Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

Мужчина и женщина внутри нас (4)

"Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте".
В. Шекспир

Трудно спорить с классиком. Но все-таки повесть о взаимоотношениях Внутреннего Мужчины (ВМ) и Внутренней Женщины (ВЖ) если не трагичнее, то в любом случае куда сложнее и запутаннее, чем может выдумать самый замечательный и изобретательный драматург.

У любого человека есть внутренние конфликты, даже если он их не осознает. Его раздирают несовместимые желания и стремления, у него есть противоречащие друг другу этические системы или установки. И у этих конфликтов есть мощная внешняя подпитка: мир, в котором мы живем, далек от совершенства и переполнен страданиями и несправедливостью. Вопрос: "Что я должен делать?" - и сам по себе достаточно сложен, но он к тому же дополняется не менее важным вопросом: "За что я должен переживать? Что я должен прожить и прочувствовать?" И эти два вопроса, если отвечать на них серьезно и последовательно, в каком-то смысле противоречат друг другу; а точнее, противоречат друг другу два способа видения мира, которые свойственны ВМ и ВЖ. Однако каждый из них важен для человека, и если "мужское" видение мира обычно не нуждается в обосновании, то "женское" видение для многих людей или сомнительно, или примитивно. И  нужно проникнуть глубоко в подсознание, чтобы понять всю важность и всю тонкость  мировосприятия ВЖ у (любого!) человека.

Мировосприятие ВЖ
Быть неравнодушным - несомненно, одна из добродетелей; но здесь важно, к чему именно быть неравнодушным и как проявлять свое неравнодушие. Что важнее для мира: чтобы человек в нем что-то сделал или чтобы человек его воспринял, прожил и пережил? Если стоять на религиозной точке зрения, то вопрос можно поставить так: что важнее для Бога: чтобы человек принял вместе с Богом участие в творении и поддержании мира, или же чтобы он воспринял и глубоко прочувствовал мир как Божье творение? Вероятно, для Бога важно и то, и другое, но все же Он в совершенной Своей мудрости, сотворил людей разными, и для кого-то определил как основную задачу строительство мира, а для кого-то - его (мира) прочувствование.
На первый взгляд может показаться, что переживание мира - не слишком творческая задача, и что воля и инициатива человека здесь не участвуют. Ну, что с человеком происходит, то он и переживает, и никак на это влиять не может, - так  кажется при поверхностном взгляде. Однако это, конечно же, не так. Во-первых, человек довольно сильно влияет на то, что с ним происходит, то есть косвенное влияние его воли на его переживания несомненно есть. А во-вторых, и сами его переживания в связи с теми или иными жизненными событиями и впечатлениями вовсе не однозначно определены, и тоже в значительной мере регулируются его подсознанием и даже сознанием. А именно, человеку дано выбирать и регулировать, во-первых, объект (ситуацию) переживания, во-вторых, взгляд на эту ситуацию, и, в третьих, сам способ переживания. Эта ситуация может быть метафорически проиллюстрирована поведением фотографа. Фотограф-любитель ставит камеру на "автомат" и щелкает снимки, не думая о композиции, свете, экспозиции, фокусе, фильтрах и т. п. тонкостях, которые, однако, весьма значимы для профессионала и дают ему возможность делать  интересные снимки даже на самой обычной натуре. И если человек поставлен Богом (судьбой, наследственностью, подсознанием) в позицию "свидетеля и переживателя мира", то для него важно, во-первых, что  он свидетельствует (на что наводит объектив); во-вторых, какими глазами он на мир смотрит (как наводит фокус и какой ставит фильтр); и, в третьих, как именно он внутри себя переживает увиденное и услышанное (как внутри фотоаппарата обрабатывается снимок). Сказанное может показаться читателю странным: почему Богу интересно наблюдение мира человеком и тем более сопутствующие этому наблюдению переживания человека? Однако если под Богом понимать архетип Человека, то это как раз понятно: действия и переживания - основные характеристики индивидуума, и как раз ими он отчитывается перед творившим его архетипом.
Как человек может управлять своими переживаниям в уже состоявшейся ситуации? Он может посмотреть на случившееся с разных точек зрения, активизировать ту или другую субличность, призвать на помощь тот или иной архетип, эгрегор или индивидуальный имаж. Причем можно делать это уже после завершения ситуации, когда ощущения от нее еще очень свежи или пока лишь только оформляются, а можно - уже по ходу самой ситуации, что требует определенной практики (особенно  когда ситуация целиком захватывает внимание человека), но в принципе возможно. Рассмотрим показательный пример.

Неловкая ситуация. Робкий школьник-старшеклассник Прокопий приглашает в кафе свою одноклассницу Алину, надеясь произвести на нее хорошее и "мужественное" впечатление. Официантка приносит напитки, и Прокопий, пытаясь быть галантным, пододвигает к Алине ее чашку с кофе-гляссе, но неаккуратным движением руки опрокидывает эту чашку, и кофе льется по столу и, о ужас, перетекает на юбку и голые колени Алины. Алина вскрикивает от неожиданности и смотрит на Прокопия с укором, переходящим в негодование. Как будет Прокопий переживать эту ситуацию?
1. Он сам как Начинающий Мужчина склонен воспринимать случившееся как позор, причем публичный, унижение и полный крах всех надежд, сопровождающийся глубоким отчаянием.
2. Однако Прокопий может призвать  на помощь образ своего отца,  понимающего в житейских вопросах и отношениях между мужчиной и женщиной; и отец, восприняв эту ситуацию, прокомментирует ее так: "Видно, что Алина тебя совсем не любит и не уважает, проявляя не снисходительность, а агрессию, причем по мелкому поводу. Стало быть, это не твоя девушка, и хорошо, что это сейчас быстро и безболезненно выяснилось".
3. Прокопий может посмотреть на эту ситуацию и глазами своей матери, которая тоже не станет  сильно драматизировать случившееся и прокомментирует его так: "Это я, я во всем виновата. Я не приучила тебя, мой сын, к аккуратности, и вот испачкались платье и колени девочки. Хорошо хоть, что кофе не был горячим и никто не обжегся. А платье отстирается, так что ничего ужасного не произошло - так, мелкое недоразумение".
 4. Но не только имажи своих родителей может привлечь к рассмотрению и переживанию ситуации Прокопий. Есть у него дядюшка Григорий,  принципиальный донжуан и сладострастник. Будучи призван, его имаж увидит ситуацию в совсем другом свете: "Ах, какие коленки! Юные и нежные! И сладким кофеем намазанные! Их бы облизать, а потом... (сладострастный вздох и истома)".
5. Впрочем, наш герой может  призвать на помощь архетип Психоанализа, и тот, материализовавшись в облике великого Фрейда, промолвит следующее: "Как хорошо все случилось, просто замечательно! В этой нехитрой жизненной ситуации очень откровенно проявилось твое, Прокопий, подсознание, обнажив свою важную тайну: ему не нравится Алина, и коричневый цвет кофе, так явно напоминающий экскременты, очевидное тому доказательство".
6. Архетип Психологии может послать Прокопию концепцию Эрика Берна, подразделяющую все состояния человека на три вида: Ребенок, Взрослый, Родитель. Тогда Прокопий будет размышлять в таком ключе: "Какая ипостась личности была активна у меня, когда я звал Алину в кафе? Сам для себя я делал вид, что это бывалый Взрослый, а по сути это был, конечно, Ребенок, неловкий и неумелый, как и положено детям. Поэтому вполне логично, что и кофе я пролил - так все дети поступают. Что же касается Алины, то она приняла мое приглашение в ипостаси Взрослого, а когда испачкалась кофе, то включила жесткого Родителя, что в данной ситуации было неуместно, так как этического характера эта ситуация сама по себе не имела.  Таким образом,  поведение Алины было нерелевантным и некомплементарным, а мое - естественным".
7. Еще один архетип, который может помочь Прокопию в переживании этой ситуации - это архетип Комедии. Для того, чтобы это сделать, он должен представить себя в позиции сценариста (или режиссера, или оператора), творящего молодежную кинокомедию или даже сериал. Насколько происходящая сценка зрелищна? Как в ней проявляются характеры действующих лиц? Смешно ли происходящее глазами будущих зрителей? Конечно, смешно - ха-ха-ха!
8. Прокопий может призвать  себе на помощь и различные эгрегоры, например, эгрегор Современной Молодежи. Как тот воспримет происходящее? Тусня? - Тусня! Клево? - Клево! Всякая мелкая чушь по барабану? По барабану! И все - полный ОК!
9. Государственный эгрегор (в форме воображаемого милиционера) тоже может помочь Прокопию. Есть в его действиях состав преступления? Нет. Тянет оно на хулиганство? Ну, разве что очень мелкое, и то если будет доказан злой умысел. А его не было - стало быть, Прокопий перед законом чист и переживать ему нечего.

Переживание ситуации очень сильно зависит от того, как (и с чьей помощью) человек ее себе мыслит. Надеюсь, приведенные примеры проиллюстрировали этот тезис.

Понимание и переживание
Я продолжаю темы важности ВЖ в жизни человека и необходимости управлять своими переживаниями - в начале, середине и конце этого  процесса. "Ты меня понимаешь" - важнейший комплимент, а "Ты меня не понимаешь" - одно из самых неприятных обвинений в человеческих отношениях. Что же стоит за выражением "Ты меня понимаешь"? На первый взгляд, оно означает, что человек видит мир и своего партнера его глазами - но этого недостаточно. В действительности это выражение подразумевает, что человек не только видит мир (ситуацию) глазами партнера, но и переживает ее так же, как и партнер - а это гораздо серьезнее.
Пример. Влюбленная пара, гуляя по зимней улице, видит замерзшего котенка, жмущегося к стене дома. Юноша, не обращая на него особого внимания, пытается идти дальше, но подружка его останавливает. "Я тебя не понимаю, - заявляет она кавалеру. - Как ты можешь пройти мимо этого несчастного замерзающего очаровашки!" Заметьте: девушка обвиняет юношу не в том, что он видит мир (котенка) не так, как она - они оба одинаково видят, что котенок замерзает и несчастен, - она обвиняет его в том, что он не сопереживает этому котенку, т.е. юноша виноват в том, что он не переживает эту ситуацию так же, как она.
Фактически слова: "Я тебя понимаю" - чаще всего подразумевают "Я ощущаю (переживаю) то же, что и ты" - и это серьезная заявка ВЖ, значительно большая, чем куда более формальное "понимание" ВМ - это понимание солдатом боевой задачи, данной ему командиром:
- Сходи в магазин и купи хлеба, молока и сыра.
- Я тебя понял, иду.
Это диалог двух ВМ, и никаких тонкостей здесь нет и не подразумевается. А вот диалог двух ВЖ, и тут все куда тоньше (без иронии!):
- Она мне поначалу очень понравилась и очень привлекла к себе, но все же юг и море наводят на женщин такой флер, которому хочется верить и подчиняться, но... ну, ты меня понимаешь, Никодим...
- Очень даже понимаю, Федор...

Переживания и жизнь
Отсутствие адекватных для человека переживаний дает ему впечатление скольжения мимо жизни и большую неудовлетворенность ею, ощущение ее неполноты, даже если она через край наполнена событиями. Дело в том, что для ВЖ важны не события как таковые, а их внутреннее переживание человеком, которое требует определенного времени и концентрации. Вот типичный диалог, приводящий ВМ в недоумение или раздражение:
- Что ты делаешь?
- Я переживаю.
ВМ не понимает, что "переживание" может быть содержательным и ценным для человека занятием, исключающим другие виды деятельности. Для ВМ "делать" значит строить планы или реализовывать их, преодолевать препятствия к цели и т. п. - и причем тут "переживания"? Увидел дичь, схватил лук и стрелы, притаился, дождался удачного момента, подстрелил утку, изжарил ее на костре, съел. В этой последовательности действий нет места для переживаний - разве что в краткий период сытости, когда внимание уходит внутрь набитого вкусной едой живота, где происходит что-то приятное и быстро склоняющее в сон.
Но что такое скука? И что такое интерес в жизни? Они могут быть связаны с ВМ, а могут - с ВЖ, и это совсем разные вещи, не заменяющие одна другую. Можно скучать от отсутствия достойных целей, а можно - от недостатка ярких впечатлений. Можно находить интерес в целенаправленной деятельности в мире, а можно - в собственных ощущениях и переживаниях, и, в принципе, человеку нужно и то и другое, хотя это совсем разные вещи, нередко несовместимые во времени.
Одна из основных психологических проблем, возникающих у целеустремленных деловых людей, заключается в том, что достигнутая цель не приносит удовлетворения, и все потраченные усилия оказываются если и не напрасными, то все равно как бы неоплаченными. Эта ситуация типична для людей, у которых гендерные субличности не находятся в контакте и сотрудничестве, но игнорируют друг друга или находятся в антагонизме. И в самом деле: достижение цели - интерес ВМ, а получение удовлетворения - функция ВЖ. Как может отомстить ВЖ своему антагонисту ВМ? Очень просто: не дав ему энергетической поддержки, когда он весь вымотался и устал. Он достиг цели, потратив на нее неимоверное количество усилий и пренебрегая мольбами ВЖ, которая страдала и терпела, ничего не получая взамен. Так почему она должна радоваться или испытывать удовлетворение, когда такая тяжко-затратная цель ВМ достигнута? С точки зрения ВЖ, эта овчинка не стоит своей выделки, - и откуда же взяться чувству удовлетворения?
Важным этапом гендерного воспитания являются два положения, которые должны глубоко усвоить и принять ВМ и ВЖ:
1. Никакое серьезное и интересное для ВМ дело (проект, задача, цель) не может быть осуществлено без очень серьезной и последовательной поддержки (и временами коррекции) со стороны ВЖ.
2. Никакое важное и интересное для ВЖ ощущение (переживание) не может быть достигнуто без основательной и последовательной помощи со стороны ВМ.
Однако у многих людей гендерные субличности весьма далеки от подобного мировоззрения. И причин этому много, в частности это особенности воспитания в детстве и негативный опыт в подростковом возрасте и юности.

Гендерные отношения: история вопроса
Изучая свои гендерные субличности сами по себе и их отношения друг с другом, человек нередко обнаруживает влияние на них детского, юношеского и дальнейшего жизненного опыта. Обычно родители обращают основное внимание на одну из гендерных субличностей ребенка и ею плотно занимаются, игнорируя другую или отдавая ей незначительную роль, а то и вовсе выставляя ее в жертвенную позицию. И это, конечно, существенно влияет на формирование детских ВМ и ВЖ, но все же не определяет их полностью: важную роль здесь играют врожденные склонности человека и его самовоспитание.
Влияние родителя на гендерные субличности ребенка вовсе не обязательно определяется собственными гендерными субличностями родителя. Нередко родитель пытается (пусть неосознанно) дать ребенку то, чего лишен сам. Например, мать-домохозяйка со слабым ВМ может пытаться вырастить из сына человека, устремленного к цели и способного жертвовать своими интересами ради ее достижения. Причем эти "интересы", которыми она приучает его жертвовать, относятся в основном к сфере его ВЖ.
Приучая ребенка к дисциплине, ответственности, привычке отвечать за свои слова и добиваться поставленных перед собой целей, родитель не только укрепляет ВМ ребенка - он обычно еще и принижает его ВЖ, низводя ее до роли терпеливой и трудолюбивой Золушки, у которой никаких потребностей нет, да и существенной пользы от нее тоже нет и быть не может. Просьбы и мольбы ВЖ ребенка в таком случае воспринимаются родителем как его слабость или неуместные капризы, которых лучше бы не было, и постепенно ребенок сам начинает так считать.
Наоборот, обращая основное внимание на чувства и желания своего дитяти, стремясь к тому, чтобы оно имело "счастливое детство", родитель укрепляет (иногда и разбаловывает) ВЖ ребенка, и обычно это происходит в ущерб его ВМ, который начинает чувствовать себя ненужным и малоценным. Это происходит, когда родитель подвергает ребенка излишней опеке, и в тех редких случаях, когда ставит ему задачи, сам же эти задачи решает:
- Миша, тебе пора домой!
- Я что, замерз?
- Нет, ты проголодался!

Когда начинается гендерное воспитание ребенка? Вероятно, сразу, как только он обнаруживает свое существование в животе у мамы. И оно резко активизируется одновременно с его появлением на свет. Не нужно думать, что младенец ничего не понимает из того, что говорят взрослые вокруг него: во-первых, он напрямую ловит энергетику и эмоции, а во-вторых, его подсознание, как память компьютера, сохраняет все его впечатления с самого начала беременности. А какие разговоры идут вокруг новорожденного? Самые разные, но почти все они прямо или косвенно апеллируют к его ВМ или ВЖ, тем самым их активизируя и усиливая.
Как взрослые апеллируют к ВМ новорожденного? Такая апелляция слышна в следующих отзывах и обращениях к младенцу недельного возраста:
- Родился точно в срок, в конце 40-й недели, молодец какой!
- Рост 52 см, вес 3,5 кило - точно как надо уродился! И себя не обидел, и маму поберег.
- Ну, родился благополучно, все на месте, умница! А теперь твоя задача исправно мамино молочко кушать и вес набирать, сколько врачи скажут.
- А вот ему погремушка - чтобы слух и координацию развивал.
- Правильный ребенок в месяц должен головку держать, в девять месяцев ползать, а в год - ходить, и иметь метр в росте. К этому стремись, крошка!
- А глазки-то смышленые! В науку пойдет, как и дедушка.

А вот как могут прозвучать реплики, апеллирующие к ВЖ новорожденного:
- Какой спокойный ребенок!
- Ой, а он не замерзнет?
- А в подгузнике ножкам не тесно?
- Разве можно ребенка за ручки поднимать? Ему же больно!
- У него отрыжка! А он в ней не захлебнется?
- Как сладко спит! Видно, как ему хорошо!
- Дайте ребенку соску! Пусть порадуется жизни!
- А ему понравится, если тетя возьмет его на руки и поукачивает?

Когда ребенок дорастает до сознательного возраста, то апелляции воспитателей к его гендерным субличностям становятся иными по форме, но обычно достаточно гендерно-определенными, то есть ребенок всегда понимает, идет ли обращение к его ВМ или же к ВЖ. При этом ему может нравиться или резко не нравиться именно это, а не само по себе обращение родителя, чего последний может не понимать.
Например, есть дети, не переносящие обращения к их ВЖ. Такой ребенок ненавидит, когда его спрашивают, что он чувствует, нравится ли ему то-то и то-то, и не любит, когда его мотивируют какими-либо удовольствиями или наградами. Ему хочется получить настоящую взрослую задачу, ответственность и поручение, за которое он будет отвечать. И тогда он старательно (и, возможно, тщательно) будет его исполнять.
И есть дети, которые очень не любят обращения к их ВМ, но зато охотно и конструктивно воспринимают обращение к их ВЖ. Примером может служить описание Марком Твеном процедуры побелки длинного забора Томом Сойером. Перед собравшимися вокруг него мальчишками он сделал вид, что это занятие доставляет ему подлинное наслаждение - и они купились на эту провокацию и тоже захотели хоть немного побелить, каковое право было им дано - но не бесплатно.  : )
Ниже приведены реплики, обращенные к ВЖ или ВМ ребенка. Они могут показаться вам "правильными" или "неправильными" - но не делайте выводы и оценки заранее, а проведите не мысленный, а натурный эксперимент и посмотрите, как на них (или аналогичные им) отреагирует ваш ребенок.
- Пойдешь, Вадик, завтра за мной на рыбалку? Встаем в 6 утра, сапоги, куртка, плащ, удочки и наживка - все сам. (>ВМ)
- Пойдешь, Вадик, завтра за мной на рыбалку? Свежий воздух, чистая река, свежая уха - полное наслаждение! (>ВЖ)
- Машенька, сегодня надо сварить вишневое варенье. Я купила вишню, а ты возьми сахар и найди рецепт в интернете. (>ВМ)
- Машенька, сегодня надо сварить вишневое варенье. Я  тебе разрешаю есть с него пенки - вкусные очень! (>ВЖ)
- Будешь со мной вечером футбол смотреть, сын? Ставлю на "Барселону", что выиграет и не меньше трех голов забьет.  (>ВМ)
- Будешь со мной вечером футбол смотреть, сын? Классный матч, пивасик, чипсы. (>ВЖ)

Учитывая, что детям очень свойственно подражать, родитель, желая активизировать в ребенке определенную гендерную субличность, нередко активизирует соответствующую субличность у себя. Наиболее откровенно это происходит при активизации ВЖ родителя, что часто подразумевает апелляцию к ВЖ отпрыска:
- Приходи скорее - я буду счастлива тебя видеть, соскучилась!
- Когда ты приносишь домой хорошие отметки, для меня это самая большая радость.
- Как грустно мне видеть тебя одиноким, совсем без друзей.
- Я очень переживаю за тебя и твою жизнь, сын. Расскажи, что происходит, чем ты живешь, что тебя беспокоит.
У хорошего учителя должен быть дар воспитания ВМ у своих учеников, и в первую очередь это достигается через оформление собственного ВМ учителя, и этот ВМ должен стать достаточно харизматичным - так чтобы его активизация становилась "заразной" для учеников. Четкость проведения урока, знание учителем того, что он намерен сделать, и способность провести свой план урока в жизнь, несмотря на сопротивление учащихся, - все это отлично воспринимается учениками и служит формированию их ВМ - по крайней мере, у тех учеников, с которыми у учителя есть контакт. Аналогичный эффект наблюдается и при воспитании детей, но здесь родитель должен быть тактичным, чтобы вызвать у ребенка желание ему подражать, но при этом не "передавить" его. Естественный вариант заключается в том, что ребенок помогает родителю в его делах - но родитель должен при этом не жадничать, а честно отдавать ребенку часть своей задачи и энергии, необходимой для ее осуществления.

Таким образом, гендерное воспитание, которое получает ребенок в родительской семье, чаще всего однобоко (акцентирует лишь одну из гендерных субличностей и подавляет другую) и не дает ему навыка культурного взаимодействия между ВМ и ВЖ. Например, всем известная пословица гласит: "Взялся за гуж - не говори, что не дюж", - и большинство людей с ней согласится, хотя она явно принижает ВЖ и даже требует жертвенности с ее стороны ("взяться за гуж" по-видимому означает впрячься в повозку в роли лошади). А если ВМ неосмотрителен и взялся тащить слишком тяжелую повозку? Что тогда? Пуп рвать?
С другой стороны, философия гедонизма, весьма распространенная в наше время, ставит на первое место ВЖ и ее положительные переживания, а ВМ отводит место слуги, более или менее эффективного, но не имеющего права голоса вовсе, или же имеющего совещательный, но никак не решающий голос в серьезных вопросах. И родители, любящие своих детей "наивной" или "слепой" любовью, нередко насаждают в своих чадах именно такую жизненную философию: жить следует для радостей и наслаждений, а работают пусть слуги и подчиненные. Как говорила одна моя знакомая приходившим в ее дом поклонникам: "Пришел - сделай что-нибудь!"

Где мы едем?
Каковы же в итоге взаимоотношения между ВМ и ВЖ у взрослого человека? Вместо ожидаемых сотрудничества и взаимопонимания чаще всего наблюдаются, увы, совсем другие вещи: игнорирование, презрение, пренебрежение и сильное недопонимание, обусловленное, в частности, отсутствием прямых контактов. Чаще всего ВМ и ВЖ не понимают (или не признают), что они могут быть полезны друг другу, облегчать друг другу жизнь и делать ее более наполненной и интересной. Зато они хорошо видят ситуации, когда они друг другу мешают, вредят, ставят палки в колеса, и это вызывает обиды и гнев, иногда переходящий в откровенную месть. Далее я описываю четыре распространенных варианта отношений ВМ и ВЖ в индивидуальной психике; однако читатель должен иметь в виду, реально их гораздо больше, и всегда имеются индивидуальные особенности.

Доминирующий ВМ. Для этого человека главное в жизни - это работа, составление и реализация планов, достижение целей. ВЖ считает себя главным и пренебрегает существованием ВЖ, воспринимая ее чаще всего как досадную помеху. Так сильно занятый взрослый человек обычно относится к внезапно случившейся с ним небольшой болезни или травме: досадно, что она мешает ему в делах, но ничего, скоро она пройдет, и про нее можно будет забыть.
В результате человек не испытывает в жизни существенных радостей и не ощущает ее полноты, но вытесняет эти неприятные чувства своим деловым ритмом. Добившись одной цели, он немедленно ставит себе следующую задачу и начинает ее решать, не позволяя себе прочувствовать свою жизнь и себя сколько-нибудь глубоко.
Подавленная ВЖ не только делает человека внутри себя глубоко неудовлетворенным и даже несчастным, но и резко снижает его тонкую энергетику и интуицию. В результате ВМ, реализуя свои проекты, вынужден опираться лишь на свою собственную, довольно грубую, энергию и на свое, тоже достаточно грубое, понимание ситуации. А в реальной жизни есть множество моментов и ситуаций, без тонкого чувствования которых ничего сделать нельзя: путь напролом ведет к поражению. И в итоге ВМ нередко проваливает свои планы, которые, как чувствует человек, вполне могли бы быть успешными, но чего-то не хватило: может быть удачи, а может быть и тонкости восприятия и действий.
В качестве метафоры здесь можно привести основную формулу гипноза: подстройка - ведение. Это означает, что на первой стадии гипноза гипнотизер подстраивается под клиента, создает с ним эмпатический контакт и начинает чувствовать мир так же, как и клиент; и лишь после этого включает свою волю и начинает вести сознание и подсознание клиента в нужном гипнотизеру направлении. И без предварительной подстройки, которую во многом осуществляет ВЖ гипнотизера, не получится и успешное ведение, за которое отвечает его ВМ.
Доминирующий ВМ может по разному относиться к ВЖ. Например, он может:
- ее полностью игнорировать;
- признавать ее существование как неизбежное зло и обвинять ее в своих неудачах;
- воспринимать ВЖ как капризного ребенка, от которого мало толку и много суеты, но иногда следует идти навстречу его просьбам;
- использовать ВЖ в своих целях, воспринимая ее как порой полезного, но не слишком важного помощника;
- никогда не идти навстречу ВЖ в ее просьбах, их не замечая;
- никогда не идти навстречу ВЖ в ее просьбах, действуя ей назло;
- исполнять просьбы и желания ВЖ в исключительных случаях;
- исполнять просьбы и желания ВЖ в ситуациях, когда это не противоречит его планам.
Но в любом случае доминирующий ВМ не склонен советоваться с ВЖ в своих решениях, так как не воспринимает ее как что-то серьезное или значимое для себя и для человека в целом.
Доминирующая ВЖ. Про этого человека часто можно сказать, что он "без царя в голове", так как он не склонен планировать свою жизнь и дела, а если иногда это и делает, то к своим планам относится достаточно легкомысленно, легко их меняя или отменяя вовсе и не чувствуя при этом дискомфорта. Его основными критериями в ситуациях выбора являются "нравится - не нравится", "органично - искусственно", "красиво - уродливо", "впечатляет - не впечатляет", "ярко - тускло" и т. п. характеристики, отвечающие его текущим ощущениям, но не следованию определенному плану.
Кармен из новеллы П. Мериме, Манон Леско из повести А. Прево несомненно имели доминирующую ВЖ. Вообще женщины если не легкого, то облегченного поведения всегда пленяли воображение писателей, художников, поэтов, и причины этого далеко не только утилитарны. Как пел во времена моей юности Фред Солянов:

Ну, так хватит о женах законных.
Им ли наши печали понять.
Только посвиста вьюг заоконных
Не унять, не унять, не унять.

Сколько по свету зря мы мотались,
Но – снимались едва с якорей -
Незаконные жены метались
В бескорыстной тревоге своей.

Ни кола, ни двора, ни квартиры,
Лишь молитва на теплых губах.
Обещали им сдуру полмира,
Матерились беззвучно в сердцах.

Незаконные жены смеялись,
болтунам оставались верны.
И верны болтунам оставались
Даже после законной жены.

В чем обаяние такой женщины и такого мужчины, как Пьер Безухов, Д'Артаньян, вообще романтического героя? Его цели, если и есть, ни в коем случае не приземленны, его планы обычно рушатся, а главное содержание его жизни - яркие переживания. В сущности, вопрос о том, как следует жениться: по любви или по расчету? - есть не что иное, как спор между ВЖ и ВМ. И человек с доминирующей ВЖ если и женится, то по любви. Впрочем, он не считает для себя  женитьбу как таковую чем-то обязательным или серьезным. Другое дело - брачный ритуал, невеста в фате и роскошном белом платье, священник у алтаря, речи гостей на пышном приеме - это может вызвать истинный восторг ВЖ и запомниться ей надолго.
Вспомним манеры богатых русских людей прошлого кутить в кабаках, швыряться деньгами, проигрывать целые состояния в карты - все это занятия ВЖ, "задвинувшей" ВМ далеко и надолго. Таковы почти все авантюристы (политические, любовные, финансовые) - их манят впечатления, а подготовкой и выработкой стратегии они пренебрегают. Девиз такого человека: "Пусть не по-моему, но хоть как-то оно получится", и это означает полное унижение ВМ.
Примеры доминирующей ВЖ из литературы: Стрекоза из басни И. Крылова (спор между ВЖ и ВМ), Обломов у И. Гончарова (спор между Обломовым и Штольцем - спор между ВЖ и ВМ), Буратино у А. Толстого, Незнайка у Н. Носова.

Доминирующая ВЖ может по-разному относиться к ВМ. Например, она может:
- полностью игнорировать ВМ (отдавая, в случае необходимости, его функции окружающим);
- считать ВМ мелким, по полезным слугой, который должен знать свое место;
- считать ВМ своим врагом, который норовит отнять у нее ее жизненные впечатления и переживания;
- учитывать мнение ВМ как совещательное;
- обвинять ВМ в своих неприятностях, не замечая его заслуг перед ней.

Но в любом случае, принижая ВМ, доминирующая ВЖ лишается его полноценной поддержки и не только не получает интересующих ее впечатлений, которые можно долго и с чувством переживать, но и сам процесс переживаний нередко ставит ее в тупик или становится откровенно разрушительным, выходя за рамки  контроля человека и вообще за любые разумные рамки. Например, этот человек может страдать от навязчивых воспоминаний, никуда не уходящих. Причем это могут быть воспоминания о тяжелых, трудных временах, травмах и т. п., а могут быть воспоминания о прекрасных временах или отношениях, которые, увы, ушли безвозвратно, и теперь эти воспоминания не несут ничего, кроме боли, - но никуда от них не денешься, время почему-то не лечит. А продумать и затем реализовать серьезную программу по переработке своего прежнего опыта человек не в состоянии - у него слишком слаб ВМ.
Независимые ВМ и ВЖ. В психике этого человека гендерные субличности существуют как бы на равных правах, то есть ни одна из них другую не задавливает, но в то же время они и не признают друг друга как помощников, или как врагов, или как сотрудников: каждая ведет свою жизнь, притворяясь, что другой гендерной субличности не существует или что она особо не полезна (и не вредна). При этом в конкретных ситуациях, где они вынуждены друг с другом конкурировать, они как-то договариваются, по-хорошему или по-плохому, но, разойдясь, продолжают стоять на позициях принципиального игнорирования друг друга. Иными словами, они игнорируют тот факт, что временами каждая из них другой помогает, а временами мешает.
Типичный пример - человек, который зарабатывает деньги себе и семье на жизнь на малоинтересной для себя работе, но имеет весьма привлекательное для себя хобби или вид досуга. На работе у него трудится ВМ, а ВЖ и не высовывает носа; а дома или в любимом занятии празднует себя ВЖ. Например, на работе этот человек руководит, а дома хаотично развлекается. Заметьте: если человек ненавидит свою работу, если он тяжело переживает ее, - это значит, что его ВЖ на работе активна (и энергично мешает ему работать). А отсутствие ВЖ на работе, как и в другой ситуации, переживается человеком как равнодушие к происходящему, отсутствие интереса, доходящее до отупения. И это, конечно, не прибавляет работоспособности ВМ.
Попытка разделить свою жизнь на две части, в одной из которых активна лишь одна субличность, а в другой - другая, на первый взгляд кажется разумной. Днем человек напряженно трудится, думая о работе и только о ней, а вечером и в праздники - отдыхает и развлекается, не строя никаких планов и не преследуя никаких внешних целей. Увы, психика устроена иначе, и для нее подчеркнутое отсутствие на сцене любой из гендерных субличностей - достаточно экстремальное состояние, и оно может поддерживаться лишь недолго и с большими издержками. В результате, пытаясь разделить свою жизнь по сферам гендерного влияния, человек  нередко обнаруживает себя в положении "ощипанного петуха", когда обе гендерные субличности покинули сцену, так что у него не оказывается ни планов, ни целей, ни ощущений - переживание не из приятных, и неясно, как из него выбираться.
Будучи предоставлены сами себе, то есть не получая поддержки одна от другой, гендерные субличности страдают и деградируют, так что человек ставит себе лишь самые простые цели и стремится получить самые примитивные переживания, оставаясь глух к более тонким. Он становится потребителем блокбастеров, понятных миллионам людей и потому эксплуатирующих лишь самые простые и распространенные человеческие чувства. Однако при этом он теряет свою уникальность, а его психика становится под полное управление макросоциального эгрегора.
Конфликтные ВМ и ВЖ. Это тоже распространенный вариант: каждая из гендерных субличностей считает себя главнее и важнее другой, и между ними идут постоянные разборки, как на принципиальном уровне, так и в реальных жизненных ситуациях. У этого человека конфликт между ВМ и ВЖ осознан, но разрешить его он обычно не в силах, так что их борьба идет с переменным успехом.
Типичный пример: отличный рабочий, но при этом запойный пьяница. В этом случае борьба между ВМ и ВЖ очевидна: в трезвом состоянии жизнь человека бледна по части ощущений, но зато он может ставить себе задачи и их решать. В запое же его жизнь наполнена волшебными и волнующими красками, но делать что-либо целенаправленно он не в состоянии.
Другой пример: тема похудения. ВМ сажает человека на жесткую диету (ВЖ страдает), но в некий момент ВЖ вырывается из плена ВМ, и человек начинает есть запрещенную диетой, но вкусную пищу, причем помногу.
Яростная борьба между ВМ и ВЖ возникает у этого человека не только в вопросах питания, но и во многих других ситуациях - например, в таком ответственном деле, как выбор юношей подруги жизни. Какой должна быть его избранница? Должна ли она его радовать и ублажать, или же быть верной помощницей и вдохновительницей на крупные дела и проекты? Должна ли она его глубоко понимать или же быть надежной опорой в трудных ситуациях? Конечно, читателю захочется сказать: зачем же так ставить вопрос? Должно быть все это вместе! Да, в идеале так; но идеал встречается редко, и чаще всего готовые выйти замуж за данного юношу девушки обладают лишь частью описанных выше достоинств. И какие из этих достоинств наиболее значимы? ВМ юноши укажет на одни, ВЖ укажет на другие - и им будут соответствовать разные девушки!
При этом борьба между ВМ и ВЖ может сопровождаться их взаимными обвинениями и оскорблениями, а может и не сопровождаться ими. В первом случае человек будет недоволен собой, причем иногда одной гендерной субличностью, а иногда другой; а во втором случае особого недовольства собой у него не будет, а  просто он будет весьма непоследователен, но  себя обвинять не будет. "Такой уж я уродился", - скажет он о себе достаточно спокойно. Ниже я привожу примеры взаимных обвинений ВМ и ВЖ, которые могут звучать в голове у человека в первом случае.
- Как ты можешь быть таким ленивым и  сладострастным! Жизнь между тем проходит мимо, и куча возможностей что-то сделать остаются неиспользованными! (ВМ)
- Как ты можешь быть таким деятельным и целеустремленным, помня про что угодно, кроме собственных чувств! Жизнь между тем уходит мимо, и куча возможностей что-то ощутить и прочувствовать остаются неиспользованными! (ВЖ)
- Ты сделал карьеру, стал начальником - и про что ты теперь думаешь? Как бы усидеть в начальническом кресле? Как бы заработать еще миллион? А любовь? А природа? А блаженная лень безответственного ничегонеделания? Твоя жизнь пуста на радости, ты всерьез переживаешь лишь колебания курсов на бирже! (ВЖ)
- И ради какой-то глупой интрижки с молоденькой танцовщицей ты забыл про все свои дела, ответственность, и дело, на которое положил двадцать лет целенаправленных усилий, было профукано за неделю глупых сексуальных утех и романтических бредней под пальмами! (ВМ)

Динамические гендерные формулы
Каковы бы ни были отношения между гендерными субличностями, де-факто они сильно влияют друг на друга и на жизнь человека в целом, формируя его жизненные сюжеты. Как человек ставит себе цели, и почему он в какой-то момент к ним остывает? Где он находит для себя источник вдохновения или иной энергии?
ВЖ - ВМ ("гендерный спуск" ). Печальный факт заключается в том, что далеко не всегда движущие человека силы являются положительными, такими как любовь, интерес к познанию, стремление к совершенству и т. д. Гнев, негодование, жажда мести, ревность, злость нередко оказываются основными направляющими жизнь человека силами. А что это значит? Кто переживает эти чувства? Конечно же, ВЖ. Нередко основой для жизненного сюжета человека является травматическое переживание, полученное им в детстве - так, по крайней мере, считали и З. Фрейд, и многие другие психологи ХХ века. Но какая гендерная субличность при этом получала травму? Обычно это ВЖ, а вот последствия ее переживаний заключались в том, что пробуждался ВМ и начинал формировать и реализовывать программу, прямо связанную с травмой. То есть получается, что каким-то таинственным образом страдания ВЖ трансформировались в энергию ВМ: эти страдания вдохновляли его на действия, причем иногда весьма долгие и сложные.
Описанная выше динамическая формула "гендерный спуск" весьма распространена. Есть дети, которые не начинают что-либо делать, пока родитель на них не накричит. Это значит, что прямая передача энергии от ВМ родителя к ВМ ребенка не срабатывает, и это не всегда признак педагогического бессилия родителя. Вполне может быть, что ребенок так уж уродился, что всерьез активизировать его ВМ способна лишь его собственная ВЖ.
Во взрослом возрасте такой человек нередко ждет провокации, неприятности, чтобы начать какую-то целенаправленную деятельность. В зависимости от темперамента и врожденных склонностей на его ВМ живительным образом могут действовать унижение, обида, грусть, ненависть, боль - любая, от моральной до физической. Пережив это неприятное состояние, его ВЖ дает сильный импульс, энергию и вдохновение ВМ, и тот начинает энергично трудиться. Но это, так сказать, мазохистический вариант формулы "гендерный спуск". А ее более гармоничный вариант заключается в том, что человек переживает положительные чувства - радости, удовлетворения, сытости, здоровья - и они вдохновляют его ВМ. Однако у некоторых людей именно и только отрицательные переживания ВЖ стимулируют ВМ, и я бы не отнес это явление к патологии: слишком уж оно распространено и, более того, воспето как архетип.
"Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука", - написано в "Слове о полку Игореве".
Обидой за  родную землю и ненавистью к захватчику вдохновляются воины, защищающие свою страну и народ.
"Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам..."
Понятно, что не добрыми переживаниями вызвано  стремление князя к мести.
Что послужило причиной троянской войны? Обида и ревность богинь.
Подумайте об этом.

Пытаясь решить проблему вдохновения, поэты и художники традиционно ищут свою музу - иногда в виде неземной, а иногда и вполне земной красавицы. В такой музе легко уловить психологическую проекцию ВЖ творца, тонкая энергия которой и помогает творить его ВМ.
ВМ - ВЖ ("гендерный подъем" ). Люди, которым свойственна эта динамическая формула, склонны испытывать чувства и переживания как результаты своей целенаправленной деятельности. Свались на него неожиданное счастье, этот человек его не примет или начнет лихорадочно думать: "Когда, как и чем я его заслужил?" Но, полагая свои чувства оправданными своими достижениями или неудачами, этот человек может предаваться переживаниям долго - иногда значительно дольше, чем стоило бы. Или же он, пользуясь психологической проекцией, будет ждать переживаний по поводу своих успехов или неудач от  окружающих.
Этот человек искренне считает, что все хорошее, что есть и будет у него в жизни, он должен заслужить своими делами, а плохое он тоже сам заслужил, поставив себе неправильные цели или совершив ошибки при их достижении. В данном случае формула "что посеешь - то и пожнешь" понимается так, что сеет ВМ, а жнет ВЖ. Однако чаще всего она жнет совсем другое, чем имеет в виду ВМ, и в этом большая проблема человека.
Такой человек не нуждается в специальном вдохновении для того, чтобы приняться за дела. Его ВМ устроен так, что дело само по себе дает ему энергию: его вдохновляют и цель, и инструменты, и этапы прохождения пути. А когда дело сделано, то он охотно уступает место ВЖ, которая может радоваться его достижениям или огорчаться неудачам.
Важно понимать, что у человека, живущего по динамической формуле "гендерный подъем", переживания или стихают сами по себе, или продолжаются неограниченно (невротический тип, "зацикленность" на том или ином событии), но в обоих случаях никак не провоцируют ВМ на активность. Этому человеку окружающие могут сколько угодно говорить: "Тебя обманули - так пойди и отомсти!" - или: "Ну хватит уже страдать и бесконечно пережевывать одно и то же - сделай же что-то", - но эти слова для него не звучат. Его ВМ может включиться в ответ на "мужской" вызов среды, которая поставит для него новую задачу, или ВМ может сам ее себе поставить, но поддержки или вдохновения от переживаний ВЖ, относящихся к прошлому, он не ждет и не получает. Его позиции: "Что было - то быльем поросло", "Кто старое помянет - тому глаз вон".
Может показаться, что это суховатый, но правильный, "мужской" тип характера, ответственный и целеустремленный. Однако, во-первых, этот человек может придавать слишком большое значение своим переживаниям удач и поражений (когда ВЖ существенно сильнее ВМ), а во-вторых, он может делать психологическую проекцию своего ВМ на окружающих, и тогда он становится плохо переносим. Эта проекция выражается в том, что человек "назначает" на роль своего ВМ того или иного "вожака" (в этой роли может оказаться родитель, начальник, супруг, духовный учитель и т.д.), который получает  власть ставить нашему герою задачи и руководить их исполнением, но зато и несет ответственность за срывы и неудачи. И тогда получается, что причиной всех неприятных переживаний человека является "вожак", и ничего тут не сделаешь - остается лишь страдать и мучиться на разные лады.
Здесь я хочу подчеркнуть, что идея о том, что ВЖ должна радоваться достижениям ВМ (в его понимании), совершенно неправильна. ВМ сам радуется своим достижениям и огорчается провалам, хотя эти чувства и не главное для него: для него важнее факт достижения (препятствия, провала), чем собственные реакции в связи с ним. А реакции ВЖ на достижение или провал ВМ обычно связаны не с самим этим фактом, а с теми событиями, которые с ним связаны  и из него вытекают, и именно на эти события реагирует ВЖ и их переживает.
Например, представим себе маму, пытающуюся женить своего вполне уже взрослого, но чрезмерно делового сына. ВМ мамы подыскивает подходящую девушку и с трудом уговаривает сына с ней встретиться. Однако ничего хорошего из встречи не выходит, и мама получает нагоняй от сына за напрасно потраченное им время. ВМ мамы переживает факт провала встречи и неизменность холостого бытия сына. А ВЖ мамы переживает неприятные слова, услышанные ею от сына, его неприятие ее заботы, их взаимонепонимание по такому важному вопросу, как продолжение рода, и т.д.
Другой пример. Преданная жена мужа-военного старается помочь ему стать генералом. Когда это долгожданное событие наконец произойдет, ВМ жены совершенно удовлетворится фактом присвоения мужу генеральского звания, а вот ее ВЖ будет ждать разнообразных благ, которые посыплются на их семью вследствие этого факта: казенная машина с шофером, генеральская дача, высокая зарплата мужа, зависть подруг и т. д.
ВЖ - ВМ - ВЖ ("гендерная рыбка" ). Эта динамическая формула характерна для людей, у которых ВЖ по статусу в подсознании выше, чем ВМ, и она использует ВМ как своего рода слугу для исполнения своих желаний. При этом и ВМ, и самому человеку может казаться, что в его психике главный - ВМ, так как ВЖ не стремится афишировать свою роль в происходящем, но если присмотреться, то заметно, что как раз она правит бал. Она переживает то или иное желание, потребность, которое вызывает к жизни ВМ, и он формирует и исполняет программу, результатом которой является исполнение этого желания. А в заключение ВЖ переживает плоды этой (исполненной ВМ) программы.
Пример. Холостяк, любящий вкусно поесть, решает провести выходной день дома, расслабляясь с помощью интернета, горячий ароматической ванны и т. п. В какой-то момент он обнаруживает, что готовой еды дома нет, но идти в ресторан ему лень, а покушать вкусненького хочется. Тут его ВЖ призывает ВМ приготовить самому вкусный ужин, чем ВМ и занимается в течение часа или двух, после чего ВЖ с наслаждением съедает приготовленные блюда.
На первый взгляд, отличная формула - но проблема в том, что ВМ может исполнить свою задачу так, что результат и его последствия не устроят ВЖ, по принципу "за что боролись, на то и напоролись". Я обращаю внимание читателя на скрытый смысл этой поговорки: "боролся" ведь ВМ, а "напоролась", скорее всего, ВЖ!
ВМ - ВЖ - ВМ ("гендерная лягушка" ). Эта динамическая формула характерна, например, для энергичных людей, не склонных тщательно готовить свои программы, и потому вынужденных их с большими издержками корректировать и доделывать. Сначала человек энергично берется за дело (ВМ), но затем сталкивается с серьезными препятствиями и побочными эффектами, которых не ожидал, и на некоторое время теряется и начинает переживать свои неудачи (ВЖ). Но, отпереживав, он снова берется за дело и исправляет свои огрехи (ВМ). Как видно, для ВЖ здесь уготована незавидная роль "девочки для битья", а ВМ может быть вполне доволен результатами своей деятельности.
Другой, положительный, вариант этой динамической формулы - работа с перерывом на отдых и развлечения. Здесь ВЖ вроде бы должна быть довольна - но проблема может быть в том, что она получает те радости, которые назначил и обеспечил ей ВМ, ориентируясь на ритм и формы своей деятельности, а это может ей мало подходить. Так сильно занятый работой муж-сибиряк временами устраивает своей жене отдых на Канарах, хотя ей бы хотелось проводить с ним вместе все долгие зимние вечера.

Что могут ВМ и ВЖ делать друг для друга?
Гендерные субличности могут, конечно, игнорировать друг друга, а также критиковать, унижать, подставлять и чинить разнообразные неприятности. Но все это происходит до тех пор, пока они (и сам человек) не осознают своих связей друг с другом и возможностей взаимопомощи. ВМ и ВЖ во многом напоминают семейную пару - за исключением того, что развестись и разбежаться в стороны они не могут. Чем же могут быть гендерные субличности друг другу полезными?
Что может ВМ сделать для ВЖ? Очень многое - если и он, и она к этому стремятся и друг с другом не воюют принципиально. Ниже я привожу некоторые варианты, которые, однако, вовсе не исчерпывают темы.
1. Прежде всего, ВМ может организовать программу по достижению нужных ВЖ впечатлений. Например, заработать денег и параллельно выучиться парусному делу, чтобы затем отправиться в путешествие на яхте вокруг света.
2. ВМ может поделиться с ВЖ своими качествами, которыми ВЖ не обладает, но хотела бы обладать. Это не так просто, но внутри психики такого рода "дележка" идет проще, чем передача от родителя к ребенку или от учителя к ученику.
Например, может быть так, что ВМ обладает качеством принципиальности, а ВЖ - нет. Это означает, что у ВЖ часто нет позиций, на которых она строит свое поведение, или же она не умеет на эти позиции опираться, а это дает ей большую неустойчивость и подверженность посторонним влияниям: людей, эгрегоров и т. д. Чтобы не уподобляться перекати-полю, в конкретной ситуации ВЖ может обратиться к помощи ВМ, который, выйдя к микрофону, выровняет поведение человека, но переживание будет оборвано и тем самым испорчено. Поэтому гораздо лучше, если ВМ поделится качеством принципиальности с ВЖ: она воспримет его по-своему, но устойчивости оно ей точно прибавит.
3. ВМ может делиться с ВЖ не только качествами (это тонкая процедура), но и состояниями. Например, желая ее поддержать в малоинтересной для нее ситуации, которую сам ВМ ведет с большим энтузиазмом, он может передать часть своего энтузиазма ей. Заметьте: не свой план или цель, а именно текущий энтузиазм как эмоцию. Вполне возможно, что ВЖ воспримет такое "подношение" со стороны ВМ досточно благосклонно.
4. ВЖ может плохо понимать саму себя и не догадываться, какие переживания ей на самом деле желанны. ВМ в таком случае может расширить ей сознание, предоставив опыт, который для нее будет неожиданным, но при этом весьма положительным и даже необходимым. Так иногда получается, когда ВЖ сильно задавлена и ни о чем уже не мечтает, а ВМ бодр и авантюристичен. И так может получиться, если ВМ поставит себе цель "реанимировать" молчащую, но явно неудовлетворенную жизнью ВЖ - он может сам, по собственной инициативе, предложить ей целый ассортимент различных ощущений, и что-то из них может прийтись ей весьма по вкусу.
5. ВМ может помочь ВЖ в ее проблемах, когда они накрывают ее с головой. Он может выработать последовательную программу по выводу ВЖ из затяжных неудовлетворительных состояний, на что она сама, т. е. без его помощи, нередко не способна.
Что может ВЖ сделать для ВМ? Это обычно тонкие, но важные вещи, которые ВМ должен научиться воспринимать и ценить.
1. ВЖ может вдохновлять ВМ, давая ему тонкую энергию на весьма сложные и трудоемкие проекты. Об этом я уже писал выше, и эта тема очень глубока и таинственна. Почему и как наши переживания становятся источником (стимулом, энергетической поддержкой) для планов и действий? По-видимому, в психологии это малоизученная тема, хотя в литературе она представлена весьма широко. Читаем Пушкина:

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.
...........................
Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,

Lumen coelum, sancta Rosa!
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.

Как превратилось видение Пресвятой Девы в отказ от живых женшин и боевой поход? Соответствующий психический механизм еще очень далек от понимания и внятного описания.
2. ВЖ может давать отдых ВМ, с его согласия или даже насильно уводя его от микрофона. Есть такие слишком целеустремленные люди, которые не дают себе, как говорится, ни отдыху ни сроку, так что их ВМ фанатично трудится, загоняя человека насмерть, если дать ВМ волю. И сам ВМ часто не способен себя укротить, его энтузиазм и трудоспособность кажутся неисчерпаемыми - до поры до времени, когда случается инфаркт или что-то подобное. В этом случае, однако, ВЖ может, вопреки сопротивлению ВМ, выйти на сцену и полностью завладеть вниманием человека, буквально отогнав ВМ от микрофона. Так бывает, когда в жизнь делового человека врываются впечатления и ощущения, которые буквально заставляют его на какое-то время отвлечься от своих планов и целей, и он получает некоторый отдых. Этот сюжет представлен в "Таис Афинской" И. Ефремова, где знаменитая гетера развлекает Александра Македонского, отвлекая его на пару дней от военного похода.
3. ВЖ может помогать ВМ с помощью своих тонких настроек. Контакты с эгрегорами, архетипами, другими тонкими сущностями, прозрение будущего - все эти тонкости находятся в ведении ВЖ, так как требуют тонкой настройки подсознания, тонкого восприятия и соответствующих ощущений. Таким образом, ВЖ может обеспечить ВМ поддержкой тонкого мира и помочь ему глубже разобраться с ситуациями, с которыми тот сталкивается, что бывает необходимо для успешной реализации планов ВМ.
4. ВЖ может делиться своими качествами и умениями с ВМ; какими именно и как - этот вопрос решается всегда индивидуально.
5. ВЖ может помочь ВМ понять самого себя, в частности, научить, как  правильно выбирать себе цели и какими инструментами при этом пользоваться (а какими - нет). ВЖ может прочувствовать и понять ВМ гораздо лучше, чем он сам чувствует и понимает себя.


_
Алена
08.06.2015 04:35:02
Уважаемый Авессалом, спасибо Вам за этот новый материал! Каждая новая статья очень помогает в углублении и расширении этой непростой темы. Прочитав последнюю, я увидела новые грани моей внутренней ситуации, которые отражают отношение между моими ВМ и ВЖ. Это очень ценно. Спасибо!