Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

Мужчина и женщина внутри нас

Эмансипация удалась: в течение ХХ века женщины получили равные права с мужчинами. В частности, права на образование, работу и избирательные. Но стали ли они, женщины, от этого счастливее? добрее? мудрее? Вопрос, конечно, чересчур абстрактен, но ответ явно неоднозначен: приобретя в результате эмансипации, несомненно, очень многое, женщины много и потеряли - в частности, подключение к архетипу Женственности; да и сам этот архетип, будучи подвергнут широкой общественной критике, сильно измельчал и потускнел, а главное - потерял отчетливые очертания. Казалось бы - ну и Бог с ним, проживем и так. Так ли он важен в эпоху унисекса, однополых браков, концепции «чайлдфри» (жизнь без детей) и свободной любви без привязанности и взаимных обязательств? Однако не все так просто, и мне доводилось слышать от женщин самого разного возраста, замужних и незамужних, бедных и не очень, жалобы на «недостаточную реализацию женщины в себе» - так примерно это сейчас называется. Оказывается, современной женщине мало войти в горящую избу, остановить на скаку коня или встать во главе представительной фирмы. Ей нужно еще периодически «чувствовать себя женщиной», с помощью мужчины или без него. Однако что именно стоит за этим желанием, мужчине понять, а женщине выразить довольно трудно.
А вот второй вопрос, который можно услышать гораздо реже, но тем не менее актуальный: стали ли мужчины счастливее в результате женской эмансипации? Они ведь тоже утеряли как архетип Женственности (которому можно было с восторгом поклоняться), так и архетип Мужественности, который тоже в течение ХХ века подвергся эрозии: выставить в качестве супер-мужчины успешного банкира или программиста еще никто из известных режиссеров не решился, а ковбои и Джеймс Бонд перешли в разряд развлечений, где-то между Питером Пэном и Микки-Маусом, и никак не претендуют на роль серьезно воспринимаемых и увлекающих за собой идеалов. Зато, вместе с женской эмансипацией, возникло явление мужчин-домохозяев: женатых, нигде не работающих, посвятившихся себя детям и домашнему хозяйству и оставивших тему заработков успешно ведущей свой бизнес супруге. И как у этих мужчин обстоит дело с «мужской реализацией»? Что-то я не встречал исследований на эту тему; во всяком случае, она не в лидерах обсуждаемых психологических проблем - а почему, собственно? Почему в широкой или хотя бы узкой психологической прессе не обсуждается тема мужского счастья в современном мире? В этой статье я хочу попытаться закрыть этот досадный пробел.

Вместе с профанацией социально признанных идеалов не исчезает потребность в них, и человек вынужден их открывать (или как-то очищать и модифицировать имеющиеся) сам для себя. Мы отчетливо вступили в эпоху индивидуализма: слишком много возможностей предоставляет мир для индивидуума, чтобы какие-то идеи становились общими для всех или для очень многих. Это видно, в частности, по кинематографу: международными хитами становятся фильмы, рассчитанные на умственный потенциал подростка, а сколько-нибудь оригинальные и серьезные фильмы становятся «авторскими» или региональными.
Еще один важный показатель отсутствия общепризнанных идеалов: лозунги, под которыми шли войны в ХХ веке, по большей части не были религиозными. А ведь в средние века, к примеру, войны в значительной своей части или инициировались церковью (крестовые походы), или шли под религиозными лозунгами (борьба протестантов с католиками). Да и крупные политические решения, отличные от объявления войны, в ХХ веке принимались без ссылок на Бога и Его волю - что было бы немыслимо, скажем, лет на 300 ранее, когда религиозные идеалы воспринимались куда серьезнее. В современном обществе религия понимается власть предержащими в лучшем случае как соус - к мясу, которым является экономика.
Однако, еще раз подчеркиваю: отсутствие общепризнанных идеалов вовсе не означает, что индивидуум может жить без них. По крайней мере, есть значительное количество людей, которым идеалы необходимы - и в первую очередь это идеальное мужское и женское начала.
Однако следует различать: есть идеал вообще - так сказать, общественный; и есть идеал лично для себя, то есть индивидуальный, и последний в большой мере заложен в человека изначально, но в абстрактном виде. Конкретизировать его применительно к реальной жизни человека - уже задача сознания; по крайней мере, потенциально это возможно делать, опираясь на работу сознания. А вот идея навязать себе идеал, противоречащий установкам подсознания, оборачивается большими психологическими и жизненными сложностями и проблемами, истинную причину которых обнаружить очень сложно.

Схема, которую начертал еще Фрейд, содержит в себе эго («я») и супер-эго, то есть идеал «я». От себя добавлю, что супер-эго не есть продукт сознания: оно в очень большой степени определяется подсознанием человека. И разница между «я» и идеалом «я» является движущей силой развития человеческой личности, а также задает вектор этого развития. Так оно выглядит в простейшей схеме - но в реальности все устроено гораздо сложнее и запутаннее.
В частности, личность человека вовсе не едина - в ней можно вычленить множество субличностей, в том числе принципиально важные для многих людей гендерные субличности (от англ. gender - пол). Это Внутренний Мужчина (ВМ) и Внутренняя Женщина (ВЖ), которые очень индивидуальны, то есть у каждого человека они особенные и уникальные, и я надеюсь, что читатель и читательница нарекут соответствующие свои субличности адекватными для них именами.
Таким образом, стремление женщины «реализовать себя как женщину» можно понимать как ее стремление превратить свою ВЖ в идеальную - но каков этот идеал? Он формируется еще в детстве, в первую очередь мамой и ее подругами, тетками и бабушками, но в какой-то мере заложен в каждую женщину изначально, и в какой-то мере формируется ею сознательно. Но в любом случае этот идеал индивидуален, даже если женщина в своем сознании твердо хочет быть «как все». Однако настройки подсознания и жизненный опыт всегда индивидуальны, так что женский идеал у каждой конкретной женщины - свой собственный, во многом не похожий на других, и понять, каков же он - отдельная задача, часто совсем не простая.
Впрочем, понять, какова же не идеальная, а фактически имеющаяся ВЖ - тоже непростая задача. Для ее решения бывает полезно отделить проявления своей ВЖ от проявлений ВМ, и вообще понять разницу между этими двумя субличностями - а она весьма велика. Фактически ВМ и ВЖ живут каждая в своем мире, и эти миры весьма не похожи один на другой, что весьма затрудняет взаимопониманием между этими субличностями. Однако они часто взаимодействуют друг с другом - как на принципиальном уровне, так и по ходу жизни человека, и их плохое взаимопонимание и вытекающие из него плохие отношения ведут к непоследовательному и нередко саморазрушительному поведению человека.
Что отсюда вытекает? Истина, которая сама по себе кажется очевидной, но которую многие люди совсем не торопятся признавать. Эта истина заключается в том, что женская самореализация невозможна на основе развития одной лишь ВЖ: ей потребуется существенная помощь со стороны ВМ, а нередко и значительное развитие самого ВМ. И наоборот: мужская самореализация невозможна без понимания и помощи со стороны ВЖ.

Эта статья посвящена самому началу работы с ВМ и ВЖ, итогом которой будет приближение человека к своему идеалу. Но здесь я хочу подчеркнуть, что выделение в своей психике ВМ и ВЖ и работа с ними как с отдельно существующими субличностями - подход, который может оказаться полезным и эффективным для некоторых людей; а для других он, возможно, бесполезен, и даже сама идея выделения в себе мужского и женского начал может вызывать у человека резкий протест. Панацеи, как известно, не существует, а личностное развитие - один из самых тонких и деликатных видов развития, поэтому найти подходящие инструменты для него может быть отдельной задачей индивидуума.

Мировоззрение ВМ и ВЖ. Дальнейшие строки адресованы читателю, который признаёт в себе существование отдельных субличностей, которые я называю ВМ и ВЖ, и хочет разобраться в их природе и взаимодействии, а также усовершенствовать то и другое. То, что написано далее - не догма, а повод к размышлению; я по необходимости пишу о неких «усредненных» ВМ и ВЖ, распространенных среди людей нашего времени и нашей культуры. Читатель может вносить свои коррективы в мои описания ВМ и ВЖ - и я надеюсь, что он именно так и поступит.
Мир, в котором живет ВМ, сильно отличается от мира, в котором живет ВЖ. У них разные ценности, разные воспоминания об одних и тех же событиях жизни человека, разные плоды воображения и разное понимание некоторых слов. Более того, некоторые слова, имеющиеся в лексиконе ВМ, непонятны или кажутся неважными для ВЖ, и наоборот. Ниже я привожу краткий словарик, содержащий в себе слова, значимые для одной из рассматриваемых субличностей - я называю их гендерными, - но непонятные или незначимые для другой - или же понимаемые ею совсем иначе.

Мир
ВМ: Мир - это площадка для реализации различных планов программ - моих или чужих, к которым я могу подключиться.
ВЖ: Мир - это реальность, в которой я и другие существа обитают, принося друг другу пользу или вред, радость, горе или сомнения.

Цель
ВМ: Цель - важнейшее понятие. Основное содержание жизни заключается в том, что я выбираю себе цель, а затем ее преследую.
Конкретная цель - это такая, которая может быть достигнута за обозримое время.
Высокая цель, или идеал, - цель, в принципе не достижимая, но дающая мне, во-первых, общее направление усилий, а во-вторых, энтузиазм, необходимый для движения в свою сторону.
ВЖ: Цель - непонятно, почему это слово кого-то волнует. Я как близкое, но значимое для меня понятие имею мечту.
Конкретная мечта - та, которая имеет шансы сбыться.
Высокая (абстрактная, несбыточная) мечта - та, которая не имеет шансов сбыться, но дает направление для моих фантазий.

Мечта
ВМ: Мечтать - пустое занятие. Мечта иногда (редко) бывает полезна как предварительная фаза планирования определенной программы.
ВЖ: Мечты - основное содержание жизни.
Несбыточные мечты интереснее и во многих отношениях лучше конкретных, имеющих шансы на воплощение. Ибо это воплощение всегда разочаровывает.

Ум
ВМ: Ум - большое достоинство человека, важнейший инструмент для реализации всевозможных планов и целей.
ВЖ: Ум - нечто в принципе утомительное, но иногда может и развлечь, особенно в варианте остроумия. Люди, у которых есть ум, рассказывают, что он ограничивает полет фантазии. Поэтому лучше без него, хотя этот факт лучше скрывать от окружающих.

Сила
ВМ: Сила - важная и необходимая часть инструментария человека. Сила бывает разная, например: сила духа, сила позиции, сила убеждения, сила ума, сила воли, физическая сила, и все они ценны, хотя применимы в разных ситуациях.
ВЖ: Сила - средство грубого воздействия, создающее ее обладателю иллюзию власти. Силе лучше не противиться прямо; тем более не следует подставлять ей уязвимые места.
Это понятие не входит в мой словарь как значимое; аналогичное важное понятие - чары. Мое очарование лишает партнера иллюзии его силы, а также власти надо мной.

Власть
ВМ: Власть - инструмент, весьма полезный, а порой и необходимый для реализации планов и программ, особенно социально значимых.
ВЖ: Власть над кем-либо - это такое состояние партнера, когда он без лишних слов угадывает мои желания и тут же бежит их исполнять - вполне, как ему кажется, добровольно.

Инструменты
ВМ: Инструменты - важнейшее понятие; подходящие инструменты, как правило необходимы для реализации планов, особенно сложных и длительных. Человек, хорошо владеющий сложным инструментом, называется специалистом и высоко ценится в моих глазах.
ВЖ: Инструмент - понятие, не имеющее большого практического значения. Условно инструментами можно было бы назвать то, что усиливает мою красоту, обаяние, привлекательность - например, помада, тушь, румяна, духи, лак для волос, ароматическая ванна, бюстгальтер и т. п. При должной изобретательности инструментом может быть и домкрат - его следует выставить рядом со своим автомобилем на обочине трассы, и ждать, пока не притормозит проезжающий мимо прекрасный незнакомец на «мерседесе».

Достижение
ВМ: Достижение - важный этап исполнения той или иной программы, факт приближения к цели.
ВЖ: Достижение - результат чего-то, никогда не понятно, чего. Малоинтересное и малосодержательное понятие. Более содержательным и осмысленным является понятие удачи.

Успех
ВМ: Успех - очень важное понятие, означающее достижение поставленной цели или крупный этап к такому достижению. Главные слагаемые (предпосылки) успеха - воля, дисциплина, несгибаемое намерение, адекватно подобранные инструменты, правильное сочетание гибкости и целенаправленности.
ВЖ: Успех - сомнительное понятие, служащее ложному повышению самооценки некоторых людей. Гораздо более точным и не вводящим в заблуждение понятием является удача.

Удача
ВМ: Удача - сомнительное понятие, используемое в качестве прикрытия человеком, скрывающим истинные причины своего достижения (успеха).
ВЖ: Удача - основа любого благоприятного, радостного стечения обстоятельств. Основополагающее понятие, как и неудача.

Сомнение
ВМ: Сомнение - важное и острое понятие. Сомнение полезно, пока не выяснены до конца обстоятельства дела и не принято решение. Когда решение принято, сомнение - яд.
ВЖ: Сомнение - основное душевное состояние человека. В нем самом по себе нет ничего плохого. Сомнение в себе полезно для снижения излишней самооценки у людей, понимающих значение этих слов. Впрочем, понимать их совсем не обязательно.

Причины и следствия
ВМ: Для успешной реализации программ очень важен анализ происходящих событий, в том числе выяснение их причин и следствий. Они всегда есть и могут (и должны) быть выявлены и точно названы.
ВЖ: Причины и следствия событий - иллюзия творившего их ума. Никто не знает, что, зачем и почему, но некоторые делают вид. Что же, игрушки у каждого свои, и было бы глупо их у ребенка отнимать.

Дом
ВМ: Слово «дом» имеет два основных смысла:
1. Место, где человек отдыхает, чувствуя себя защищенным, и получает поддержку своих жизненных сил.
2. Важное место, требующее разнообразных вложений сил и средств.
ВЖ: Дом - центральное для жизни понятие. Он - основа жизни человека, и несет радость, или горе - это уж кому как повезет.

Работа
ВМ: Работа - это место и занятие, где в лучшем случае можно развлечься и заработать денег. В худшем случае там тоскливо и денег почти не платят, но зато есть повод не появляться дома и не делать домашней работы.
ВЖ: Работа - это место, где можно отдохнуть и развлечься. Иначе это не работа, а каторга.

Отдых
ВМ: Отдых - это период и занятие, когда не платят денег, а занять себя как-то надо. Годятся самые глупые и детские занятия, вроде игры в настольный теннис или бадминтон.
ВЖ: Отдых - это ситуации, когда падает напряжение и все самой собой делается хорошо.

Обязанности
ВМ: Обязанности наполняют жизнь смыслом. Их следует исполнять, реализуя те или иные программы и добиваясь поставленных целей.
ВЖ: Обязанности - это тяжесть жизни. С ними ничего не сделаешь - они сами приходят и сами уходят. Иногда является кто-то, кто берет их на себя, но редко это бывает совсем безвозмездно. Бывают, впрочем, и сладкие обязанности - но это уж кому как повезет.

Эмоции
ВМ: Эмоции - соус жизни, наполненной осмысленными делами в качестве мяса и картошки. Соус бывает сладким, горьким и кислым - как и эмоции. Они могут помогать, но чаще мешают исполнению планов. Откуда они берутся и куда уходят, сам черт не разберет.
ВЖ: Эмоции - это основное содержание жизни; все остальное иллюзорно и малосущественно. Они могут радовать, могут огорчать, могут странно смешиваться и чередоваться, но откуда они берутся и куда уходят, никому не известно.

Счастье
ВМ: Счастье - сомнительное понятие, многими приписываемое реализации планов и успеху; но никто еще внятно не определил, что это это такое, когда оно приходит и что нужно для его достижения. В любом случае нельзя верить человеку, который вам это счастье обещает.
ВЖ: Счастье - основополагающее понятие жизни, особенно воображаемое. Оно бывает самым разным и в мечтах легко достигается. К практической жизни применимо условно, но как способ говорить весьма уместно во многих ситуациях.


Отношения ВМ и ВЖ: кто важнее? Очень важным вопросом является соотношение ВМ и ВЖ во внутреннем мире человека. Вопрос, который уходит своими корнями глубоко в подсознание, звучит на наивном уровне весьма просто: кто главнее? Или так: кто важнее?
Пафос ВМ - это исполнение определенных программ, достижение им самим поставленных (или по крайней мере им одобренных) целей. Пафос ВЖ - это проживание и переживание, основанное на событиях внешнего и внутреннего мира - но не управление этими событиями. ВМ считает главным действие, в то время как ВЖ ориентирована на ощущения.
Так какая же из гендерных субличностей важнее для человека? Возможно, многим моим читателям этот вопрос покажется неправильно поставленным: важны они обе, и незачем их выстраивать в иерархию. Однако в психике нет демократии и нет равенства: жизнь подсознания скорее напоминает поле боя, чем мирную сельскую идиллию. Для иллюстрации (или в качестве метафоры) подумайте о том сражении, которое постоянно кипит в нашей крови и в кишечнике. Лимфоциты бьются с чужеродными белками, рот и желудочно-кишечный тракт далеко не мирными методами приспосабливают поедаемую человеком пищу к пригодному для организму виду. А на поле битвы демократия немыслима - там нужна жесткая иерархия и точное выполнение команд от старших к младшим.
Поэтому в реальных жизненных ситуациях постоянно решается вопрос о том, кто главнее - ВМ или ВЖ, а на уровне (чаще всего подсознательных) жизненных позиций вопрос ставится так: кто существует для кого: ВМ для ВЖ, или же наоборот? Конечно, в реальной жизни человек постоянно ставит себе какие-то цели и их добивается - и при этом что-то чувствует и переживает происходящее с ним. Но что для него в конечном счете важнее? Это вопрос, ответ на который найти не так легко: он может быть спрятан в глубине психики и не выпускаться цензурой подсознания на свет сознания. Но по косвенным признакам все же можно предположить ответ на него, и этот ответ может пролить свет на многие непонятные самому человеку настроения и решения.
Каковы же эти косвенные признаки? Ниже я привожу некоторые из них.

ВМ важнее ВЖ. Этот психотип я мог бы назвать «армейский». Этот человек в каком-то смысле неотвлекаем: добившись поставленной цели, он немедленно начинает формировать себе следующую и добиваться ее. Он склонен к аскетизму в широком смысле слова: условия жизни и собственные переживания волнуют его куда меньше, чем реализация своих планов.
Иногда (от постоянной перегрузки или по иным причинам) он заболевает, и тогда его настроение резко падает, так как он лишается возможности полноценно жить, как он понимает свою жизнь, то есть реализация его программ тормозится или откладывается. Впрочем, долгая и серьезная болезнь может вдохновить его на то, чтобы поставить себе выздоровление как отдельную цель, и тогда он выстроит программу достижения этой цели и будет ее энергично исполнять.
В трудных случаях, когда нужно принять решение в условиях высокой неопределенности, этот человек может попытаться опереться на свою интуицию или смутные ощущения, или на информацию, которая придет к нему во сне. Но все же ему чужда идея, что для него важен его образ жизни и переживания в связи с жизненными событиями,. Например, достигнув цели, он радуется - но не считает эту радость чем-то существенным для себя. Аналогично, потерпев фиаско, он огорчается - но воспринимает эту эмоцию как нечто вроде болезни, которая отвлекает от по-настоящему интересной жизни, то есть постановки задач и преследования целей.
Положительный эмоциональный фон, хорошее здоровье, приятный человеческий климат на работе этот человек может ценить, но рассматривать все это лишь как средства, помогающие ему в его программах, но не особо важные сами по себе.
Религиозность этот человек понимает в первую очередь как служение своему Богу делом - например, это строительство храма или дороги к нему, проповеди, обращение инакомыслящих и т. п.


ВЖ важнее ВМ. Этот психотип можно назвать «поэтическим». Это человек, тонко чувствующий мир - в том числе и свой собственный внутренний мир, и именно эти свои чувства воспринимающий как наиболее важную и ценную часть своей жизни. Кто-то из наших современников сожалел, что не может оказаться в Париже первой половины ХХ века, когда стихи были важнее денег - так для нашего героя они и сейчас важнее. Если, конечно, понимать, что стихи рождаются в ответ на тонкие переживания души поэта и способны вызывать аналогичный отклик у читателя.
Влюбленность в свои переживания, постоянное внимание к ним, наслаждение ими, хотя порой и страдания - вот пафос жизни этого человека. Ради важных для себя переживаний он способен к целенаправленным действиям, и может быть даже эффективен в них - но никогда планирование и достижение цели не являются для него главными. Он если и добивается чего-то, то это - переживания: иногда связанные с теми или иными событиями, а иногда спонтанные, беспричинные, но от этого ничуть не менее ценные.
Этого человека опасно спрашивать, рад ли он достижению своей цели - он может ответить длинным описанием своих чувств, которые лишь в самом начале как-то связаны с достигнутым им результатом - а далее следуют своим собственным путем, и очень интересны нашему герою сами по себе, даже когда вышеупомянутая цель давно уже забыта. Аналогично, потерпев поражение, он способен долго его переживать, и его переживания могут быть долгими и разнообразными и занимать его весьма, - при том, что «содержательных выводов» о своих ошибках он не сделает, да и скорее всего к этому вовсе не стремится.
Влюбившись, этот человек будет очень внимателен к своим собственным ощущениям (радость, ликование, душевный подъем, эйфория,...), но не к объекту любви как таковому; идея «целенаправленно строить отношения» ему в принципе чужда. Он, конечно, может в случае конфликта с любимой поставить себе цель его преодолеть, и даже сделает это, но не задержится в своем внимании на подобном «целевом акте», а будет заново вкушать сладость своей влюбленности и нежных отношений с любимой.
Свою серьезную болезнь он будет переживать, возможно, очень остро - но в первую очередь как источник новых для себя переживаний, в том числе новых отношений с медперсоналом и старыми друзьями, приходящими его проведать домой или в больницу. Идея целенаправленно следовать рекомендациям врачей ему чужда.
Религиозность этого человека связана в первую очередь с непосредственными переживаниями Божественного начала в себе и в мире. Он жаждет стать свидетелем чуда и пережить его во всей полноте. Он молится в основном ради своих переживаний в процессе молитвы, но не с целью получить от Господа то или иное конкретное благо для себя или других. Ему часто достаточно ощущение Божественного внимания - а что именно Бог сделает в ответ на молитву, его волнует куда меньше. Именно этому психотипу мы обязаны мнением, что «Бог - в душе человека»; а противоположный («армейский») психотип скорее считает, что «Вера человека познается по делам его».

Не нужно думать, что «армейский» и «поэтический» психотипы могут быть определены статистически: сколько времени человек посвящает планированию и достижению цели, а сколько - своим переживаниям. Сама по себе эта статистика может ввести в заблуждение, так как здесь важны акценты значимости. Например, «армеец» может вытерпеть многие отрицательные переживания (например, чувство голода, или холода, или физические страдания) ради достижения важной для него цели. Наоборот, «поэт» может поставить себе трудную цель и длительными и концентрированными усилиями добиться ее - но лишь с целью получить переживания, доступные лишь в результате успеха. Так некоторые люди могут много лет усиленно и целенаправленно трудиться с целью нажить богатство или получить высокий социальный статус, - а затем наслаждаться полученным, начисто забыв про какие-то иные цели.


ВМ и ВЖ: маркеры. Для непосредственной жизни человека важно, как ВМ и ВЖ делят между собой актуальный поток событий: в каких случаях на сцену выходит ВМ, в каких - ВЖ, когда активизируются обе субличности вместе, а когда обе они уходят со сцены, оставляя место кому-то еще.
У каждого человека есть определенные маркеры активности ВМ и ВЖ, то есть признаки, по которым можно определить, что данная субличность вышла на сцену. Не факт, что человек сам осознаёт эти маркеры, но внимательное наблюдение обычно дает возможность их определить. Лучше, конечно, делать это не самому, но с помощью помощника или консультанта. Для читателей, знакомых с архетипами Ян и Инь и соответствующими модальностями, хочу здесь отметить, что маркеры ВМ - это далеко не всегда янские маркеры, а маркеры ВЖ - далеко не всегда иньские. Например, ВМ, активизируясь, может становиться подчеркнуто мягким, расслабленным и ненасильственным, что отражено во многих фильмах про гангстеров - чем выше ранг гангстера, тем внешне менее агрессивно он себя ведет.
Маркером активности ВМ может служить повышение тона голоса, а маркером активности ВЖ - его понижение; это, по моим наблюдениям, характерно для многих женщин. Также для ВМ и ВЖ характерны специфические вкусы в еде (у них разные любимые блюда и соусы), в одежде (обычно различаются любимые цвета и фасоны) и в развлечениях; у гендерных субличностей обычно резко различаются манеры есть, носить одежду и развлекаться. Для каждой из них характерен свой стиль восприятия и производства юмора; в частности, нередко одна из них чувства юмора начисто лишена.
Понаблюдайте за собой - и вы обнаружите свои личные маркеры ВМ и ВЖ. Они помогут вам разобраться с собой в ситуациях, где вам вначале неочевидно, какая из гендерных субличностей активна.


Отношения между ВМ и ВЖ. Независимо от того, какая из гендерных субличностей важнее (иногда их мнения на этот счет согласованы, а иногда и нет, и тогда каждая считает себя важнее!), их отношения могут быть разными, в частности, более или менее дружественными. Но перед тем, как говорить об их отношениях, следует задаться таким вопросом: признаёт ли ваш ВМ само существование ВЖ - и наоборот? У некоторых людей гендерные субличности игнорируют существование друг друга, так что каждая живет и действует как бы сама по себе. А может быть и так, что, например, ВЖ признаёт существование ВМ и побаивается его, а ВМ ее, что называется, в упор не видит. И это, конечно, сильно осложняет жизнь человека.
Если же гендерные субличности друг друга признают, то следует изучить их отношение друг к другу - принципиальное (идеологическое) и фактическое (на сцене). Надо сказать, что отношения между гендерными субличностями существенно влияют на отношения человека с другими людьми, особенно противоположного пола. Например, женщина, у которой ВЖ находится в небрежении и фактическом рабстве у ВМ, вряд ли может рассчитывать на заботливого, оберегающего ее мужа. Мужчина, чья ВЖ властвует над ВМ и презирает его, скорее всего будет подсознательно искать себе доминирующую и подавляющую его женщину, а нежные, заботливые и внимательные к его нуждам девушки покажутся ему пресными и малоинтересными. Иначе говоря, альтернативная гендерная фигура (то есть ВЖ у мужчины и ВМ у женщины) имеет тенденцию к экстериоризации, то есть появлению во внешнем мире, или к проецированию себя на подходящую внешнюю фигуру.
Сказанное, впрочем, не означает, что налаживание отношений между ВМ и ВЖ гарантирует успешный и счастливый брак; но это - необходимый шаг для налаживания адекватных отношений с противоположным полом, и не только в семейных и любовных рамках. Отношения между ВМ и ВЖ сильно сказываются на отношениях человека с друзьями, и с детьми, и с родственниками, и на работе: с сотрудниками, начальником и подчиненными.
Важными для налаживания отношений между ВМ и ВЖ (а также для отношений между людьми) являются два взаимосвязанных момента: это ожидания и обязательства по отношению к партнеру.
Ожидания к партнеру делятся на две части: это его долг, то есть то, что партнер обязан делать, и его возможности, то есть то, что он в принципе может сделать, но не обязан.
Обязательства по отношению к партнеру также делятся на две части: это прямые обязательства по отношению к нему (которые непременно должны быть исполнены) и фоновые обязательства, которые исполняются по возможности и не так ответственны.
Если партнер ведет себя не в соответствии с моими ожиданиями, в частности, не исполняет свой долг (как я этот долг понимаю), не включая его в число своих обязательств, то это резко портит мои отношения с ним. Это проявляется и в отношениях ВМ и ВЖ. Для улучшения их отношений следует выяснить, каковы позиции гендерных субличностей в этом плане и насколько они реалистичны.
Для этого можно попросить ВМ и ВЖ ответить на следующие вопросы; затем следует сравнить их ответы.
1. Каковы обязанности ВМ перед ВЖ - в общем?
2. Когда ВМ должен помогать ВЖ, и чем именно?
3. Каковы обязанности ВЖ перед ВМ в общем?
4. Когда ВЖ должна помогать ВМ, и чем именно?
5. За какие ситуации несет основную ответственность ВМ, за какие - ВЖ, а за какие - обе субличности вместе?
6. Чем ВМ обижает ВЖ?
7. Чем ВЖ обижает ВМ?
8. В чем ВМ не хватает помощи со стороны ВЖ?
9. В чем ВЖ не хватает помощи со стороны ВМ?
10. В каких областях жизни роль ВМ слишком велика?
11. В каких областях жизни роль ВЖ слишком велика?
12. В каких успешных делах основную роль ВМ (ВЖ) приписывает себе?
13. В каких радостях (горестях) основную роль ВМ (ВЖ) приписывает себе?

Ситуации на сцене. Взаимодействие на сцене - важный показатель отношений, которые складываются между субличностями как таковыми, то есть на принципиальном (идейном) уровне. Вызов заключается в том, чтобы в каждой ситуации уметь выпустить на сцену подходящую гендерную субличность, а в случае необходимости быстро заменить одну на другую, не разрушив при этом ситуации. Проблема же заключается в том, что у ВМ и ВЖ могут быть свои мнения по поводу уместности их появления на сцене в данной ситуации и свои цели в ней, и эти мнения и цели могут быть не согласованными и могут не соответствовать ситуации, особенно если она непроста и в ней задействованы интересы многих субличностей человека.
В принципе, на сцене могут реализовываться следующие гендерные «актерские составы»:
1. ВМ.
2. ВЖ.
3. ВМ и ВЖ на сцене, но ВМ "главнее".
4. ВМ и ВЖ на сцене, но ВЖ "главнее".
5. «Битва»: ВМ и ВЖ хаотично силой вырывают друг у друга главный микрофон и разрушают ситуацию (этот человек может казаться безумным или не контролирующим себя).
6. «Пустота»: на сцене нет ни ВМ, ни ВЖ.
7. «Танец»: ВМ и ВЖ сменяют друг друга у главного микрофона в определенном порядке, все время поддерживая ситуацию в целом.
Умению поддерживать на сцене должный гендерный состав и организовывать нужный «гендерный танец» необходимо специально учиться - но такое умение дорогого стоит.

Упражнение. Последите за своими собеседниками и отметьте, кто из них использует в разговорах и деловых обсуждениях следующие гендерные «танцевальные фигуры»:
1. ВМ - ВЖ.
2. ВЖ - ВМ.
3. ВЖ - ВМ - ВЖ.
4. ВМ - ВЖ - ВМ.
5. ВМ - ВМ - … - ВМ - ВЖ.

Умения и страхи ВМ и ВЖ. Гендерные субличности во многом различаются. В частности, у них разные навыки, умения и страхи. ВМ может быть уверен в себе и эффективен в одних ситуациях и боязлив или беспомощен в других; и, естественно, он не стремится к микрофону в пугающих его ситуациях, предпочитая, чтобы туда вышла ВЖ. Но вовсе не факт, что в этих ситуациях ВЖ окажется адекватной - вполне может быть, что лучше бы ей как-то успокоить и поддержать ВМ, сделав в итоге так, чтобы все же он вышел на сцену, и притом к главному микрофону.
Например, представим себе романтическую ситуацию. Юноша пытается признаться в любви к красавице и произвести на нее хорошее впечатление. Но в данной ситуации его ВМ не уверен в себе, и пока он не выйдет на сцену, юноша будет бледнеть, краснеть, заикаться и смотреть жалобно, как будто пытаясь свою избранницу о чем-то попросить. И вряд ли красавице это понравится! Она, возможно, ждет «мужского» по типу внимания, и тогда «женское» поведение юноши ее не привлечет. Но почему его ВМ в данном случае не уверен в себе? Наш герой - не поручик Ржевский, он не умеет брать красавиц напролом, да и не стремится к этому. Но чтобы совершить тонкий обходной маневр, ему нужно хорошо чувствовать свою девушку, а на это ВМ как будто не способен - с этим дела гораздо лучше у ВЖ. Каков здесь выход? Либо привлечь ВЖ как тайную помощницу, чтобы она посоветовала, что лучше предпринять, либо развить чувствительность у самого ВМ, что вполне реально - было бы желание.
В чем-то похожая проблема возникает у людей, которые не умеют быть напористо-настойчивыми и при этом вежливыми. ВМ у такого человека напорист, но груб; а вежливой умеет быть лишь его ВЖ, но она не напориста. Как жить такому человеку? Если он хочет чего-то добиться, ему нужно прекратить вытаскивать насильно свою ВЖ в ситуациях, где нужен напор и вежливость (например, на высоких переговорах), так как на напор она неспособна и провалит ситуацию, хотя и не грубо - просто человек покажется слабаком. Но если он отдаст эту ситуацию своему ВМ, тот нагрубит людям, которым грубить никак нельзя - и тоже провалит ситуацию, но по-другому: с риском получить по физиономии и испортить свою деловую репутацию. Что тут можно сделать? Можно учить быть настойчивой и напористой свою ВЖ - это в принципе возможно. А можно учить вежливым манерам своего ВМ - это тоже возможно. Важно понимать, что любой навык, освоенный человеком, реально освоен лишь некоторыми его субличностями, но не всеми, и обучить ВЖ умению, которым непринужденно владеет ВМ, может быть не так просто.

Работа над гендерными субличностями. Можно подходить к этой теме по-разному; общий план может быть, например, таков.
1. Самопредъявление гендерных субличностей; их рассказ о себе, своих проблемах, целях и ценностях.
2. Индивидуальная коррекция гендерных субличностей. Выявление их слабых мест, страхов, недостаточной квалификации. Коррекция их ценностей и идеалов.
3. Налаживание отношений между ВМ и ВЖ на принципиальном (идейном) уровне. Выявление их разногласий и антагонизмов. При необходимости - возврат к п. 2.
4. Налаживание взаимодействия между ВМ и ВЖ в реальных жизненных ситуациях. Освоение основных «танцевальных фигур».

________________
Надеюсь, что важность работы над своими Внутренним Мужчиной и Внутренней Женщиной я продемонстрировал. Если вы пойдете по этому пути, вы можете открыть для себя и про себя много нового, неожиданного и интересного и сильно улучшить качество своей жизни - и внутренней, и внешней, а также уменьшить свою зависимость от окружения - там, где это для вас существенно.
О гендерных субличностях женщины написано в «Этюдах о женственности».

Желающим серьезно заняться этой темой я могу предложить свою помощь в форме консультаций. На этом прощаюсь: крепко жму руку вашему Внутреннему Мужчине и преклоняю колено перед Внутренней Женщиной. Пишите по адресу mail@podvodny.ru.


Статья "Мужчина и женщина внутри нас (2)"


_
Васильева Наталья
10.02.2015 14:02:04
Очень мощно. Очень в тему сегодняшних ситуаций. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Лихачева Елена
10.02.2015 19:43:17
мужчина и женщина внутри нас
Как все непросто... Особенно если учесть, что ВМ и ВЖ есть и у партнера.
Мария
26.02.2015 16:01:19
Очень интересно было прочитать об отношении ВМ и ВЖ по отношению к различным понятиям жизни. Их разграничение. "назови процесс своим именем, и ты обретешь власть над ним". Выражаю свое почтение и Благодарность Автору.
Алена
05.03.2015 07:28:53
Очень проникновенно! И очень актуально сегодня! Спасибо большое!smile:)