Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

Очерки полимодальной психологии (10). Гештальты психики

Гештальт

Гештальты в психике - главные смыслы подсознания, результат его восприятия объектов, явлений, ситуаций и последующей их переработки и оформления. Гештальты - это важные для индивидуального подсознания понятия, каждое из которых имеет уникальное, то есть свойственное только данному человеку, значение. 
Немного истории. Русское слово "гештальт" - калька с немецкого слова gestalt, что обычно переводится как законченный (целостный) образ, форма или конфигурация, но я подозреваю, что для самих немцев слово gestalt означает просто "образ" или "форма", без упора на слово "законченный". Есть, например, прекрасная немецкая книга по рисованию под названием "Figurliches Gestalten", и это название явно следует переводить как "Образы (формы) человеческих фигур" - при том, что многие иллюстрации в этой книге представляют собой наброски, явно не претендующие на "законченность".  
Со словом "гештальт" связаны два понятия: гештальт-психология и гештальт-терапия, и это разные вещи. Основоположниками гештальт-психологии были немецкие психологи начала ХХ века Макс Вертгеймер, Курт Коффке и Вольфганг Кёлер, которые утверждали, что восприятие человека идет "целостными образами", которые представляют собой нечто большее, чем составляющие их отдельные части, и иллюстрировали это положение, изучая восприятие человеком различных геометрических фигур. Влияние этих идей испытал немецкий же психолог Фриц Перлз, создавший концепцию под названием "гештальт-терапия", в которой как целостный образ воспринималась личность человека - точнее, целостная личность была как раз целью гештальт-терапии, а ее исходным пунктом был человек ("невротик" по Перлзу) с личностью, далекой от целостности (хотя и не шизофреник - психиатрией Перлз не занимался). 
Мне представляется, что исходные идеи гештальт-психологии, которые по сути своей восходят к Канту и Платону, были гораздо глубже, чем они были восприняты психологами ХХ века, и я попытаюсь это показать в данной статье. 
В этом тексте я использую слово "гештальт", понимая его в психологическом смысле: как понятие или образ, имеющий для человека большую подсознательную важность и представляющий в его сознании и подсознании часть реальности, каким-то способом выделенную и отграниченную от остального мира и организованную подсознанием в единое целое. Другими словами, гештальт - это субъективно воспринятый и оформленный существенно значимый для человека образ части мира, в какой-то мере отделенной от остального мира, причем это отделение (изоляция) может быть объективным, а может происходить исключительно в сознании или подсознании данного человека. 
Ментальная и экзистенциальная картины мира. Гештальты психики представляют собой основуэкзистенциальной (подсознательной) картины мира человека. Но кроме экзистенциальной, у человека имеется также и ментальная (сознательная) картина мира, включающая в себя чисто умственные, то есть лишенные эмоциональной "подкладки", представления человека об отдельных объектах, их качествах, отношениях и их обобщениях - архетипах. Ментальная картина мира включает в себя как минимальные "атомы" отдельные ментальные образы, основанные на сенсорных впечатлениях человека, но лишенные ценности для подсознания и потому эмоционально не окрашенные. Впрочем, некоторые ментальные образы появляются в сознании человека не в результате работы его органов чувств, а как следствие работы его фантазии или являются из внешнего мира, появляясь из уст партнера, из интернета или как бы ниоткуда - как говорится, музыкой навеяло. Ментальные образы соединяются вместе, образуя различные агрегаты и конструкции - более или менее абстрактные понятия ментальной картины мира человека; эти конструкции я далее называю (ментальными) концептами. К ним, в частности, относится та часть личной сознательной философии человека, которая оторвана от его непосредственной жизни. 
Здесь у читателя может возникнуть вопрос: а зачем нужна ментальная картина мира и ментальная философия, оторванная от экзистенциальной? Я вижу это и как часть индивидуальной миссии, и миссии человечества в целом. Мне представляется, что человечество должно заниматься не только собой и своими непосредственными нуждами, но и изучением всего мира, - например, изучать галактики, находящиеся на невообразимом расстоянии от Земли и никак на нее не влияющие, или исследовать эволюцию Земли и Вселенной, начиная с самого ее начала, и не ориентируясь при этом на практические приложения. Так же и отдельный человек: у него есть потребность в относительно объективном взгляде на мир и интерес к вещам, лично его не касающимся; ответом на такую потребность и является составление ментальной картины мира. Но представления человека о том, как мир устроен "на самом деле" и безотносительно к нему самому, не отражают его личных нужд, а также путей их удовлетворения. Для этого подходит совершенно другая, субъективно окрашенная картина, отражающая то, как мир развернут к данному человеку - именно такова экзистенциальная картина мира, являющаяся основной для подсознания. Поэтому ментальная картина мира, тяготеющая к объективности, у человека обычно существует, и должна существовать, но ее не следует смешивать с подчеркнуто субъективной экзистенциальной картиной мира, которая настроена на поддержку непосредственного существования данного человека в мире - так, как мир к нему развернут. И понятно тогда, что элементы ментальной картины мира - ментальные образы и концепты - лишены эмоциональной составляющей, так как относятся не к данному человеку, а к миру вообще. О, ученость! 
Основным "атомом" экзистенциальной картины мира является сенсорный образ (объекта, ситуации, явления), но с важным дополнением: эмоциональной реакцией на соответствующую ситуацию или объект; эта эмоция как раз и свидетельствует о том, что ситуация или событие значимы для подсознания. Эмоции при этом бывают поверхностные и глубинные, яркие и фоновые и многие другие, но я на этом моменте останавливаться сейчас не буду: тема эмоций требует отдельного подробного рассмотрения. Сенсорный образ в сочетании с эмоциональной реакцией на него я называю далее сенсорным комплексом; его можно было бы также назвать экзистенциальным впечатлением . Отдельные сенсорные комплексы объединяются подсознанием в замкнутые и (частично) изолированные от остальной психики группы, которые я называю гештальтами психики. 
Таким образом, получается аналогия между ментальной и экзистенциальной картинами мира: ментальным образам в первой соответствуют сенсорные комплексы во второй, а концептам - гештальты. Однако разница между этими картинами велика. Она может быть проиллюстрирована так: это разница между социальной и индивидуальной психологией, между статистическим и конкретным индивидуумами. Осознание этой разницы видно в таких высказываниях людей: 
- Я знаю, что вообще людям доверять не стоит, но сам часто бываю слишком доверчив - и ничего, обычно прокатывает. Неприятности на почве своего излишнего доверия у меня были лишь пару раз в жизни, и незначительные по сути. 
- Я знаю, что женщинам нужно специально добиваться мужского внимания, но на себе этого не чувствую. Крашусь я или нет, выспалась или с похмелья, надеваю короткую юбку или широкие брюки - они все равно чего-то на меня смотрят и улыбаются. 
- Конечно, женщина может быть счастлива лишь замужем и в семье, я это твердо знаю. Но мне что-то не хочется создавать себе семью... похоже, у меня пока и так все неплохо получается. 
Отступление о цельности. Заметим: говорить о "целостном впечатлении" склонны все люди, в том числе лишенные дара художника и отчетливого внутреннего зрения. Так у музыкального фаната иногда складывается впечатление о новом альбоме любимой рок-группы как о "цельном", а иногда - как о "несобранном", "раздерганном", "слишком разношерстном (разномастном)". Цельность (или ее отсутствие) обнаруживается и в духах, и в винных купажах, и в ресторанном меню, и в романах, и даже в философских трактатах, никак не претендующих на хоть какую визуальность ввиду своей крайней абстрактности. Цельным или нецельным может быть человек в своих поступках, смутный женский силуэт на обложке модного журнала или сюжет повести. Но что такое эта "цельность"? Существует ли она объективно, или же это какая-то субъективная характеристика? Какую роль она выполняет в индивидуальной психике? 
Интересно, что ответ на последний вопрос также субъективен. Есть люди, для которых понятие цельности принципиально важно, в том числе в таких туманных словосочетаниях, как "цельная личность" и "целостный взгляд", а не только в варианте "цельный гусь". А есть люди, в принципе к этому понятию равнодушные, так что комплимент типа "этот человек всегда равен самому себе" им непонятен - ни по основному смыслу, ни почему это хорошо; а непоследовательность в поступках и противоречивость суждений, с их точки зрения, никого не портит. 
Однако составление целостного образа - необходимая часть и биологического, и социального выживания. Прежде всего, без этого нет возможности ориентироваться в пространстве и узнавать знакомые (а нередко и незнакомые) физические объекты. Заметьте: есть люди ("антивизуалы" ), которые утверждают, что у них визуальный канал отсутствует как таковой, так что фигуры сложнее круга или квадрата они представить себе не могут, и сознательной зрительной памяти у них практически нет. Тем не менее, у таких людей зрительная память имеется, хоть и вытеснена в подсознание: иначе бы они никого из своих знакомых не могли узнать; но главное - они обладают способностью соединять отдельные видимые ими блики и черточки в единые образы, что дает им возможность ориентироваться в пространстве, распознавая как отдельные объекты стол, стулья, скатерть и гуся с яблоками на блюде. И нечто похожее можно сказать про людей, которые отрицают наличие у себя психологически значимых целостных образов и их роль в своей жизни: эти образы (гештальты) у них безусловно есть, но пока что лишь в подсознании, и их осознание, как и осознание своих субличностей и жизненных позиций - отдельная психологическая работа человека над собой, полезность (а порой и необходимость) которой я попытаюсь здесь показать. 
Конечно, ориентировка в пространстве и распознавание физических объектов - чрезвычайно важный навык, и понятно, что без составления законченных визуальных образов здесь не обойтись - но это еще не гештальты в том психологическом понимании, которое я использую. 
Вообще, формирование наших впечатлений от жизни и мира и создание гештальтов и ментальных образов - пока весьма мало исследованная область психологии и нейрофизиологии. Исследования американского нейрофизиолога Карла Прибрама в середине ХХ века показали, что память и навыки человека не локализованы в отдельных областях мозга, но как бы распределены по нему в целом. Как такое может быть? Мозг - голограмма? Современные исследования, однако, не подтверждают (хотя и не опровергают) этой гипотезы. Тем не менее, сейчас уже совершенно ясно, что расстояние от непосредственных впечатлений до психологически значимых образов и их обобщений, появляющихся в сознании и подсознании человека, чрезвычайно велико, и до описания нейрофизиологами соответствующих процессов еще очень далеко - вероятно, гораздо дальше, чем до Марса, куда вот-вот отправят космонавтов.  
Сенсорные образы и комплексы. Итак, мы говорим о сенсорных образах, которые запечатлеваются в сознании и подсознании человека, причем некоторые из них сопровождаются (окрашиваются) эмоционально, и это свидетельствует о том, что они важны для подсознания. В сенсорный образ входят впечатления, получаемые от всех органов чувств: и визуальные, и аудиальные, и кинестетические, и обонятельные. И значимые для подсознания впечатления хранятся в памяти в таком сенсорном комплексе: это его сенсорный образ плюс эмоции, пережитые человеком в соответствующей ситуации. Интересно, что в русском языке есть выражение "память сердца", которая противопоставляется "памяти ума"; как писал Константин Батюшков в XIX веке:
О, память сердца! ты сильней 
Рассудка памяти печальной.
Так же и у Пушкина в стихотворении про бедного рыцаря есть такие строки:
Он имел одно виденье, 
Непостижное уму, 
И глубоко впечатленье 
В сердце врезалось ему.
Таким образом, есть особые, существенные для подсознания впечатления (как сказал бы Пушкин, "врезающиеся в сердце" ), которые сопровождаются эмоциями и надолго запоминаются в виде уже упомянутых сенсорных комплексов вида "сенсорный образ+эмоция". Другое название для сенсорного комплекса - это экзистенциальное впечатление. Скапливающиеся в подсознании сенсорные комплексы, определенным образом группируясь, объединяются в мощные психически заряженные конгломераты - это и есть гештальты. Остальные же сенсорные впечатления тоже регистрируются подсознанием, но как значимые им не воспринимаются и эмоциями не сопровождаются: это ментальные образы; они заносятся в память человека, но лишь в его ментальную картину мира, под девизом "Это я помню (знаю), но значения для себя этому не придаю". А гештальты попадают в экзистенциальную (подсознательную) картину мира человека, которая, собственно, и определяет его фактическое поведение, будучи опорой для его психики. 
Гештальт: конверт, открытки и надписи. Как же можно мыслить гештальт? Я предлагаю представлять его в виде особого конверта, который я далее буду именовать гештальт-конвертом. На лицевой стороне этого конверта прописными буквами написано его имя (это общая тема, или название, гештальта), а внутри лежит множество относящихся к теме гештальта и значимых для подсознания экзистенциальных впечатлений - гештальт-открыток, каждая из которых представляет собой описанный выше сенсорный комплекс: сенсорный образ + эмоция, к нему относящаяся. Кроме того, на гештальт-конверте имеются надписи, представляющие собой, в частности, качества (общие характеристики) гештальта, окрашивающие собой либо все его открытки (впечатления), либо их значительную часть. Открытки внутри конверта могут лежать хаотично, или в хронологическом порядке, или быть разделенными по частным темам (аспектам) данного гештальта, иногда даже образовывать сложную иерархию.



Читать статью полностью...





___
Майя
06.12.2015 20:50:43
Спасибо вам огромное. Я никогда нигде не находила таких точных, четких и развернутых ответов на серьезные вопросы. Да и сами вопросы формулировать с некоторой степени зареклась, выбрала тактику обхода острых углов.
И с этой статьи очерки полимодальной психологии обрели для меня эмоциональную наполненность, перестали быть отвлеченным знанием. Это хорошо до слез.
И, кстати, "Розу Мира" я прочитала, потому что вы о ней хорошо говорите.
Просто спасибо за все.
Елена Боэль
07.12.2015 18:28:58
В который раз уже я  с Вашей помощью открываю всё новые и новые кирпичики своей личности и более  ясно  начинаю видеть направление  своей судьбы (миссии как-то ещё очень громко для  меня...). Спасибо.
Катерина
12.12.2015 09:07:40
Гештальты психики
Огромное спасибо!!! Вместе со статьей прочитала по-новому и Ваш перевод "Дао де Цзин"Лао-Цзы - совсем по другому понимается! Просто чудеса! 
В благодарность Вам - такие строки:


...Когда оторвет от почвы,
ты шагнешь в густоту природы,
каждое новое слово
проклюнется в тебе почкой,
набухнет и лопнет в мир,
защищая его от тотальной нехватки кислорода.
Надежды на успех – не нужно,
и отчаянье тебе не подмога.
Когда растешь из себя наружу,
единственной путеводной звездой
будет дорога.
Её обратное движение
В глубины тебя
начинается с первого шага.