
Мы живем в эпоху развитого консюмеризма, то есть потребительства. Раньше мужчине, чтобы состояться, надо было быть солдатом и убивать, женщине - рожать и воспитывать детей. Теперь ничего этого не надо! Вы должны быть гражданином, получать зарплату или пособие по безработице и покупать товары, то есть потреблять.

Но на что вы потратите ваши деньги, социуму вовсе не безразлично, и он вам отравит настроение от неправильной, с его точки зрения, покупки - не то или не там. Попробуйте пойти в "не свой" магазин - он вас объест и испачкает как чужака! Особенно если вы расплатитесь не из такого кошелька, не теми купюрами или не той карточкой.
Можно ли что-то этому противопоставить? И если да, то на каком уровне - теоретически-мировоззренческом или конкретно-практическом? В этой и следующих публикациях на тему денег я пытаюсь ответить на эти вопросы.
Трудно писать на избитые темы. В экономике, политике и воспитании детей понимают все, и советов в этих областях не дают лишь самые отчаянные лентяи и бездельники. Но я пишу эти заметки с целью показать, что при индивидуальном подходе к теме отношений человека с его финансами получается нечто противоположное. А именно, я постараюсь вам продемонстрировать и пояснить на примерах и упражнениях, что тема отношений данного индивидуального человека с его деньгами всегда сложна и запутанна. И потому нужны специальные исследования и усилия, чтобы ее хотя бы немного прояснить, не говоря уж исправить.
Хомо Финансикус. Совсем без денег в наше время обходиться сложно. Если кто-то из моих читателей никогда не держит их (включая и банковские карточки) в руках и о них вовсе не думает - напишите, как у вас это получается! Я думаю, это всем будет интересно.
Даже если вы лично сами никогда не ходите в магазин, и семейный бюджет строится совсем без вашего участия, то скорее всего кто-то из близких берет на себя заботу о вашем финансовом обеспечении, хотя вы можете об этом думать, а можете и не думать. Важный этап взросления ребенка - это порог, когда он перестает свободно канючить в магазинах "Хочу еще то", понимая уже сам, что желаемый ему гаджет или иная игрушка могут оказаться не карману его родителям.

У любой серьезной внешней программы есть финансовый аспект. Соответственно, рассматривая внутренний мир человека, можно сказать, что у многих его субличностей есть финансовая грань. Сложность же заключается в том, что эти грани у разных субличностей обычно совершенно не хотят "склеиваться" в одну непротиворечивую субличность, которую можно было бы назвать, например, Личный Финансист, так чтобы он отвечал за все финансовое функционирование человека. Более того, мой опыт показывает, что имеющиеся у человека противоречия между субличностями нередко очень четко проявляются как раз на материале финансов. И хотя такая несколько фантомная фигура, как Личный Финансист, у некоторых людей имеется, обычно она имеет более теоретическое, чем прикладное значение.

Это выражается, в частности, в том, что у человека есть последовательные и разумные взгляды на то, как, когда и на что ему следует (и не следует) тратить свои деньги, - но в реальных ситуациях он об этих своих взглядах, то есть о мнении своего Личного Финансиста, почему-то забывает и тратит (и экономит) их совсем иначе. Поэтому если вы хотите в самом деле преуспеть в теме своих финансов, то вам придется разбираться со всеми своими субличностями без исключения. Почему так, я постараюсь объяснить дальше.
Добытчик и Растратчик. Вы наверное не раз обращали внимание на то, что одни люди деньги преимущественно зарабатывают, а другие - в основном тратят, так что доходы не соответствуют расходам, что кажется несправедливым;. Например, перечитайте "Скупого рыцаря" А. Пушкина: отец всю жизнь набивал сундуки червонцами и дублонами, а к ним уж подбирается его легкомысленный сын-мот. Но ведь то же самое, но в еще гораздо более утрированном виде, происходит среди наших субличностей! Одна субличность деньги зарабатывает, другая их получает на руки и несет домой, третья хранит (или пытается хранить), а четвертая тратит.

И вовсе не факт, что (условно говоря) Добытчик получает самый привилегированный статус при трате денег - нередко его оттесняют совсем даже не "добычливые" субличности. И к ним стоит присмотреться повнимательнее.
Финансовые взгляды субличности. Любая субличность имеет определенные финансовые потребности и свои достаточно четкие представления о том, что для нее дешево, что - "нормально", а что - дорого, причем если соотнести эти представления у разных субличностей, то может получиться малоприглядная картина, но так уж устроено подсознание, и так просто его не переделаешь.
Вот столяр-краснодеревщик, успешный, в меру выпивающий, отец любимой малолетней дочери. Он "нормально" купит себе на праздник стамеску за 3000 рублей, бутылку коньяка за 500 рублей и куклу в подарок дочери за 80 рублей. При этом он любит свою дочь больше, чем коньяк и даже чем французскую стамеску. Как же так? - спросит читатель, не понаслышке знакомый с арифметикой, - любит больше, а подарок дешевле? А все дело в том, что у субличностей нашего героя разные представления о том, что такое "дешево", "нормально" и "дорого". Он как Профессионал-Столяр спокойно ("нормально" ) потратит на праздничный подарок сумму в пределах 5000 рублей - но все же не 10 000 - это для него было бы "дорого". Как Любитель Выпить он спокойно "употребит" (с друзьями) в течение праздничного вечера горячительных напитков на 1000 рублей; а дальше - уже для него "дороговато". А как Отец он спокойно сделает дочери подарок в пределах 100 рублей - а дальше уже напряжется.
Поэтому обычно у человека есть субличности, деньгами обеспеченные, а есть - недообеспеченные, причем оценивать это надо не с "объективной", а с самой что ни на есть субъективной точки зрения: спрашивая у данной субличности, сколько для нее "нормально" на себя тратить, а сколько - "дорого", и сколько она фактически тратит. И здесь важно понимать, что какую бы "дичь" с точки зрения других субличностей она не имела в своей голове, так просто ее перевоспитать не удастся. Это возможно, но трудно и небыстро.
Важная идея полимодальной психологии может быть выражена так: не будет благополучен человек, у которого есть хотя бы одна несправедливо угнетаемая субличность.

В частности, у каждой вашей субличности есть свои представления о том, сколько денег она считает нормальным тратить на себя - например, в месяц; каков ее "прожиточный минимум" и что было бы для нее уж "чересчур", то есть таких денег она не заслуживает и в них не нуждается. Следующее упражнение посвящено как раз этой теме.
Упражнение 1. Паек субличности.
Выберите несколько своих субличностей и опросите их на предмет того, сколько денег им нужно (например, в месяц или в год) и сколько они от вас получают. Пусть они укажут:
а) свой минимальный паек (ниже которого данная субличность отчетливо хиреет или вовсе вымирает);
б) нормальный паек;
в) максимальный "жирный" паек, выше которого данная субличность иметь отчетливо не хочет;
г) примерный фактический паек, на котором существует данная субличность.
Ни в коем случае не будьте критичными к своим субличностям, выполняя это упражнение, иначе они вам правды не скажут.
Деньги как субъективная реальность. Деньги, с одной стороны - макросоциальная вещь: их чеканит или печатает государство; они символизируют каузальную энергию макросоциума - в настоящее время основную его энергию, увы. С другой стороны, деньги, будучи получены (найдены, одолжены, заработаны, получены в подарок,..) человеком, становятся его личной собственностью, которой он распоряжается по своему усмотрению, хотя и находясь при этом под сильным давлением внешних и внутренних сил и обстоятельств. И выбор всегда за ним, хотя самому человеку часто так думать не хочется.
Ниже приведены несколько типичных реплик, смысл которых - снятие с человеком с себя ответственности за (чрезмерную) трату денег:

- Эти носочки были так хороши, что я просто не смогла их не купить - и четыре пары разных расцветок, а иначе какой смысл вообще?
- Я встретил старого друга в бедственном положении, и ничем не мог ему всерьез помочь, так что пришлось дать денег, сколько он попросил.
- Конечно, я купил бутылку приличного вина за 500 рублей, не мог же я брать бурду за 250!
Однако обратите внимание на субличность, которая произносит такую фразу: в первом случае это, вероятно, Модница, во втором - Старый Друг, в третьем - Гурман. И вполне может быть, что они говорят искренне - но ведь человек мог убрать их от микрофона и выпустить иную свою субличность, и тогда необходимость траты испарилась бы мгновенно. Представьте, что на цветные носочки бросит взгляд Преданная Дочь - она их вообще не заметит, а ее внимание привлечет теплый шерстяной платок, который согреет плечи и душу любимой мамочки. А если со старым знакомым выйдет разговаривать нынешний Отец Семейства, в это время готовящий семейное торжество и обдумывающий подарки всем членам семьи? Вряд ли он отдаст существенную часть подарочных денег невесть откуда возникшему миражу прошлого! А если в третьем случае к микрофону вместо Гурмана выйдет Вегетарианец-Аскет, то речи о вине вообще не зайдет.
Иначе говоря, если у вас появляется некоторая сумма денег, то сначала ее делят между собой разные ваши субличности, причем не всегда ставя вас об этом в известность, и лишь потом они эти деньги тратят - каждая в соответствии со своими потребностями и приоритетами. Впрочем, иногда битва между субличностями за ваши деньги происходит не в момент их получения, а уже на пути к месту их траты (тот или иной магазин, или бордель, или курорт, или дружескую встречу). И тогда вы можете очень ярко почувствовать, сколь богат и противоречив ваш внутренний мир.
Упражнение 2. Подарок субличностям.
Скопите или специально выделите не совсем маленькую для вас сумму денег. Это должны быть совершенно "свободные" для вас деньги, то есть у вас не должно быть на них никаких обязательных планов. Выделите себе заранее день (или неделю), когда вы будете их тратить. Накануне вечером сядьте с листком бумаги и выпишите варианты их использования. Для каждого варианта определите, какая субличность в нем заинтересована (таких субличностей может быть несколько) и выслушайте ее аргументы в пользу данного варианта, а также возражения против него остальных субличностей.
Примите решение и прочувствуйте предварительную радость одних своих субличностей и огорчение остальных.
На следующий день реализуйте запланированные траты и отследите фактическую реакцию на них своих субличностей.
Социальные мифы и психологическая реальность
Общезначимые дискуссии о деньгах, богатстве и бедности не представляют для полимодального психолога особого интереса: ему понятно, что во внутреннем мире любого человека эти темы представлены особо, и не так, как у всех остальных. Но есть все же в теме денег некоторые общезначимые моменты, на которых психологу важно остановиться.
Деньги по своей сути - коллективный объект. Они несут на себе энергию большого социума (государства или даже экономического союза нескольких государств) и вместе с определенными возможностями и облегчением несут с собой и ограничения и отягощения. Зарабатывание денег невозможно на условиях индивидуального человека: оно всегда происходит на условиях социума. И хотя одним людям социум предлагает свои кормушки и синекуры, а другим - угольные шахты и рыболовецкие траулеры, но суть от этого никогда не меняется: зарабатывать деньги можно только на условиях, предлагаемых социумом. Это равно касается и наемных рабочих на лесоповале, и разбойников на большой дороге, и колдунов, рекламирующих и оказывающих свои услуги по интернету, и бабушек, продающих у метро выращенный ими салатик. И всякий раз, получая ту или иную денежную банкноту государственного образца, вы не только получаете определенные возможности в социуме - еще вы получаете определенную тяжесть: в этот момент Его Величество Социум прозванивает и зомбирует (гипнотизирует) вас, насылая на вас свои ценности, желания и намерения. И противиться этому гипнозу очень сложно - тем сложнее, чем необходимее для вас получаемые деньги. С помощью денег Социум стрижет вас под свою гребенку, и это касается всех его установок и ценностей, а не только лишь связанных с финансами.

Именно поэтому чувствительные и творческие люди нередко рассуждают о том, что деньги - это "грязь", и стремятся держаться от них подальше и зарабатывать их поменьше, а предаваться свободному творчеству, живя при этом обычно за чужой счет. Нищие художники и поэты, пьянствующие за счет влюбленных в них романтических особ из состоятельных семей - классика жанра; почитайте биографию Амедео Модильяни - жуть берет, особенно судьба его возлюбленной Жанны Эбютерн. Я думаю, что отсутствие проданных работ у великого художника Ван Гога есть прямое следствие его сильного нежелания в ходить в контакт с макросоциумом, что отчетливо прослеживается в его биографии.
Увы, деньги пахнут - и не только свободой открывающихся ими возможностей, но и нищетой, потом и кровью всех, кто создавал национальное и мировое богатство и был его при этом лишен. Он пахнут и всеми злоупотреблениями, совершающимися ради них или с их помощью - обманами, подкупами, шантажом, воровством, разбоем, убийствами и войнами.
Звучит как будто не слишком ободряюще - но танки грязи не боятся, и любой человек, воплотившийся в физическом теле и в определенной социальной среде, имеет какие-то защиты от "запаха денег", так что может их в некоторых количествах зарабатывать, хранить и тратить, производя при необходимости очистительные ритуалы (какие именно - в другой раз). Но сказанное относится не ко всем его субличностям! Некоторые из них не способны (и не должны, по идее) вообще прикасаться к деньгам; некоторые могут их зарабатывать, но не более того; некоторые могут их собирать (самая грязная работа, кстати говоря); некоторые могут деньги хранить и некоторые - тратить. И есть у некоторых людей такие денежно-универсальные субличности, которые могут без особого вреда для себя выполнять все четыре основные процедуры (фазы) денежного оборота: деньги зарабатывать, получать, хранить и тратить. Но такие субличности - скорее исключение, и обычная субличность рассчитана на одну-две, максимум три фазы денежного оборота, не более. Рассмотрим этот вопрос чуть подробнее.
Денежный оборот: четыре фазы. Мы рассмотрим четыре основные фазы денежного оборота: это внешняя фаза (зарабатывание), собирательная фаза (получение), внутренняя фаза (хранение) и раздающая фаза (трата). Знакомые с концепцией домов примарной астрологии, сразу поймут, откуда дует ветер.
Внешняя фаза: зарабатывание денег. Эта фаза по идее не связана с деньгами как таковыми: здесь человек выполняет общественно-полезный труд по писаному или неписаному договору с социумом; по этому договору социум должен по окончании труда (или его определенной стадии) выплатить человеку денежное вознаграждение.

Собирающая фаза: получение денег. На этой фазе происходит передача заработанных денег от социума к человеку, и человек приносит их в свое личное хранилище. Получить (например, изъять из работодателя) честно заработанные вами деньги - задача нередко не из простых и требует от человека известных усилий, часто неприятных, и чаще всего никак не связанных с усилиями, потраченными на фазе зарабатывания. При этом результат часто не соответствует договору: деньги могут отдать не в срок, не в том количестве, с новыми условиями и т. д. Кроме того, физически донести деньги до их личного хранилища - тоже часто непростая задача: по дороге могут попасться грабители и соблазны, денежные переводы задерживаются или подвисают и т. д.

Внутренняя фаза: хранение денег. Это не так просто: имеющиеся деньги надо защитить как от внешних угроз и посягательств (наводнение, крысы, воры, алчущие родственники и т. д.), так и от посягательств собственных субличностей, постоянно тянущих свои лапы к кубышке.
Но помимо защиты, хранимые человеком деньги могут быть использованы для различных медитаций на них, например, выстраиванию канала связи с архетипом Богатства или Благосостояния; можно пытаться планировать дальнейшую судьбу накопленной суммы, сравнивать ее с накоплениями других людей и т. д.

Раздающая фаза: трата денег. Здесь, как вы уже поняли, все очень непросто, вариантов всегда больше, чем ресурсов и надо ответственно выбирать. И помимо всего прочего, именно на этой фазе могут активизироваться субличности, игнорирующие остальные три фазы денежного оборота; такие субличности можно смело обозвать нахлебниками, и нужно решать, что с ними делать, потому что от них в психике и жизни иногда все же бывает польза.

Упражнение 3. Подумайте, к каким из описанных четырех фаз денежного оборота (зарабатывание, получение, хранение, трата) вы относитесь:
а) с уважением
б) пренебрежительно
в) негативно
г) вообще не думаете.
На какой из этих фаз вы чаще всего имеете неприятности? С какими чертами вашего характера или внешней реальности вы их связываете?
Выполнение этого упражнения может осложниться тем, что разные ваши субличности могут иметь разные ответы на поставленные вопросы. В этом случае выслушайте каждую из них.
*
(продолжение следует)