подсознания идет - и материализуется в неадекватной активности Самогрыза, который цепляется к совершенным уже мелочам.
Вообще, неадекватно сильная реакция Внутреннего Критика - четкий сигнал о том, что в подсознании есть большая проблема.
3. Нерешенные глобальные проблемы
Иногда человек чувствует, что живет в целом как-то не так, и ему нужны большие перемены в жизни, но боится их и боится в этом себе признаться. И вместо того, чтобы критиковать себя и свой текущий образ жизни в целом, он цепляется (это более безопасный вариант) за мелкие частности, не угрожающие ему большими переменами.




_
zoryana_Lv
19.01.2015 11:44:49
"Кто стоит за Самогрызом?" - это правда, реально сформулированная. smile:!:
Спасибо за материал для работы и за помощь! smile:)
Елена Данченко
19.01.2015 11:52:16
Спасибо ! Я задумалась  о том, в чём  я  боюсь сама себе признаться.От удовольствия погрызть себя  я  стала отказываться,только  совсем недавно   .
Интересно,а что  если  и правда  дать отпуск субличности Самогрыза  на месяц,пусть отдохнет,наберётся  силsmile:D. Спасибо  за  отличную статью  и совет!!!
Майя Ставитская
19.01.2015 13:58:57
благодарность
Спасибо вам огромное. Мне всегда помогали ваши книги обрести внутреннее равновесие. Читала все их и, без натяжки, они сделали мою сегодняшнюю жизнь. В которой куда светлее и уютнее, чем было в прежней.
Спасибо за тезис из этой статьи о том, что  Внутренний Критик склонен судить с позиций идеального мира, в то время, как необходимо корректировать суждения, приводя в соответствие с требованиями реального. Частенько спотыкаюсь именно об этот разнос.
Наталья
19.01.2015 18:51:33
Низкий поклон!
Яна Баженова
19.01.2015 19:15:47
Спасибо!
Спасибо, уважаемый Авессалом, за эту статью! 
Такое ощущение, что написана с моего Самогрыза smile:)
Вот они, ответы на мои вопросы, которые появились в ходе укрощения Внутреннего Критика! Единственное, что он настолько разжирел, что принялся за критику всего подряд, не слушая меня абсолютно.
Сложно для меня пока понять, кто стоит за Самогрызом... спасибо что показали эту сторону, я надеюсь, что потихоньку с этим разберусь.