Итак, гендерные субличности у взрослого человека имеют в точности его возраст и, соответственно, давно и прочно сформированные привычки, представления о мире (возможно, даже свою жизненную философию!) и друг о друге. И их восприятие себя и своей роли в психике и жизни человека также давно сформировано и весьма устойчиво, и это в чем-то хорошо, а в чем-то - не очень. В частности, разрушительны для психики и жизни человека в целом резко рассогласованные представления гендерных субличностей друг о друге, характере своих взаимоотношений и своих ролях в жизни друг друга. И все эти моменты обычно человеком не осознаются, и тогда их проработать очень трудно.
Попытки вывести гендерную субличность на свет сознания у многих людей вызывают большие трудности, вплоть до того, что оказывается трудно подобрать ей персональное имя (с этого начинается гендерная работа у нас в группах); а иногда имя, присвоенное человеком данной субличности, какое-то время работает, то есть она на него отзывается, но потом его приходится сменить на другое, более этой субличности подходящее - но это случается лишь после достаточно длительного и содержательного знакомства с ней.
Почему же так затруднено изучение собственных гендерных субличностей? В первую очередь по той причине, что подсознание в принципе неохотно расстается со своими тайнами и секретами, существенными для его успешной и эффективной (по его мнению) работы, куда сознанию вмешиваться не следует, так как оно, с точки зрения подсознания, действует всегда грубо и общо. Представьте себе работу микроорганизмов и ферментов, переваривающих съеденную вами пищу - ими же надо командовать! И управлять каждым по отдельности, а также координируя действия отдельных их групп в желудке, тонком и толстом кишечнике. Понятно, что такой уровень подробности и тонкости управления сознанию недоступен, и потому сознательное управление перевариванием пищи практически невозможно - по крайней мере, в деталях. Что-то подобное происходит и с субличностями, многие тайны которых остаются навеки скрытыми от сознания хозяина, и лишь некоторые, да и то с большим трудом и жертвами, им осознаются. Но и это немногое дорогого стоит и может сильно облегчить жизнь человека, а также дать ему ясные направления для работы над собой.
Ситуация с гендерными субличностями осложняется еще и тем, что они редко выходят к Главному микрофону, в случае своей активности обычно предпочитая оставаться у дополнительных. Поэтому, будучи вызвана к Главному микрофону (например, просьбой: расскажи о себе), гендерная субличность либо тушуется и молчит, либо выдает свою весьма одностороннюю и незамысловатую картинку, которая вовсе не характеризует ее целиком. Поэтому не следует судить о своих гендерных субличностях по тому впечатлению, которое они производят на поверхностный взгляд: они и глубже, и разностороннее, и мощнее, чем может показаться в начале их изучения.
Гендерные субличности разнятся очень во многом, но они по необходимости друг с другом взаимодействуют - если не прямо, то косвенно, участвуя (обе!) в одних и тех же процессах и событиях внешней и внутренней жизни человека. Таким образом, они могут одна другую в принципе (в теории, в своей жизненной философии) не признавать, презирать, винить, эксплуатировать как рабыню, - но фактически им приходится друг с другом считаться и, пусть скрепя сердце, но договариваться. Иными словами, позиции, которые гендерные субличности заявляют по отношению друг к другу, могут не соответствовать их фактическому взаимодействию в жизненных ситуациях. Например, они могут друг друга в принципе не уважать и не слушать, но фактически довольно дружно вести человека по самым замысловатым сюжетам. А бывает и наоборот: в принципе гендерные субличности заявляют о взаимоуважении и взаимопомощи, а по факту непримиримо соперничают в конкретных ситуациях.
Почему так? Дело не столько в недостаточной дипломатии, сколько в том, что ВМ и ВЖ действительно очень разные, и для того, чтобы хоть немного друг друга понимать, им нужно приложить значительные усилия - а они могут быть к этому с детства не приучены. Поэтому, принимаясь за свое гендерное воспитание и развитие, имейте в виду, что вы будете вынуждены перевоспитывать и расширять сознание двум зрелым индивидам, живущим в разных комнатах общей квартиры и, скорее всего, совершенно не привыкшим обращать прямое внимание друг на друга, а тем более - перестраивать свои отношения: уж какие есть, такие и есть!
А теперь поговорим о некоторых отдельных, но очень важных для человека аспектах его жизни, и постараемся увидеть, насколько по-разному эти аспекты понимаются его гендерными субличностями.
"Я" и мир
Тема проведения человеком границы между своей личностью ("я" ) и миром - одна из важнейших в психологии. И гендерные субличности понимают эту тему и подходят к ее решению совершенно по-разному.
ВМ разделяет "я" и мир (объект), проводя между ними четкую границу. Мир - это то, чем он занимается: ставит задачи, достигает целей; а "я" - это он сам, планирующий и реализующий свои планы, и он сам от мира отчетливо отделен. ВМ мыслит себя кем-то вроде хирурга, который делает ответственную операцию на теле больного: выделяет операционное поле, обеззараживает его, делает разрез, ненужное удаляет, нужное вшивает и т. д. При этом о сострадании объекту речи не идет: что должно быть сделано - будет сделано, максимально точно и эффективно.
Если ВМ занимается своим телом или какой-то частью личности, он их "объективирует", то есть выводит за пределы своего "я", и может быть безжалостен к объективированной части, над которой производится та или иная операция - например ее удаление, чистка, замена деталей или изменение формы.
Для ВМ характерна достаточно устойчивая граница между "я" и миром, которая не меняется. В частности, эта граница подсознательно проводится ВМ и по собственному физическому телу: какие-то его части ВМ относит к "себе", а какие-то - к "миру", объективируя их. Например, у человека рабочей профессии ВМ обычно относит к "себе" свои руки (как инструменты для реализации своих задач), а у человека интеллектуального труда ВМ относит к "себе" голову или конкретно мозги.
Я помню, когда-то давно ходил зимой купаться в прорубь, сделанную энтузиастами в пруду недалеко от моего дома. И один из "моржей", делясь со мной впечатлениями, сказал примерно так: "Я уж два года, как окунаюсь, и все тело нормально, привыкло. А вот пальцы ног - нет. Мерзнут, суки!" Меня сильно тогда покоробило это высказывание - не грубым словом, а контекстом, в котором оно было употреблено. Как я сейчас понимаю, у моего собеседника пальцы ног относились к "миру", то есть были объективированы, и поэтому он мог предъявлять к ним такие претензии, которые к себе самому никогда бы не применил.
Энтузиасты пластической хирургии делают над своим телом десятки операций, не испытывая морального дискомфорта, так как воспринимают тело не как часть "я", а объективированно, как часть мира, над которой они властны. И даже собственная психика и подсознание человека нередко объективируются ВМ, и он начинает кроить и переделывать себя как набор качеств и субличностей, которые на время этой переделки как бы перестают быть частью его "я", а становятся объектами мира, над которыми он властен делать, что ему вздумается. "Я собой недоволен", "Это качество я в себе истреблю", "Этого я себе не прощу, и стану другим человеком", - такого рода высказывания указывают на определенное расщепление личности, центр или фокус которой рассматривается ВМ как его истинное "я", а неодобряемая периферия личности объективируется и становится частью мира, над которой можно и должно проводить вивисекцию.
Четкое разделение на "я" и объективированный мир необходимо для ВМ, так как к "я" относится деятель, то есть сам ВМ, а к миру - объект его действий. Это нужно очень ясно понимать, повторяю, когда человек пытается в стиле ВМ работать над собой: в этом случае выделяется ядро, или фокус личности, которое и предстает в качестве "я" и является деятелем, и периферия личности (например, некоторые черты характера), которые становятся объектом действия.
При этом в целом разделение на "я" и мир у ВМ довольно устойчиво и не сильно меняется от ситуации к ситуации - пока не меняется сам ВМ. В его понимании "я" (или центр "я", в случае психологической работы над собой) находится вне зоны анализа и, более того, вообще вне сферы его интересов, которые распространяются исключительно на объект и планы работы с ним. Поэтому ВМ теряется или злится, если ему задают вопросы такого рода:
- А почему ты взялся за это дело? Каковы были твои внутренние мотивы?
ВМ интересует его план, его дело (например, завоевание понравившейся ему женщины), а не собственные мотивы! Понравилась она ему, и что тут обсуждать?!
ВЖ очень сильно отличается от ВМ в плане проведения границы между собой и миром. Для ВЖ эта граница, во-первых, очень переменчива, а во-вторых, ее роль совершенно иная. ВЖ в принципе не стремится отделить себя от мира - она выделяет часть мира, которая ей интересна - и с ней сливается, и переживает свои ощущения от этого слияния. В общем можно сказать так: граница между "я" и миром для ВЖ проходит как граница между тем, что для нее интересно и привлекательно, и всем остальным. От неинтересного и непривлекательного ВЖ отгораживается, так что оно как бы перестает для нее существовать - в том смысле, что ВЖ этого не воспринимает. При этом большой ошибкой было бы считать, что интересно и привлекательно для ВЖ только то, что вызывает у нее лишь положительные чувства и ощущения. Это вовсе не так! Зависть, ревность, жадность, страх не относятся к положительным переживаниям, как и чувства моральной и физической боли, но нередко для ВЖ оказываются привлекательными те объекты, которые вызывают у нее именно такие чувства, и они оказываются внутри границы ее "я". Почему так - большая загадка человеческой психики, но факты свидетельствуют именно об этом.
"Я не смогла пройти мимо - остановилась и залюбовалась", - так расскажет ВЖ о своем впечатлении от цветка, дерева, кота, ребенка, пожилой супружеской пары. Фактически этот объект ее "любования" стал - пусть на короткое время - частью ее "я", или она стала им (психологически разницы тут нет), - а потом внимание ВЖ переключается на что-то еще, и она сливается со следующим объектом, содрогаясь от радости или отвращения, вздыхая от томления или пыхтя от негодования.
В своем поведении ВЖ бывает непоследовательна (за исключением варианта, когда ее постоянно контролирует ВМ). Нередко она подчиняется текущему потоку событий, нарушая свои обещания, транжиря деньги, заставляя окружающих долго себя ждать и т.п. Именно про такую ВЖ было сказано: "С глаз долой - из сердца вон". Именно она выйдет замуж не за самого лучшего, а за самого настырного своего поклонника, который будет каждый день являться к ней и делать брачное предложение. Таковы "внушаемые", или "слабовольные" люди. Но гипнотизеры говорят: загипнотизировать можно лишь того, кто этого хочет. Стоит человеку сменить ВЖ на ВМ, как вся его "внушаемость" исчезает - или качественно меняет свой характер.
Однако ВЖ бывают разные. Одна, по выражению классика, "и жить торопится, и чувствовать спешит", поверхностно охватывая самые разные доступные переживания и ощущения; другая же стремится не в ширину, а в глубину, и хочет пережить тонкие, труднодостижимые состояния. Это может быть счастливая старость в окружении многочисленного любящего потомства, или мироощущение академика, сделавшего кардинальные научные открытия и создавшего свою научную школу, или триумфальное шествие кинозвезды по ковру каннского кинофестиваля. Эти ощущения так просто не даются, и чтобы их получить, нужно, кроме удачи и таланта, еще и много тяжелого труда, падений и унижений, но некоторые ВЖ на это идут. Есть еще профессии топовых винных дегустаторов, ресторанных критиков и создателей тонких ароматов и духов, которые тоже требуют не только таланта, но и длинного трудного жизненного пути, значительную часть которого преодолевает именно ВЖ.
Впрочем, сильная ВЖ может быть у человека, с виду имеющего вполне "мужскую" профессию, такую, как репортер с "горячих точек", водитель, летчик, яхтсмен. Такой человек может ценить в своей профессии именно те переживания, которые выпадают на его долю в связи с его профессией, а не конкретные результаты своей деятельности.
Вообще, вопрос о том, что для подсознания человека важнее: реализация его планов и достижение поставленных целей или же проживание, прочувствование различных ситуаций и собственных состояний сознания, - то есть вопрос о том, кто для человека на самом деле важнее - ВМ или же ВЖ? - имеет не лежащий на поверхности ответ, который иногда приходит к совсем уже зрелому или даже старому человеку, а к кому-то и вовсе не приходит. Однако этот ответ, будучи правильно найден, может изменить в жизни очень многое. И мнения самих гендерных субличностей на тему о том, кто из них главнее, полезно узнать и учесть, но следует иметь в виду, что эти мнения могут оказаться ошибочными, даже если они согласованы. Например, обе гендерные субличности могут считать, что главная из них - ВМ, а на самом деле главной для человека может при этом оказаться ВЖ.
Цели
Понятно, что ВМ ставит себе цели и их добивается. И в этом видит основное содержание своей жизни. Но было бы неправильно считать, что у ВЖ нет целей, и что она ни к чему не стремится. Пережить то или иное ощущение - чем не цель? Искупаться в ласковых водах Индийского океана или проплыть на доске по гигантской волне Большого Кораллового Рифа в Австралии - таковы могут быть заветные мечты ВЖ, которые она, вероятно, не назовет целями, но по сути это именно они. Разница между ВМ и ВЖ заключается не в наличии или отсутствии целей как таковых, а в отношении к ним и способам их достижения.
Для ВМ поставленная им себе цель есть ценность сама по себе, и ее достижение для него важно как таковое, а препятствия к ней, а тем более крушение своего проекта, он воспринимает как свою неудачу, вследствие чего понижает свою самооценку. Для ВЖ цель как таковая есть лишь обозначение, неясный символ, значение которого можно познать лишь после достижения этой цели. А путь к цели, его планирование и прохождение ВЖ воспринимает как иногда необходимое, но само по себе малоинтересное занятие.
Интересны в этом смысле поучения буддистов, касающиеся пути к просветлению. Просветленным может стать лишь человек, лишенный желаний; однако к числу желаний относится и само стремление к просветлению. Таким образом, по мере приближения к этому желанному для буддиста состоянию стремление к нему должно ослабевать, и пока это стремление не уйдет совсем, просветление невозможно. Или, как комментировал Веничка Ерофеев свое отношение к горячительным напиткам: "Желанно мне это, но ничуть не нужно!"
Переживания, к которым стремится ВЖ, могут быть ей "нужны" или "желанны" (бывает и так, и так), но пути, этапы и инструменты их достижения волнуют ее во вторую очередь, и этим она отличается от ВМ. Иными словами, ВЖ может быть по своей натуре активно-целеустремленной или пассивной, но в любом случае прокладка путей достижения своих целей и инструменты, для этого необходимые, ее волнуют мало - по крайней мере, существенно меньше, чем желанные для нее ощущения, которые она надеется получить в результате. Впрочем, иногда путь дает человеку больше интересных и неожиданных переживаний, чем достигнутая цель.
Воля
Поговорим о воле. Воля к победе, воля, необходимая для того, чтобы реализовывать намеченные планы - это воля ВМ. Но не нужно думать, что воля свойственна лишь ВМ. Умение сосредоточиться на своих ощущениях и способность пережить сильные и даже неприятные чувства, не отвлекаясь от них и не вытесняя их в подсознание, также требуют от человека усилия воли, иногда весьма значительного - и это воля ВЖ.
Для ВМ такая постановка вопроса может показаться странной: зачем вообще придавать значение своим переживаниям, и тем более переживаниям негативным? Однако именно переживания составляют основной смысл жизни ВЖ, и она должна уметь их проживать в большом диапазоне, от самых приятных до весьма неприятных, а иначе жизнь кажется ей пресной, пустой и бессмысленной. И она порой тратит значительную волю на свои трудные переживания, с усилием их поддерживая, чем может вызывать раздражение ВМ, который может сказать ВЖ так: "К чему все твои старания и страдания, когда результата никакого нет и не предвидится?" Однако ВЖ может хотеть именно этого: полностью, без купюр и обезболивающих, прожить те чувства, которые вызывает у нее данная ситуация, пока эти чувства сами собой не закончатся. И для этого иногда требуется большая воля - но совсем другая, чем имеется в распоряжении ВМ.
Вообще, вопрос о "полноте" жизни - это в большой степени вопрос реализации ВЖ. А когда речь идет об ощущениях и переживаниях, то здесь ограничиться положительным спектром не удается никому, за исключением отдельных мастеров лицемерия и лакировки действительности. Поэтому реализация ВЖ подразумевает ее способность к проживанию напряженных и отрицательных ощущений, для чего воля (специфического "женского" рода) необходима.
Активность
ВМ активен, когда человек думает о том, что он делает, и его внимание сосредоточено на исполнении задачи (плана), достижении своей цели.
Вот, например, школьник сидит над домашним заданием. Оно ему не нравится, и он постоянно отвлекается: смотрит в окно, грызет чипсы, чешет в затылке... Так проходит час, а задание не сдвигается. Мама ему говорит: "Ну соберись наконец и сделай свои уроки! Не отвлекайся!" И это - призыв к ВМ сына выйти к микрофону. Когда ВМ активен, человек не только имеет план действий, но и следует этому плану, то есть следит за тем, что он в данный момент делает и насколько это соответствует его плану или цели. И, как правило, он не обращает внимания на свои ощущения, исключая те, которые прямо относятся к его плану. Например, футболист на ответственном матче не думает о своей усталости или боли в поврежденной ноге, сосредотачивая свое внимание на мяче, других игроках и воротах противника.
Наоборот, активность ВЖ дает акцент на ощущениях, которые выходят на первый план сознания человека, и при этом он иногда вообще забывает, что у него был какой-то план действий, или же этот план становится для него вторичным по значимости. Так пловец, войдя в плотный контакт с морем, может незаметно для себя заплыть слишком далеко, забыв и время, и осторожность.
Внимание к внешнему миру
Внимание ВМ - это внимание воина, охотника, врача-диагноста, следователя, натуралиста, геолога. ВМ знает, на что и как ему надо смотреть или что искать. Внимание ВМ часто инструментально: в ход идут бинокль, микроскоп, рентгеновский аппарат. ВМ старается рассматривать объект по плану и с целью найти что-то интересное, важное, ценное. Внимание ВМ избирательно по критерию полезности (вредности) наблюдений для его плана действий или избранной цели.
Здесь важно отметить, что ВМ мыслит объект своего внимания как нечто внешнее по отношению к себе: он ставит себе цели в объективированном мире и наблюдает там же.
Наоборот, для ВЖ важен не столько объект ее внимания, сколько ее переживания в связи с этим объектом - если, конечно, она включила этот объект в границы своего "я". Для ВЖ характерно внимание, имеющее целью вместить объект в себя и его прочувствовать. Граница между человеком и объектом сдвигается, захватывая объект: он становится как бы частью человека, и только тогда ВЖ начинает его воспринимать. Ее пафос взаимодействия с внешним объектом - это сочувствие, сострадание или сорадование.
Внимание ВЖ избирательно и действует по принципам: понравилось - не понравилось, интересно - неинтересно, мое - не мое, есть отзвук изнутри - нет отзвука, раскрылось сердце - не раскрылось. При этом часто наблюдается отсутствие внешней (очевидной, "мужской" ) логики; в том числе нередко внимание ВЖ может останавливаться на никчемных или вовсе отрицательных объектах, но тут важно понимать, что они волнуют ВЖ не сами по себе, а лишь как источники ее переживаний; а вот какие переживания она ищет - это очень глубокий вопрос, который всегда решается сугубо индивидуально.
Телесные ощущения
У ВМ в принципе тело отделено от "я", то есть рассматривается им как внешний объект. Тело для него - в первую очередь инструмент "я", проводник его воли. Таковы кулаки боксера, пальцы и губы опытного любовника.
И в том же ключе ВМ относится к своим телесным ощущениям. Тело для него есть инструмент восприятия отделенного от "я" мира (в том числе и самого тела), и это восприятие, конечно же, очень важно для проведения в жизнь планов ВМ. Глазами он отслеживает движения зверя или соперника, ушами слышит его шаги, носом обоняет его запах, кожей чувствует его прикосновения и т.д. Бывают, впрочем, и более тонкие телесные ощущения, на которые может ориентироваться ВМ, принимая свои решения и комментируя эти ощущения в таком стиле: "Кишками чувствую - врет...", "У меня аж в груди полыхнуло - значит, пора действовать", "Поджилки у меня по всему телу затряслись - значит, думаю, рано мне за это дело браться".
Таким образом, для ВМ его телесные ощущения идут в первую очередь как диагностические, то есть как важные признаки приближения или отдаления от цели. Соответственно он относится к физической боли: она либо служит для него информационным фактором, помогающим поставить диагноз и выбрать правильный план лечения, или отвлекающим от его целей фактором, и тогда он старается ее проигнорировать, вытеснить в подсознание.
Я помню, как-то слушал рассказ случайного знакомого о том, как его на даче покусала чужая собака. Пафос его рассказа заключался в том, что в результате он был вынужден, отвлекаясь от своих дел, потратить значительное время на хождение к врачу и получить одних уколов на 1500 рублей! О том, как ему было больно, он не упомянул ни разу, и чувствовалось, что вовсе не это его огорчило.
Совсем по-другому переживает свои телесные ощущения ВЖ. Тело для нее в принципе - часть "я", и телесные переживания - как приятные, так и болезненные - самоценны, то есть в любом случае важны. В принципе, ВЖ через тело воспринимает мир - а точнее, ту его часть, которую она включает в свое "я", и телесные переживания для нее - один из важнейших видов переживаний.
Не нужно думать, что внимание ВЖ к своим телесным ощущениям свойственно лишь избалованным женщинам, принимающим экзотические ванны или тайский массаж. Вспомним мужские описания утреннего похмелья, не лишенные тайного сладострастия, - их автор, несомненно, ВЖ.
А вот как описывает Иосиф Бродский процедуру своей эмиграции из СССР:
"... я прошел сквозь строй янычар в зеленом,
чуя яйцами холод их злых секир,
как при входе в воду..."
Несомненным автором этого описания является ВЖ лирического героя.
Как ВЖ относится к боли (душевной или физической)? Боль - одно из основных переживаний человека, и для ВЖ она важна как таковая. Нередко ВЖ считает, что боль надо пережить; возможно, адаптироваться к ней, проследить ее динамику, пережить разные ее аспекты, ощутить ее трансформацию во что-то еще. Для ВЖ свойственно погружение в боль - что совершенно непонятно ВМ. Ненужную, мешающую ему боль ВМ обычно отвергает, а ВЖ может ее принимать и обладает способностью ее трансформировать. ВЖ интуитивно знает основу мазохизма: пережитая боль может вести к экстатическим ощущениям.
Эмоции
Обе гендерные субличности испытывают эмоции, но, во-первых, это разные эмоции, а во-вторых, эти субличности совсем по-разному относятся к своим эмоциям.
Для ВМ эмоции суть или инструменты, с помощью которых он реализует свои цели, или досадные мешающие достижению его целей факторы, которые нужно истребить или по крайней мере ослабить и вытеснить из сознания. Как говорит английская пословица, блюдо мести вкуснее в холодном виде.
На эмоциях основаны спортивные состязания; стремление к победе над противником у большинства людей сопровождается сильными эмоциями, выбросом адреналина. Хорошо известен феномен "спортивной злости", которая помогает атлету победить в соревновании. Да и начальник, управляя подчиненными, нередко позволяет себе эмоции, используя их как эффективный метод воздействия. И в страхе перед начальническим гневом иной подчиненный отлично справляется со своим заданием, соблюдает дисциплину и работает добросовестно. Также и в управлении детьми и подростками эмоции воспитателя или учителя, тщательно подобранные и адекватно выраженные, играют очень существенную роль.
Однако неконтролируемые и захватывающие разум эмоции ВМ отчетливо не нравятся, хотя иной раз они его посещают - например, при крушении его планов, неудачах, неприятных деловых разговорах, "непонятках" в сложных ситуациях и т. п. Не следует думать, что ВМ в принципе неэмоционален: это совсем не так. Но эмоции для него никогда не становятся самоцелью - это лишь полезные инструменты или мешающие ему факторы, и первые он стремится использовать в своих целях, а от вторых освобождаться.
Для ВЖ эмоции - это в первую очередь захватывающие ее состояния, которые надо пережить, окунувшись в них поглубже. Далеко не всегда ВЖ стремится к полностью положительным эмоциям - она бывает не прочь посмотреть фильм ужасов или психологическую драму, искренне сопереживая ее героям, страдая и радуясь вместе с ними.
"Веселья час и боль разлуки
давай делить с тобой всегда" -
такая позиция для ВЖ очень понятна.
Развитая ВЖ может высоко ценить эстетические или религиозные эмоции; ВЖ общественника будет стремиться к переживанию групповых эмоций, например, на стадионе, на детском празднике или в связке альпинистов, штурмующих недоступную вершину. Некоторые ВЖ ценят эмоции государственного эгрегора, и такие люди иногда становятся дипломатами или руководителями государства, получая сильные и яркие эмоциональные впечатления от напряженных ответственных переговоров, определяющих судьбу народов и больших проектов. И если вы посмотрите фильмы о жизни мафии, то вы можете убедиться в том, что даже высокие члены мафиозных кланов вовсе не всегда действуют под руководством ВМ - нередко фактической силой, управляющей мафиози, является ВЖ, наслаждающаяся его властью и преступными действиями, которые сопровождаются взрывами эмоций - и чужих, и его собственных.
Изучая эмоциональную жизнь человека, можно заметить, что к своим эмоциям человек относится очень избирательно, приветствуя одни и подавляя другие, причем степень поощрения или подавления зависит от ситуации. Например, мать семейства может подавлять в себе раздражение и негодование младшим ребенком и разрешать себе эти эмоции по отношению к старшему - или к мужу. Человек может разрешать себе радость сочувствия и запрещать (вытеснять) мстительную радость. Он может разрешать себе одни виды огорчения, горя и страха и запрещать другие. Почему так происходит, и насколько это правильно - сложный и важный для психики вопрос, который в каждом случае решается особо, и для его решения часто бывает необходимо привлечь гендерные субличности и понять их отношение к эмоциям - во всем их спектре.
Опасность - безопасность
Когда человек заводит речь об опасности (и безопасности), то очень важно осознавать, какая гендерная субличность у него активна, так как ВМ и ВЖ опасаются совсем разных вещей, и меры безопасности (защиты), к которым они прибегают, также совершенно различны.
Опасности ВМ связаны с помехами в реализации его планов, или же в самом составлении этих планов, в постановке задачи, которая может оказаться в том или ином смысле неправильной, и тогда возможна ситуация, описываемая известной поговоркой: "За что боролись, на то и напоролись". И здесь важно понимать, что для ВМ важны его планы как таковые, их успешная реализация, и он опасается именно их крушения - но не своих переживаний в подобной ситуации. Поэтому он продумывает свое поведение в случае возможных препятствий, подготавливает запасные варианты, планы Б, В и т.д., не заботясь специально о том, как он будет переживать свою неудачу, если она, несмотря на все принятые им меры безопасности, все же случится, и не думая специально о том, как он будет радоваться, если все сложится точно по его плану. Иногда от научных работников можно слышать такое высказывание: "Отрицательный результат тоже есть результат" - это несомненно высказывание ВМ. Другой характерный пример - воспитание ответственной мамой своего малыша. Она озабочена выполнением определенных правил кормления, гигиены, прогулок ребенка и опасается их нарушения, но вовсе не своих реакций в случае нарушения этих правил. То же относится и к безопасности ребенка - ВМ мамы заботится о том, чтобы ребенок был здоров и не получил травм во время своих игр, вовсе не думая о своих собственных переживаниях в случае его болезни.
Опасности ВЖ имеют совершенно иной характер - они связаны с нежелательными и опасными для человека ощущениями и переживаниями, и свою безопасность ВЖ понимает именно в этом ключе - как защиту от подобных переживаний. Так, например, жена может волноваться по поводу того, что ее муж пришел с работы существенно позже, чем обещал, и не позвонил, и не был доступен по телефону. Придя домой, муж может ей объяснить причины своего опоздания, и они могут оказаться весомыми для обоих супругов, но для ВЖ жены этим ситуация не исчерпается, и ее претензия к мужу может прозвучать так: "Ты не защитил меня от неприятного волнения по поводу твоего опоздания". Причем ВМ жены может счесть, что это глупо: ведь все же обошлось благополучно, ну подумаешь - поволновалась немного! Однако для ВЖ это вовсе не малость, а одна из базисных неприятностей ее жизни.
Таким образом, когда человек говорит: "Я боюсь потерять работу", то этот его страх может быть страхом ВМ, а может быть страхом ВЖ, и это совершенно разные вещи. Эта фраза в устах ВМ означает, что человек боится потерять работу, а вместе с ней источник финансирования для себя и своей семьи, и тогда многие его планы встанут под угрозу. А в устах ВЖ эта фраза означает, что человек боится неприятных переживаний в этой ситуации: ощущения своей неполноценности, ругани жены, осуждения родственников, обиженного плача детей, лишенных привычных фруктов, и т.п. Вообще, вопрос о том, чего человек больше опасается: крушения своего плана как такового или же своих переживаний в связи с этим крушением, иногда имеет неочевидный, не лежащий на поверхности ответ, который, однако, покажет, кто же для человека важнее: ВМ или ВЖ?
У ВЖ имеются свои защиты от подстерегающих ее опасностей, и наиболее распространенная - блокировка восприятия, то есть вывод объекта, потенциально способного вызывать у нее неприятные переживания, за границы "я", то есть за границы своего восприятия. На объект надевается как бы слепое пятно восприятия, и это может выглядеть очень странно, если этот объект - близкий человек или собственные черты характера ВЖ. Но тем не менее ВЖ этого "не видит" и соответственно не переживает. Так человек заранее отворачивается, проходя мимо неопрятного калеки, просящего милостыню на тротуаре.
Другой способ защиты ВЖ - это изменение точки зрения на происходящее, например, замена личного взгляда на безличный, объективный. "Мам, дай денег!" - "Вот ведь эти дети, вечно им всем чего-то надо!" Здесь взгляд на собственного ребенка и его насущные потребности заменяется взглядом на "вообще детей", чьи потребности нескончаемы, но особого сострадания не вызывают ввиду абстрактности темы.
Внутренний Критик
Эта субличность в подсознании имеет большой вес - по крайней мере, у большинства людей. Но под чьим гендерным покровительством она находится - ВМ или ВЖ? Давайте сравним, как занимаются критикой эти две субличности.
ВМ - деловой. Он склонен порицать человека за совершенные им ошибки при постановке задач и их решении. Недостаточный анализ ситуации, некачественные инструменты, неправильные в стратегическом или тактическом отношении решения - таковы обычные претензии ВМ к самому себе. Искушение для ВМ - проекция своих недоработок и ошибок на окружающих, которые оказываются виноватыми в его неудачах. Впрочем, возможны разнообразные претензии ВМ и к ВЖ, но их я буду разбирать в следующей статье на гендерную тему.
Отличительной чертой критики ВМ является ее конструктивность, по крайней мере, в принципе. Из ошибок человека ВМ стремится сделать выводы и строить новые планы с учетом прошлого опыта. Его девиз: "Слезами горю не поможешь".
Критика ВЖ по смыслу резко отличается от критики ВМ. Когда ВЖ испытывает неприятные для себя ощущения, например скучает или страдает, она ищет виноватых в этом, но последовательной разработки планов по изменению ситуации или устранения причин страданий от нее ждать не приходится. ВЖ может заявить какой-либо субличности: "Ты - причина моих страданий!" - но продолжения, скорее всего, не последует, то есть что, собственно говоря, теперь нужно делать, ВЖ не знает или представляет себе плохо.
ВЖ может быть склонна критиковать и сама себя, но и в этом случае ждать от нее конструктивной программы действий по исправлению ситуации не следует. Она может высказаться так: "Что же я уж который год сижу и плачу, и скучаю? А ведь сама виновата, что не радуюсь ничему!" - но далее вполне может ничего не последовать. Идея конструктивных перемен, последовательной работы над собой требует участия ВМ, а одна ВЖ с этим не справляется.
Тему взаимодействия ВМ и ВЖ я планирую разбирать в следующей статье этого цикла.
_