Блог

 Главная / Блоги / Наш практикум

Блог

Личностный рост. С чего начинать?

(заметки к семинару "Субличности и финансы")

Один из частых запросов ко мне как к консультанту и преподавателю школы звучит так: "Помогите разобраться с жизненной миссией", "я хочу найти свой жизненный путь", "я хочу развивать свою личность". Отдельной и часто непростой задачей для меня является уточнение таких запросов – что именно имеется в виду, ибо такая формулировка далека от возможности дать конкретные советы и ответы, на которые рассчитывает человек, пришедший познавать себя.


Одной из причин столь "невнятной" постановки вопроса является отсутствие в современной нам культуре подходящих слов, подходящего языка, на котором можно было бы сформулировать запросы и проблемы такого уровня. Человеку сложно сформулировать свою проблему даже для самого себя, не говоря уже о том, чтобы объяснить ее другому человеку.
В наше время чаще принято разговаривать на языке "тонких смыслов", то есть через сопонимание, сопереживание происходящего во время задушевных бесед, духовных лекций, чтения философских книг, мемуаров мудрых людей или их личного присутствия в вашей жизни. Такое обучение, безусловно, дающее некоторым людям очень многое, тем не менее, нередко оставляло в моей душе неудовлетворение. Это неудовлетворение иногда доносится до меня теперь от моих учеников: "Да, это удивительно, мудро. А делать-то мне что?"

5-1.jpg

Другой причиной подобных сложностей является плохое, как сейчас говорят, масштабирование личного опыта. Это слово пришло из бизнеса и означает перенос одного успешного проекта на другой. Это почти копирование успешного опыта, который с учетом минимальных изменений применим другими людьми в других областях. Изменений настолько минимальных, что хорошо масштабированным проектом считается тот, который можно во многом автоматизировать. Согласитесь, что личный жизненный опыт человека – это совсем иной случай.
Личный опыт человека не только абсолютно уникален, он ценен прежде всего для самой личности. И чем тоньше возникающее переживание, тем уникальнее оно становится и тем ценнее, но, повторюсь, для самого переживающего.
Поэтому и рождаются фразы, наполненные памятью и смыслом для самого человека, но являющиеся малосодержательными для других, так как они предназначены скорее для создания фона и сопереживания, чем для прямой передачи опыта. Например, в словах: "В проблеске внутреннего света, не слишком ярком, я пришел к тому, к чему стремился, хотя мне было не совсем ясно, к чему именно я стремлюсь", - сказанных недавно ушедшим из жизни российским философом Григорием Померанцем, есть и его личное глубокое переживание, и тонкое настроение, и память жизни, но для читателя они наполнены настроением, а не смыслом. Жанр философского эссе не отвечает на вопрос: "Что же мне надо делать?", он про другое.

Но если вы почитаете книги, которые претендуют быть практическими учебниками по личностному росту, то во многих из них вы найдете попытку напрямую масштабировать собственный жизненный опыт автора, сделав из него методику, не соотносясь с тем, что другие люди – другие, и каждый – уникален.
По этой причине часто возникают серые учителя - сильные личности, передающие свой личный опыт другим. Возникают они не по злому умыслу, а от недопонимания такой сильной личностью важнейшего обстоятельства, что перед тем, как превратиться в мудрость, с личным опытом человека должны пройти практически алхимические процессы. Харизма – это носитель, она требует еще содержательного наполнения.

Людям, хорошо умеющим сонастраиваться с мудростью, изложенной поэтическим языком, наша культура предоставляет множество возможностей самосовершенствоваться. Алхимические процессы, о которых я упоминала выше, человек проводит самостоятельно, беря из философских и поэтических книг и разговоров нечто уникально-ценное для себя. Но если он попробует передать свое понимание обратно - автору книги или поэту, то последний может немало удивиться – сам он даже не предполагал таких смыслов.
Но что делать людям, которые хотели бы разобраться со своим жизненным предназначением? Как им стать понятными для своих учителей и консультантов? Как донести свои плохо формулируемые проблемы?

Для этого, конечно, нужен язык. Такой язык должен позволять говорить на тонкие и сложные темы без потери смысла и взаимопонимания. В таком языке должны присутствовать определения, одновременно четкие и глубокие, вмещающие в себя много смыслов, но и ставящие им четкие рамки. Например, понятие "любовь" обладает глубиной, но не обладает четкими рамками, и не только потому что в русском языке можно любить и Бога, и колбасу, но и потому что в современное нам понятие любви входит для одного человека альтруизм, а для другого – эгоизм, для одного оно неразделимо с ревностью, а для другого – с ее отсутствием. Здесь не обойтись без долгих дополнительных согласований смыслов, вкладываемых каждым из людей, желающим добиться взаимопонимания.

Язык, выучив который, можно разговаривать на тонкие темы без постоянного уточнения и согласования взаимопонимания, есть! Точнее, таких языков много – их разработке посвятил несколько десятков лет Авессалом Подводный, и он создал несколько десятков книг, где эти языки описаны. На этих языках сейчас говорят его ученики, а я очень надеюсь (и ставлю себе одной из задач), что будут говорить многие люди.

5-2.jpg

Одним из таких языков является язык полимодальной психологии. Его основное понятие – понятие субличности. Я не раз уже касалась этой темы в своих постах, а сегодня ставлю своей задачей привести несколько примеров практического использования этого языка, а точнее примеров тем, на которые, используя понятие субличности, можно вести содержательный разговор.
Мой текст во многом опирается на книгу Авессалома "Человек Многоликий", которую, при серьезном интересе к теме, я рекомендую вам прочитать.

Взгляд на человека с точки зрения полимодальной психологии позволяет видеть личность человека не как монолит, а как сложно-согласованный организм, и чем сложнее задачи способен человек решать, тем лучше согласованность его психических структур. Говоря другими словами, проработка, или личностный рост человека – это изучение структуры своей личности и налаживание внутренних связей. И первый шаг здесь – знакомство со своей структурой, знакомство со своими субличностями.
Я предлагаю вашему вниманию несколько характерных примеров, с которыми я сталкиваюсь в своей работе, и позиции, на которые опираюсь, разбираясь с проблемами по существу.


Кризис среднего возраста. Чаще эти слова относятся к людям, достигшим сорокалетнего рубежа, но я уже не раз слышала, что кризис среднего возраста молодеет, и его переживают тридцатилетние, или, наоборот, что в инфантильном обществе этот кризис добирается до людей к их полувековому юбилею.
Поэтому я буду говорить содержательно, а именно о кризисе, когда человек вдруг осознает, что его перестала устраивать его жизнь, что по старому жить у него не получается, да и не хочется. Причем не хочется с такой лютой силой, что отмахнуться от этих настроений не удается, как и не помогают ни смена обстановки, ни любимые (ранее) занятия.
Другой вариант такого кризиса – жизнь начинает предлагать новые вызовы, откликнуться на которые либо нет сил, либо не хватает понимания, что надо сделать.
Причин таких состояний множество, и я не ставлю себе задачей их сегодня описать, а предлагаю вам взгляд на эту ситуацию с точки зрения субличностей.
Если мы смотрим на личность как на монолит, то, как говорится, дело труба. Именно так оно выглядит в глазах человека, и в том числе поэтому кризис является таким тяжелым.
Человека перестает устраивать его жизнь целиком, его перестает устраивать его личность целиком. Не зря же говорят в этом возрасте о несостоятельности и полном разочаровании в себе и в жизни. Выход тут видится один – покончить с этим раз и навсегда, что, увы, нередко приводится в исполнение.

5-3.jpg

 Самоубийства в этом возрасте нередки, к каковым часто относят и смерти от сердечных и онкологических заболеваний, и гибель в автомобильных авариях, когда человек ехал в машине один.
Увы, даже такие трагические последствия не отменяют обстоятельства, что человек в своих оценках (но не действиях!) прав. Но прав, если он смотрит на свою личность как на единое целое.
Дело в том, что вырастить личность – дело долгое и трудное. На него как раз и уходят сорок лет жизни. У человека действительно нет ни времени, ни сил, чтобы еще раз начать с нуля и вырастить новую личность.
Но если вы смотрите на личность как на коллектив субличностей, то кризис из глобально-личностного становится локально-субличностым, а человек – этаким механиком, которому, правда, приходится работать с работающим, да еще и собственным механизмом. На выработку же новой субличности, в отличие от личности целиком, нужно уже не сорок, а три-пять лет. Каковой срок, согласитесь, вполне подъемен, причем работать вам придется не с целой психикой, а с отдельными ее качествами, то есть с ограниченным объемом.
Предлагая человеку такой взгляд на ситуацию, можно снять с него непосильную нагрузку, а иной раз – спасти жизнь.


Тяжесть внутренних противоречий. Редко кто из людей не сталкивался с внутренними конфликтами – нередко острыми, и даже острейшими. 

5-4.jpg

Мы можем шутить над одновременным желанием есть и худеть, и впадать в отчаяние от двух непреодолимых желаний заботиться о своем партнере и причинять ему боль.
Если смотреть на личность как на монолит, то противоречия его раскалывают, причиняя боль и оставляя незаживающие раны, которые можно разве что зашпаклевать. Если смотреть на личность как на структуру, то можно уже говорить о ремонте, пусть даже капитальном.
Мой опыт показывает, что субличности редко злонамеренны (хотя в психике есть и откровенные враги). Чаще их противоречивое поведение - это невежество и плохое понимание субличностью происходящего и своей роли в нем. То есть, работая над собой, чаще приходится что-то понимать и объяснять, чем выносить себе приговоры и сажать ту или иную субличность во внутреннюю тюрьму. Ваш внутренний Сладкоежка, когда у вас после десерта остро болит печень, уже сладко спит на задворках психики, а отдувается Больное "я", хотя оно само совершенно не любит эклеров и шоколада. Если показать Сладкоежке последствия его увлечений – страдания Больного "я", он может умерить свои аппетиты мгновенно. Так увидев последствия своих жестоких шалостей, подросток перестает хулиганить – он просто не представлял, что творил.
Но мгновенные изменения – это редкость. Чаще субличностям надо давать время на выработку новых умений и качеств, то есть хороших привычек. Это обычно занимает от нескольких недель до года и требует ежедневных усилий. Так человек изучает иностранный язык или новый танец, понемногу ежедневно приучая непослушный язык к новым звукам, память - к словам, или тело - к ритму и движениям.


Чужой костюм и сидит неудобно. Эта тема является продолжением и частным случаем предыдущей. Субличности в психике часто занимаются не своим делом. Пример из нашего ближайшего финансового семинара – попытка отправить на заработки субличность, которая делает это из рук вон плохо. Другой вариант - у вас может бездействовать субличность, которая способна принести немалый доход, но бездействовать не по злому умыслу и лени, а опять же, не понимая, что можно вести себя иначе.
Нередко в психике формируются субличности, собирающие на себя все шишки или, наоборот, заслуги других субличностей. Они перегружены и перекормлены - кто положительной, а кто -  негативной энергией. Все это ведет к сильному перекосу в самой психике, а в жизни человека – как минимум, к эмоциональной неустойчивости и физическим недугам.

5-5.jpg

Субличность может плохо исполнять свои обязанности, может (что чаще) их плохо понимать, может пользоваться общим хаосом, извлекая свои выгоды, - но в любом случае это все портит человеку настроение и характер, как портят его жмущие ботинки или тесный в подмышках пиджак.


Расти по-хорошему. Есть еще один редкий, но все-таки встречающийся вид людей – люди без кричащих проблем. Я сейчас говорю не о тех, чьи проблемы до поры до времени успешно вытеснены, а психика и жизнь представляют собой минное поле, по которому психолог вынужден продвигаться шаг за шагом с добротным миноискателем.

Я говорю о тех, кто хотел бы заниматься своим личностным ростом, отталкиваясь не от кризисов и сложностей, а от понимания, что можно жить интереснее, тоньше, с большим осознанием происходящего. Такие люди часто ставят перед собой сложные внешние задачи, и понимают, что для их успешного решения надо обладать тонкими качествами и умениями, например, интуицией, удачей, творческим началом. 

5-6.jpg

Эти качества привычно понимаются как дар богов или таланты, а с точки зрения субличностей обозначают, что у человека хорошие отношения между субъектами его психики – субличности знают свои права и обязанности, справляются с ними, дружат и помогают друг другу и не подводя ни себя, ни своего человека.


*
На ближайшем семинаре на языке полимодальной психологии, на языке субличностей я буду отвечать на вопросы, с которых я начала сегодняшнюю статью: как развивать свою личность, как найти свой жизненный путь и свою миссию, а точнее какие должны быть сделаны необходимые шаги. Одним из первых шагов будет знакомство со своими субличностями. Так как субличности у взрослых людей – это устойчивые образования, со своим опытом и характером, удачами и проблемами, мы начнем знакомство с ними аналогично тому, как мы знакомимся с другим человеком – расспрашиваем и просим рассказать о себе.

5-7.jpg


Я предлагаю вам упражнение для двух субличностей и прошу поработать над ним участников семинара и всех заинтересованных в теме лиц.

Упражнение "Знакомство". Выберите две субличности - одну из клуба Финансистов, а другую - из клуба Патрициев. (*О клубах - см. пост "Деньги. Патриции и Финансисты").
Другими словами, одна из выбранных субличностей должна иметь отношение к деньгам, например, их зарабатывать - это может быть субличность Специалиста или Кормильца. Вторая субличность финансовых тем касаться не должна, но при этом она должна играть в вашей психике важную роль, например, отвечать за здоровье, общение или за важное для вас занятие - это может быть субличность Горнолыжника, Друга или Поэта, Сына или Дочери.
Каждой из двух субличностей предложите высказаться и ответить на следующие вопросы:
  1. Чему субличность радуется?
  2. Что субличность огорчает?
  3. Что данная субличность делает с удовольствием?
  4. Что ей приходится делать с большим трудом?
  5. Как каждая из выбранных вами субличностей относится к другой?
  6. Что бы данная субличность хотела сказать своему хозяину - попросить, пожаловаться, поблагодарить?
Проанализируйте эти две анкеты и подумайте об отношениях этих двух субличностей. Если вы собираетесь на семинар, захватите результаты этой своей работы с собой.

(продолжение следует)
Шепилова Оксана
03.03.2013 20:26:07
Спасибо Мариана.
Очень интересно, были моменты, где я посмотрела на возможность работы с субличностями совсем иначе. smile:)