Блог

 Главная / Блоги / Наш практикум

Блог

Полимодальная психология. Деньги во внутреннем мире человека (3)

Физические деньги  как таковые во внутреннем мире отсутствуют: ни пиастры, ни дублоны, ни талеры, ни червонцы туда не загрузишь. В лучшем случае там могут оказаться их зрительные образы. 

3-1.jpg

Однако деньги, являясь социальной энергией, способны прямо влиять на индивидуальную психическую энергию человека: от атманической до эфирной включительно, воздействуя как на ваше самочувствие, так и на глубинное самоощущение себя как состоявшейся (или нет) личности.
Деньги как архетип существенно уплотняют личную энергию человека, профанируют его личность, растворяя в толпе аналогичных: как мы помним, деньги - великий уравнитель. Это проявляется, например, в том, что, разбогатев, человек нередко начинает искать уже себе, а не своей фирме, популярности или славы, тем самым заботясь о том, чтобы его личность выделилась на фоне остальных.
В какой мере данному человеку нужны деньги - вопрос интимно-психологический. Индивидуальное подсознание довольно точно знает (имеет свое мнение), сколько денег человек должен зарабатывать, получать, хранить и тратить, и если эти суммы человек "не добирает", то ему живется нехорошо.

3-2.jpg

Почему, и что в это время происходит в психике, если смотреть на эти процессы с точки зрения полимодальной психологии?


Психическая энергия. В широком смысле, психическая энергия - это то, что дает человеку силы жить. Она проявляется в энтузиазме, в нестандартном мышлении, в способности влиять на других людей, преодолевать жизненные трудности, принимать решения и их исполнять, учиться в любом возрасте, находить выходы из тупиков, адаптироваться к сложным условиям, стоять на своем, когда это реально необходимо, и так далее.

3-3.jpg

Ее наличие в психике зависит не только от внутреннего потенциала, но и от взаимодействия человека с внешним миром, в том числе социальным внешним миром. В этой части психическая энергия человека (частично, но все-таки весьма существенно) зависит и от финансового оборота "человек-социум-человек".


Патриции и финансисты. Субличности в психике человека не существуют обособленно. Они вступают между собой в различные отношения, в том числе объединяются в коллективы (или в шайки - это уж у кого как) и существенно зависят друг от друга. В частности, они постоянно обмениваются психической энергией, и здесь тоже есть свои дисбалансы: кто-то ее больше производит, а кто-то больше тратит.
По отношению к теме финансов субличности можно объединить в два коллектива. В один из таких коллективов входят субличности, напрямую связанные с деньгами - их можно объединить в Финансовый клуб - это своего рода плебеи, "черная кость". Они занимаются "черной работой"; особенно это относится к субличностям, занятым зарабатыванием денег. (Другие субличности нередко рассматривают Добытчика как проститутку, на чьи доходы, впрочем, не брезгуют жить.)

3-4.jpg

А есть в психике и "патриции", "белая кость", - это субличности, от денег как бы не зависящие, и реализующие индивидуальность человека без оглядки на плотные энергии социума; эти субличности можно объединить в другой коллектив - в клуб Патрициев.

3-5.jpg

В дружной команде субличностей "патриции" и "плебеи" друг друга не презирают, а уважают и при необходимости делятся друг с другом психической энергией разных видов; но так бывает редко. Чаще в жизни мы сталкиваемся с большими дисбалансами, когда "недобор" необходимого финансового уровня сказывается на благополучии именно финансовых субличностей – именно они страдают и теряют психическую энергию. И тем самым они становятся в психике тяжелым якорем, омрачая существование многих других субличностей, если не всех.
С этим можно бороться, причем многими способами. "Есть нечего, зато жить весело" - один из таких способов: заткнуть рот финансовым субличностям и радоваться жизни с остальными. Иногда помогает, но редко надолго. Можно перевоспитывать свои финансовые субличности, менять их "аппетиты". Можно приучать их жить на дотации со стороны "патрициев".

3-6.jpg

Но все эти меры не могут отменить принципиального факта: индивидуальная психика рассчитана на вполне определенный баланс плотных, стандартизированных социальных и более тонких индивидуальных энергий. И если этот баланс нарушается, человек страдает и не находит себе места или начинает вести себя вроде бы несвойственным себе образом: нищий рок-музыкант женится на богатой некрасивой вдове, а заслуженный бизнесмен начинает писать стихи и алчет их признания на поэтическом форуме в интернете.

Упражнение 1. Напишите список ваших основных субличностей и отнесите их к клубу Патрициев или Финансовому клубу, или к обоим вместе. Подумайте, насколько текущее положение вещей устраивает каждую из них и вас в целом. Не забудьте добавить в список ваши субличности, относящиеся к вашим основным чертам характера: Изобретательное "я", Гордое "я", Терпеливое "я" и т. п.


Монетизация субличности. Вопрос о "монетизации" субличности - весьма острый. Должна ли данная субличность зарабатывать (или хранить, или тратить) деньги? Вступая в Финансовый клуб, субличность понижает уровень своих энергий, приспосабливается к требованиям социального рынка; она делается более мощной, но и менее индивидуальной, попадая под влияние плотных социальных архетипов. Награждая ребенка за сочиненное им стихотворение конфетой, вы ставите его субличность Поэта на опасную дорожку. Известный тезис Пушкина:
"Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать", -
весьма спорен, так как обычно вдохновение идет в комплекте с продаваемой рукописью.
Сопротивление выращенной в клубе Патрициев субличности, когда человек пытается ее поставить под холодные финансовые ветры социума, может быть очень значительным и длительным.

3-7.jpg

Начинающие "доморощенные" психологи и целители меня хорошо поймут: переход на финансовые отношения с клиентами резко охлаждает характер психотерапевтических и целительских отношений; они становятся более "деловыми", идут в большей степени по принципу "ты - мне, я - тебе", и клиент теперь вправе задаваться вопросом: "А что я получу за свои деньги?"
И все же иногда исходно "патрицианской" субличности для полного внутреннего созревания необходимо бывает обрести социальную зрелость - например, влиться в Финансовый клуб субличностей, имеющих прямое отношение к деньгам. Кстати говоря: может быть, она будет исключительно тратить деньги, - но тогда она должна приносить при этом пользу и другим субличностям и личности в целом.

Упражнение 2. Вспомните, как шел процесс вступления в Финансовый клуб и выхода из него разных ваших субличностей. Не забудьте о характерных субличностях, соответствующих выраженным чертам вашего характера.


Характерные "я" и Финансовый клуб. Поговорим о чертах характера и качественных особенностях личности. Имеют ли они отношение к теме финансов?
Только очень молодые и наивные люди думают, что на работу берут по диплому. На работу обычно берут по протекции и харизме, а удерживается там человек в основном благодаря ряду личных качеств - добродетелей, как сказали бы раньше. И нередко сложности на работе, а также при получении, хранении и трате денег связаны с тем, что человеку почему-то начинает не хватать или терпения, или настойчивости, или целеустремленности, или снисходительности, - хотя в принципе он этими качествами обладает. Почему так?
Одним из открытий полимодальной психологии было то, что не только ролевые, но и характерные субличности, то есть соответствующие чертам характера человека, являются ярко индивидуальными, и фигурируют в психике вместе со свойственными им особенностями, вкусами, привычками, предпочтениями и жизненными позициями. В частности, любая характерная субличность может мыслить себя принадлежащей клубу Патрициев, и тогда ее будет очень трудно привлечь к финансовым проектам.

3-8.jpg

Как это может проявляться на практике? Например, жизнерадостный в семье и с друзьями человек по непонятным причинам делается угрюмым,  приходя на работу, причем от вида работы это не зависит. Терпимость, снисходительность, благоразумие могут непостижимым образом оставаться всегда снаружи от рабочего кабинета служащего - при том, что во внерабочей обстановке он вполне может этими качествами обладать. Конечно, тут нельзя сбрасывать со счетов влияние эгрегора, но и личные предпочтения Терпимого "я" или Благоразумного "я" тоже очень важны.

Упражнение 3. Подумайте: какие качества характера, на ваш взгляд, в принципе полезны:
а) при зарабатывании денег;
б) при получении денег;
в) при хранении денег;
г) при трате денег.
Далее вызовите свои соответствующие субличности (если таковые обнаружатся) и спросите их, что они думают о финансах и связанных с ними процессах. Слушайте внимательно и до конца, не удивляясь и не перебивая.

Можно ли "уговорить" характерную субличность принять участие в денежном обороте, если она к этому не склонна? В принципе иногда да, но важно понимать, что это ничуть не проще, чем уговорить сделать это ролевую субличность. Например, уговорить ваше Внимательное "я" помогать в зарабатывании или сборе денег, если оно к такому не приучено, ничуть не проще, чем уговорить вашего Душевного Советчика поработать профессиональным психотерапевтом.


Получение денег и модальности. Поговорим о получении денег у работодателя, о процедуре расчета. Отлично, если работодатель рассчитается сам, в срок, да еще наградит наемного работника премией за усердие и качество! А если нет? Если хозяин так и норовит обсчитать работника, задержать ему зарплату, или, хуже, расплатиться фальшивой монетой? И часто ли так бывает?
В обучение печника на Руси входило умение отомстить обманувшему его хозяину. Для этого, например, употреблялся особый кирпич, который вставлялся в дымоход и заставлял печь лишь дымить да коптить, а тягу  и вместе с ней жар перекрывал. У плотников, рубивших избу, также имелись средства, чтобы  отомстить злому хозяину, который плохо кормил работников и обманывал их при расчете.

3-9.jpg

Для этого, например, использовалась кикимора - небольшая деревянная кукла, которую обмазывали смолой, говорили над ней особые заклинания и прятали под домом. Потом такая кикимора лютовала, особенно ночами: громко топала, гремела посудой и била ее. И знахарю или колдуну извести такую кикимору очень трудно!
А теперь представьте себе разговор бригадира плотников при расчете с хозяином: надо дать ему намек, чтобы расплачивался честь по чести, а то худо будет, - но ни в коем случае не угрожать прямо! Получается, тонкое это дело - деньги получать, даже честно заработанные, и у каждого человека здесь своя закавыка и свои "идеи", чаще всего подсознательные.

Инь или Ян? Как вы считаете правильным получать деньги: под иньским или под янским архетипом?
Под иньским - это так: ничего прямо хозяину не говорить, разве что противно морщиться, когда он говорит об отсрочках платежа, не нажимать на него, не ругаться, в крайнем случае - косвенно намекать или приводить в пример добродетельных работодателей и объяснять, что как раз им будет Царствие Небесное. Готовить особый кошелек для получаемых денег, тихонько и осторожно нести их домой, никак не рекламируя факт их получения.
Под янским - это значит брать хозяина за горло и требовать своевременной расплаты, угрожая в противном случае  смертью лютой и неминучей. Находить и гневно возвращать ему фальшивые монеты и ветхие купюры. По дороге домой обязательно зайти в кабак и известить всех о том, что у вас - получка!
А вот как вести себя правильно - это большой вопрос. Задержка зарплаты нередко происходит от того, что работодатель имеет долгов по зарплате больше, чем наличных денег, и платит обычно вначале самым настырным (читай - янским) работникам. Но - не всегда. Иногда терпение и смирение срабатывают лучше.
Но не менее важно то, как настроено ваше подсознание в таких ситуациях: иньским или янским образом. Потому что если вы поведете себя  эффективно, но поперек воли подсознания, то оно вскоре сделает так, что с этой работы вы или уйдете сами, или вас уволят.

Диалектические модальности. Под каким архетипом вам приятнее получать деньги - Творения, Осуществления или Растворения? Это ведь совершенно разные вещи, и вряд ли ваше подсознание не имеет здесь отчетливых приоритетов.
Под архетипом Творения идут премии, неожиданно жирные чаевые, внезапные пожертвования, прыжки дивидентов по акциям; в целом вы получаете больше, чем договаривались или рассчитывали.
Под архетипом Осуществления идут регулярные доходы, плата точно по договору и т.п. Вы получаете, когда и сколько вы планировали.
Под архетипом Растворения идут задержки зарплаты, уменьшенные гонорары, нередко попытки расплатиться символически (медалью, грамотой) или "высокими" словами благодарности, или повышением в должности или переводом на другое (часто отдаленное) место работы, или понижением в должности или окладе, или увольнение.

3-10.jpg

Можно анализировать остальные три фазы денежного оборота (хранение, трату и зарабатывание денег ), а таже балансы и отношения между субличностями и их коллективами с точки зрения других архетипов. Я в дальнейшем планирую опубликовать более подробные описания некоторых  поднятых в данном посте тем, а пока предлагаю вам следующие упражнения.

Упражнение 4. По материалам главки "Получение денег и модальности" ответьте на вопросы:
а) как вы считаете для себя правильным получать деньги: под иньским или под янским архетипом?
б) под каким архетипом вам приятнее получать деньги - Творения, Осуществления или Растворения?

Упражнение 5.
1. Понаблюдайте за своими переживаниями в процессе получения денег и отследите:
а) какие эмоции вы испытываете, получая деньги
б) какие мысли первыми приходят к вам в голову в этой ситуации
в) как меняется ваше поведение, когда деньги оказываются у вас в руках (на банковском счету).
2. Как меняются ваши эмоции, мысли и поведение, когда вы
а) получаете ожидаемую сумму;
б) получаете сумму, существенно больше ожидаемой;
в) получаете сумму, существенно меньше ожидаемой;
г) получаете неожиданные деньги (например: подарок, премия, старые забытые долги).


*
(продолжение следует)


(предыдущий пост этой серии)
Ольга Мая
11.01.2013 16:34:35
Спасибо за начало!
Очень рада появлению новой темы -  и такой важной, и такой нужной. Спасибо! пойду делать упражнения smile:)