Водолейские всполохи

 Главная / Школа "Человек среди людей" / Статьи и публикации

Водолейские всполохи

В духовном мире можно жить или целиком, или полностью. Третьего не дано.

Этой статьей автор открывает серию своих публикаций, в которых попытается отозваться на актуальные запросы своего времени и читателей, отвечая как на вопросы, которые он часто слышит от окружающих и получает по е-почте, так и на вопросы, читателями не заданные, но которые, на взгляд автора, стоило бы задать.
Автор заранее предупреждает: всё, изложенное ниже, написано в жанре субъективных заметок, так что читатель имеет полное моральное и юридическое право придерживаться мнений, как противоположных, так и перпендикулярных авторским.

Чуть-чуть истории. За последние двадцать лет в мире произошло столько кардинальных перемен, что наши потомки, возможно будут страшно изумляться: как это мы все это успели и как сумели адаптироваться? И только мы будем знать честный ответ: успевали плохо и адаптировались тоже плохо. Есть такая вещь, как искреннее покаяние, которое одно только и способно стирать отрицательную карму, и никак нельзя сказать, чтобы в последние двадцать лет общество в целом и его отдельные представители в массе сильно преуспели в этом самом покаянии, хотя каяться есть в чем, и в первую очередь в самом главном, на взгляд индийских мудрецов, грехе: невежестве. Что же такое невежество и как определить его в себе самом? Одним из простейших приемов является следующий: подумайте, какие из существенных событий в вашей жизни и в жизни общества оказались для вас совершенно неожиданными? Чем больше таких событий, и чем более существенными для человека они являются, тем больше его невежество, и тем большие усилия ему следует тратить на его преодоление - в порядке покаяния за грех ограниченности своего мировосприятия и примитивности способов внутренней переработки полученных из мира впечатлений - так можно культурно обозначить понятие невежества. Противоположным к невежеству понятием является мудрость, и мудрец это (в частности) человек, для которого существенные перемены в нем самом и окружающей его жизни никогда не являются неожиданными, и он никогда не оказывается к ним совершенно неподготовленным.

Глобализация: мечты и реальность. Глобализация мира началась в начале ХХ-го века, с изобретением и внедрением телеграфа и телефона, и именно тогда должна была бы возникнуть идея, широко распространившаяся одновременно с Интернетом, а именно идея создания суперэффективного супербизнеса, основанного на более совершенных и дешевых информационных каналах. Однако ничего такого сверхэффективного в бизнесе начала 20-го века не появилось: телефон оказался удобным, но не принципиальным средством ведения дел, и всем быстро стало ясно, что он сам по себе не делает бизнес сверхрентабельным. Удивительно, что этот опыт был совершенно не учтен при создании суперпузыря "высоких технологий" - фирм, связанных с интернетом, компьютерами и полупроводниками. В 2000-м году этот "пузырь" сильно сдулся, и удивительным является не это, а его действительно мировые размеры и полное отсутствие доходов по акциям "высокотехнологичных" фирм - они должны были оправдать себя при условии приблизительно 10-летнего дальнейшего линейного или параболического роста - но тогда, по законам пирамиды, их пришлось бы распространять уже на Луне, Венере, Марсе и других планетах солнечной системы! Читатель, заинтересованный в детальном описании и анализе этой глобальной по своему масштабу аферы может обратиться к серии работ американского экономиста Джеймса Пьюплавы. Экономическая информация, приведенная ниже, почерпнута из них, а также из интернет-публикаций "Золотого антитрестовского комитета" GATA, Роберта Чэпмена и материалов сайта www.fallstreet.com
Сильно сдувшийся (хотя и до конца пока не лопнувший) "высокотехнологичный" пузырь не идет ни в какое сравнение в "зеленым пузырем" американской валюты, "отвязанной" от золота в 1971-м году и несмотря на это ставшей мировой. Исторический экономический опыт показывает, что все без исключения валюты, не обеспеченные золотом, со временем девальвировались и в конце концов обращались в пустую бумагу. Правда, опыта обесценения мировой валюты у человечества пока еще не было - однако, судя по прогнозам цитированных выше американских экономистов, он уже совсем не за горами. Не утомляя читателя цифрами, автор ограничится одной: ежедневный торговый дефицит США в начале лета этого года составлял около двух миллиардов долларов, то есть на эту сумму остальной мир каждый день спонсирует "сильнейшую в мире экономику". По сравнению с этой величиной долги России смотрятся более, чем скромными!
Факты, изложенные выше, хорошо известны экономистам; менее признанным является обстоятельство, о котором каждый русский человек, независимо от своей экономической образованности, интуитивно догадывается: в мире больших денег и крупного бизнеса "все схвачено", и никакого "свободного рынка" в экономическом понимании этих слов в мире большого бизнеса давно уже не существует: им правит небольшая по численности международная финансовая элита, материализованная в виде национальных центробанков и высших менеджеров крупных компаний, особенно интернациональных. При этом в последние годы, по мере назревания глобального мирового экономического кризиса, методы управления финансовой элиты становятся из "тонких" все более "толстыми", о чем свидетельствуют, в частности, громкие скандалы с отчетностью крупных фирм и банков и откровенно спекулятивные манипуляции на рынке золота, его акций и деривативов. Однако главные экономические "откровения" и треск финансовых "пузырей" еще впереди.

Итак, глобализация экономики в первую очередь приводит к глобальному кризису - удивительно ли это? Вероятно, нет. Можно посмотреть на историю ХХ-го века: глобализация мира в первой половине столетия привела к двум мировым войнам. Далее, во второй половине века, настали времена более мирные для крупных (но не мелких!) участников мирового процесса, и военные бандиты уступили место своим экономическим собратьям. Почему так получилось? Один из законов этого мира можно сформулировать так: по окончании строительства большой дороги первыми на нее выходят разбойники. Так манифестировала себя эпоха Водолея: открытием Урана и французской революцией 1793 года, провозгласившей "свободу, равенство, братство" и опредметившей эти водолейские по духу лозунги сотнями тысяч отрубленных голов.
Успех интеграции зависит от уровня готовности элементов будущего объекта к объединению в единое целое и от готовности этого целого, то есть вновь синтезирующегося объекта, к функционированию в этом переменчивом и тревожном мире. Одним из ценнейших итогов многолетней работы известного психолога Карла Юнга, много занимавшегося темой интеграции человеческой психики (он называл этот процесс индивидуацией) был следующий: индивидуация - трудный и тяжелый процесс, и не каждому человеку он оказывается нужен и по плечу. Этот вывод имеет ценность не только как психологический, но и как общекультурный факт, который можно сформулировать так: не каждое объединение - благо для его составных частей. На первый взгляд кажется неоспоримым лозунг: "В единстве - сила", - но его следует уточнить: "Сила - в подготовленном единстве", а если объединение неподготовлено, то порой получается на живую нитку сляпанная химера, довольно быстро испускающая дух и при этом не только губящая свои составные части, но также и оскверняющая изрядный кусок окружающего пространства. Типичный исторический пример - империя, завоеванная и удерживаемая огнем и мечом и распадающаяся, как только эти факторы ослабевают.
Для того чтобы целостный объект, создаваемый из частей и элементов, оказался жизнеспособным, необходимо многое, и каждый человек, пытавшийся настроить свой компьютер после очередного обновления элементной базы, это хорошо знает. Части, между которыми возникает конкуренция, слишком приближенные или чересчур удаленные от центра, требующие от него слишком большого внимания или, наоборот, стремящиеся жить по собственными правилам - все они вызывают в объекте большое напряжение, которое делает его плохо управляемым и осложняют его адаптацию к окружающей среде. А если у объекта к тому же имеется жизненная миссия или внешняя функция, то исполнять их ему оказывается более, чем трудно.
Именно эта ситуация стала формироваться и актуализироваться перед человечеством в начале ХХ века, и если первый соблазн мировой интеграции - насильственная военная интеграция, то есть создание мировой военной диктатуры - с треском провалился (по крайней мере, идейно), то второй соблазн - формальная экономическая интеграция - идейно и фактически проваливается на наших глазах. Интересно, что в России, жители которой в массе не утруждают себя экономическими познаниями, а тем более в области зарубежной экономики, по данным опроса, опубликованным на сайте Росбизнесконсалтинг, доверие к рублю выше, чем к доллару и тем более евро - и причины этого могут быть весьма глубокими.

Атеистическое похмелье. Культурный процесс, который мы все сейчас наблюдаем и частью которого являемся, может быть смело назван кризисом атеистического мышления. Торжество идей Возрождения, поставившего человека на место Бога, а ментальный план на место атманического, заканчивается - и кризис сознания и самосознания, в который мы вступаем, может оказаться куда глубже, чем хотелось бы, и даже глубже, чем мы сейчас можем себе представить. Это проявляется, в частности, в том, что отдельные люди и коллективы начинают гораздо лучше понимать свои ограничения, возможности и обязанности перед тонким миром, или, если говорить на традиционном языке, перед Богом. Слово "карма" уже полноценно вошло в русский язык - теперь очередь за эгрегором.
Атеизм реально кончается лишь вместе с волюнтаризмом - глубоким подсознательным представлением человека о том, что он в принципе может - и в этическом, и в инструментальном значении этого слова - всё, что ни придет ему в голову, а препятствия к исполнению своих желаний у него если и есть, то имеют лишь случайный и поверхностный, но никак не принципиальный характер. Особо тонкая - и очень опасная - разновидность волюнтаризма (и, следовательно, атеизма) относится к сфере познания: это позиция человека, заключающаяся в том, что он принципе, если захочет, может познать все, что ему ни вздумается. Однако выбор сфер познания человека (и человечества в целом) регулируется горними силами, может быть, даже более строго, чем выбор сфер его деятельности. И здесь неприятности подстерегают человека сразу с двух сторон: как при попытках познать то, что ему на данный момент знать не следует, так и при игнорировании необходимости познания тех сфер, знакомство с которыми ему уже начертано на небесных скрижалях - при том, что сами эти скрижали ему не показывают!

Нет дыма без огня. Ни один из лежащих в психиатрической больнице с диагнозом "мания величия" пациент не попадает туда просто так: скорее всего, в его астрологической карте наблюдается сильный Юпитер, предрекающий большую славу и авторитет - однако лишь при условии должных усилий со стороны хозяина карты. А если эти усилия отсутствуют или эфемерны, то данная человеку энергия идет на построение фантомов внутреннего мира, которые в резких случаях поглощают человека целиком. Точно так же идея глобализации экономики не возникает "ниоткуда", а является результатом частичного, неполного осознания человечеством факта своей возросшей целостности, о которой косвенно свидетельствуют возросшие возможности перемещения по миру (поезд, автомобиль, самолет) и совершенные средства связи (телефон, телевизор, интернет). Серьезный вопрос заключается, однако в том, каким новым объектом должно стать человечество, синтезированное как единое целое столь мощными интеграционными средствами? Если считать, что изменения предстоят по типу косметического ремонта, то можно всерьез не заботиться ни о чем - однако слишком уж велики открывшиеся возможности интеграции, а опыт учит, что открывающиеся большие возможности или эффективно реализуются, или через короткое время приводят в глубокую яму.
Если же считать, что человечество действительно получило инструменты и рычаги для объединения на качественно новом уровне, то в первую очередь следует задаться вопросом: а каковы будут функции вновь созидаемого "объекта", куда он направит эволюцию отдельных людей, всевозможных коллективов и Земли (со всеми ее тонкими телами) в целом? В любом случае ясно, что отдельные части могут интегрироваться в единое целое, лишь если каждая из них займет в нем свое место и наладит отношения с другими частями, балансируя свои "личные" интересы с общественными, то есть с интересами объекта в целом. Чем ниже степень согласования частей, тем ниже будет уровень целого - или оно вообще не состоится.
Однако нынешняя ситуация выглядит не только неустойчивой, но и сильно разбалансированной по тонким телам: сильнейшая экономическая взаимозависимость стран мира находится в резком контрасте с их культурной разобщенностью и часто кричащими противоречиями на уровне этнического сознания, выражающимися, в частности, в терроризме. Что здесь "первично", а что "вторично"? На взгляд автора, первичным фактором является культура, и в отсутствие должных культурных связей и культурного единения интегрированная экономика невозможна - по крайней мере, сколько-нибудь устойчивая экономика. С этим явлением столкнулся в свое время Советский Союз, с ним же, но в несравненно более широком масштабе, сейчас сталкивается действующая мировая финансовая система.
Однако происходящий сейчас мировой финансовый кризис - это в первую очередь кризис основной экономической идеи "свободного рынка", восходящей к Дарвину с его "естественным отбором". Дарвинизм в биологии сейчас выходит из моды, а вот экономический дарвинизм как идея существует и процветает, хотя фактически от "свободного рынка" давно уже осталось одно воспоминание, и миром правят, как их называли во времена социализма, "финансовые воротилы с Уолл-Cтрит" - которые, похоже, совершенно не справляются с ситуацией, которую сами же создали.
Почему же так получается? Распространенное объяснение заключается в ссылке на необыкновенную алчность капиталистов, которую автор не подвергает сомнению, но все же полагает, что причины лежат глубже. Все основные человеческие страсти, а особенно те, которые актуализируются в групповой работе (в первую очередь это алчность, ревность, жажда власти и славы), инициированы соответствующими эгрегорами, и потому серьезные объяснения мировых процессов нужно искать в области эгрегоров и архетипов, а не в индивидуальной психологии. В данном случае необходимо признать, что слепой "свободный рынок" нежизнеспособен, то есть ведет страну (и мир в целом) в анархию и разорение, если не управляется "сверху" более или менее тонкими методами - открыто государством или теневым способом полускрытой финансовой элитой, использующей "демократию" как удобную для себя завесу. Оба эти варианта в принципе могут быть хороши - но лишь до тех пор, пока цели, которые ставят перед экономикой ее явные или теневые лидеры, соответствуют объективно развивающемуся историческому и, в частности, экономическому процессу.
В течение всей истории человечества отдельные человеческие коллективы были довольно разобщены - по крайней мере, в масштабах планеты, и имевшиеся эгрегориальные схемы (архетипы) управления коллективами были в этом смысле локальными, то есть эгрегориальное мышление в рамках планеты в целом отсутствовало. Теперь же мы живем в пределах "земного шарика", который можно облететь на самолете за сутки, а связаться с любой его частью за секунды. Это означает, что планетарное сознание и планетарное мышление, пусть фоновое, становится нормой для многих людей - а образцов для него пока что не выработано. Однако совершенно ясно, что реальная интеграция предполагает достаточно четкое распределение ролей и обязанностей между "субъектами федерации", и в первую очередь - не экономических, а культурных и духовных, то есть буддхиальных и атманических.

Событие или процесс? Существует два принципиально различных способа видения мира - с точки зрения идущих в нем длительных процессов (буддхиальный) и с точки зрения происходящих в нем событий (каузальный). Какой из них лучше - дело вкуса, но ясно все же, что без знания процессов правильное понимание событий и их прогнозирование невозможно. С экономической точки зрения, к буддхиальному архетипу относятся производство и потребление, а к каузальному тяготеют деньги и иные финансовые инструменты - акции, облигации, валюта. Экономическим эквивалентом каузальности в экономическом мире является "ликвидность", то есть возможность быстрой продажи данного "актива" - акции, облигации, опциона, государственного казначейского билета (валюты). Покупка или продажа ликвидной акции - это каузальный акт, то есть событие, которое не влечет за собой необходимости участия в том или ином длительном процессе - по крайней мере, так устроена современная биржа, и именно этот принцип и ведет ее к неминуемому краху, причем без возможности восстановления в существующем ныне виде. Текущий 2002-й год - это не 1929-й, за эти годы времена на планете изменились, и довольно круто, хотя не всем хочется это признавать.
Резкий рост числа финансовых инструментов (особенно деривативов, то есть вторичных ценных бумаг, о которых неспециалисты даже и не подозревают, и слава Богу, что так) есть проявление острого желания мировой финансовой элиты манипулировать буддхиальным планом с помощью каузальных энергий, что возможно лишь в ограниченной степени, да и то лишь на относительно ровных участках общественного и экономического развития. А когда идут неравновесные процессы, когда происходят резкие повороты и скачки развития, то, с точки зрения статистики, происходят "маловероятные" события, а по сути происходит то, что высшие планы откровенно обнаруживают себя как ведущие по отношению к низшим, ломая логику "естественного" развития последних. Говоря на языке эзотерической астрологии, включается канал Огня и происходит сильная прямая трансляция из тонкого плана в плотный, переключающая последний на качественно новый сюжет развития. Именно это сейчас и происходит на Земле, и в первую очередь - в сфере сознания, индивидуального и коллективного, а во вторую - в экономической сфере, но последняя более "видна" широким экзотерическим массам.
Увеличивающаяся связность всех происходящих на Земле процессов и явлений приводит к тому, что тонкие законы, когда-то видные лишь отдельным мудрецам и благополучно игнорируемые большинством человечества, манифестируют себя все более ярко, делая невозможным то, что было более чем естественным вчера. В частности, становятся откровенно ощутимыми процессы, вызывающие к жизни события, и рассматривать последние в отрыве от первых становится невозможным, так что приходится качественно перестраивать многие схемы мышления и интерпретаций. Например, краеугольным камнем финансового и биржевого круговорота всегда был принцип "деньги не пахнут": купив акцию, ее владелец имеет не только законное, но и моральное право ее в любой момент продать, и никакого отношения к судьбе выпустившего ее предприятия или фирмы он не имеет. Однако с повышением цельности мира на всех каузальных актах, таких, в частности, как покупка ценной бумаги, проявляется их буддхиальная окраска, то есть покупая акцию, человек вступает в кармическую связь с выпустившей ее фирмой, и не волен разорвать эту связь раньше, чем эта связь будет отработана. А попытки нарушения закона кармы кончаются тем, что она возвращается обратно, но в более тяжелом варианте.

Финансовые потоки и карма. В качестве примера можно рассмотреть попытки построения глобальной мировой экономики на основе американской валюты, которые продолжаются уже около двадцати лет и сейчас подходят к своей завершающей фазе - сокрушительному разочарованию в этой идее, а также, по мнению автора, в идее глобальной мировой валюты как таковой.
Тот факт, что США, пользуясь своим положением мирового политического лидера и званием самой эффективной и устойчивой в мире экономики, в течение последних десятилетий экспортировала свою инфляцию по всему миру, хорошо известен. Однако мало кто из экономистов задумывался о том, что бесплатного сыра не бывает даже (и особенно) на Уолл-Стрит, и за все приходится платить, в том числе и Америке. Чем? Очень просто: отягощением своей кармы, а именно, взятием на себя роли балансира мирового хаоса. Когда в 1991 году в Россию хлынул поток американских долларов, он не только разрешил существовавший на тот момент в Америке инфляционный кризис - произошло еще одно внешне малозаметное, но в перспективе очень серьезное событие: в том же объеме на Америку легла российская карма, - но каждому живущему здесь человеку понятно, что эта тяжесть не по плечу ни одной другой стране. На психологическом уровне эту мысль можно выразить так: когда российская семья хранит свои сбережения в виде (пусть даже тонкой!) пачки долларовых бумажек, она возлагает на американского президента функцию своей опоры и жизненного (не только экономического!) гаранта - и, естественно, у бедняги подгибаются ноги.
С этой точки зрения совершенно понятно, что ни одна страна в мире не может претендовать на роль монопольного держателя мировой валюты - это бы означало, что она держит мировой каузальный поток, то есть мировую плотную карму. С другой стороны, попытки формально-экономического объединения, не поддержанного культурной и духовной (в частности, мировоззренческой) общностью, также обречены на неудачу - и поэтому, по мнению автора, нет будущего у свежеиспеченной европейской валюты - она стала возможной лишь при опоре на доллар и рухнет вместе с ним.
Еще раз: событие или процесс? Понятно, что мировая валюта - это очень удобно, но всякое удобство предполагает плату за него, и она для неинтегрированного человечества оказывается слишком высокой. Но существуют еще и принципиальные соображения, показывающие, что слишком сильно опираться на "монетарные" методы управления экономикой нельзя. Дело в том, что свободно циркулирующие деньги всегда несут в основе своей каузальную энергию, пусть большую - но в буддхиальную она превращается всегда с трудом и большими издержками. Событие - это то, что можно купить за деньги, но ни образование, ни профессию, ни социальный статус, ни настоящих друзей, ни внутренней ясности за деньги не купишь - они требуют буддхиальной энергии, точно так же, как и налаживание в стране производительной базы или успешно работающей системы управления обществом. Каузальная энергия может поддерживать буддхиальные объекты (процессы и явления), но не в состоянии ими руководить. Иными словами, каузальная энергия не может заменять собой буддхиальную - хотя при желании может имитировать последнюю; впрочем, до добра подобная имитация не доводит.

Куда же мы едем? Вместе с тем, автор считает, что человечество действительно движется в направлении своей существенной интеграции и осознания своей кармы и миссии как единого целого - но до этой цели несколько дальше, чем может показаться сейчас. Реальная интеграция может состояться лишь при условиях достаточного развития и готовности к сотрудничеству каждой части Единого Человечества, осознания и принятия каждой частью своей роли в Целом и технической возможности эту роль исполнять. На экономическом плане это означает, что все будущие "субъекты" Мировой Федерации должны уметь справляться со своими проблемами самостоятельно, прибегая к помощи соседей и друзей лишь тогда, когда это совершенно необходимо, и осознать свою уникальность в сфере мирового разделения обязанностей - в частности, научиться делать что-то реально общественно нужное и такое, с чем не справится никто другой. Это, в частности, означает существование собственной конвертируемой валюты, достаточно твердой и защищенной - там, где это необходимо - законами данного "субъекта", например, страны. С идеей "глобальной свободной торговли" человечеству придется распрощаться, вероятно, очень надолго - оно попросту к ней не готово. Свободная торговля возможна в очень сильно интегрированном обществе, лишь тогда она не становится тормозом развития многих его частей.
А начинать интеграцию придется с малого - с себя, своей семьи, учебного класса, фирмы, двора, микрорайона. Лишь тогда, когда человек научится хорошо чувствовать энергетику и этику малых эгрегоров - парных, семейных, своего рабочего коллектива, дружеского круга - он может начать ощущать волю и этику больших эгрегоров, в частности, этнического, государственного и планетарного, а пока этого не происходит, реальная интеграция невозможна. Однако поколение, рожденное в 70-х годах ХХ-го века, когда Нептун вошел в Стрельца, и следующие за ним чувствуют энергетику и волю эгрегоров настолько, что последние являются для них совершенно "материальной" реальностью, и автор надеется, что эта молодежь и начнет реальную перестройку нашей планеты - с посильной помощью отдельных энтузиастов из предшествующих поколений.
Если до сих пор история предлагала нам два основных варианта существования человечества - феодальная раздробленность и каузально-монетарный капиталистический "фарш", то теперь мы выходим на уровень структуризации, который в идеале превратит человечество в подобие живого организма, функционирующего как единое целое, но разделенного на органы, тесно взаимодействующие друг с другом, но при этом совершенно различные и по внешнему виду, и по своим функциям.

Что изменилось? Изменения в плане социально-технологическом, произошедшие в течение ХХ-го столетия, очевидны; однако гораздо более существенным является вопрос, изменилось ли что-то серьезное в плане индивидуально-психологическом, ибо если не изменился человек, то нет надежды на то, что он выстроит новое общество. Изобретено многое, начиная от атомного реактора и кончая компьютером и модемом - но все это практически не освоено и пока совершенно непонятно, как именно будет интегрировано в человеческую психику. Ясно, однако, что идеал "удовлетворения все возрастающих потребностей", основной в России времен развитого социализма и торжествующий себя ныне в "золотом миллиарде" населения экономически развитых стран, не ведет на самом деле никуда, и в лучшем случае прикрывает чьи-то амбициозные устремления, а в худшем - ведет к развалу экономики и гибели культуры. Что-то должно прийти ему на смену - но что? Двадцатый век не ознаменовал себя появлением больших новых религий и пророков, и проблема чистой, невинной, неиспорченной веры в идеал стала как никогда острой - ибо демон ментального анализа способен уничтожить ее вконец. Ум современного человека является его наиболее совершенным инструментом и мощным оружием в борьбе со внешней и внутренней реальностями, и так просто человек с ним не расстанется - теперь уже ни за что! Но что может прийти на смену наивной вере, не требующей никаких доказательств? По мнению автора, ее роль в современном и, главное, будущем мире займет индивидуальное мировоззрение, которое человек должен будет вырабатывать всю сознательную жизнь и на которое он сможет (при условии качественной работы) реально опираться при решении существенных для себя вопросов. Иными словами, явления Машиаха (мессии) в ближайшее время не предвидится, и его роль будет играть внутренний учитель человека, то есть синтез внутренней врожденной интуиции и должным образом осознанного внешнего опыта. А каким будет этот "должный образ", решать будет тоже сам человек. И автора этих строк очень радует, что в молодых поколениях этот взгляд находит поддержку, то есть серьезные молодые люди готовы сами взять на себя работу по выработке собственного мировоззрения - с тем, чтобы потом жить в соответствии с ним на свой страх и риск.

Хинаяна или махаяна? Формируя свое мировоззрение, человек в какой-то момент со всей остротой встает перед выбором: чем он занимается в своей жизни: собой или миром в целом? Если говорить о духовных практиках в узком смысле слова, то первый путь - это путь хинаяны, или "узкой колесницы" буддизма - путь аскета, отшельника, святого йога, удалившегося от мира, ищущего освобождения внутри самого себя, постигающего свое внутреннее "я" и не интересующегося ничем иным. Однако есть и второй путь, путь махаяны, или "широкой колесницы", идеологически противоположный - здесь человек пытается освободить от страданий не только себя, но и весь мир, посвящая свои усилия благу всех живых существ. Путем махаяны следуют "тулку" - просветленные мастера, будды и бодхисаттвы, прошедшие когда-то до конца путь хинаяны и теперь воплощающиеся сознательно и добровольно, не вследствие кармической обусловленности и привязанности к энергиям этого мира, а лишь из сострадания к живым существам.
Пути хинаяны или махаяны, а также их мирские аналоги (определяемые психотипами) для не столь высоко развитых людей, выбираются душой до момента воплощения и чаще всего не поддаются корректировке: родившись для хинаянической миссии, ее практически невозможно превратить в махаяническую, и наоборот. Внутренне, психологически, это два совершенно разных типа личности, и человеку важно их не спутать - а это весьма возможно в наше время всеобщих смешений и духовной чехарды. Сложность ситуации усугубляется еще тем, что в рамках хинаянической миссии (основной жизненной модальности) в наше время возможна, так сказать, махаяническая субмодальность, и наоборот. Таким образом, существуют четыре возможных варианта миссии человека, и автор попытается их вкратце описать, подчеркивая заранее, что ни одна из них не лучше и не хуже других - с каким психотипом человек родился, такой свой (и чужой!) жизненный ритм ему следует уважать и к нему прислушиваться.

Хинаяна-хинаяна. Путь хинаяны с субмодальностью хинаяны - это путь аскета-одиночки в чистом виде. Этот человек всегда окружен чем-то вроде невидимого плаща, делающего его непроницаемым для окружающего мира, и его контакты с миром весьма и весьма формальны и ограничены. Он принимает минимально необходимое участие в социальных ритуалах и программах, и основное его внимание направлено во внутренний мир, там его основной источник интереса и забот. Такие люди редко женятся и имеют детей, или же оказываются для своих домочадцев практически чужими. Сосредоточенные внутренние занятия со временем приводят к появлению у человека хинаяны-хинаяны необычных умений, сверхчувственного восприятия и т. п., но он совершенно не склонен их рекламировать или использовать для привлечения к себе энергий внешнего мира.
У такого человека обычно мало друзей, и даже с самыми близкими из них его связывают редкие встречи и тонкие энергетические обмены. Он может быть достаточно ответственным в своих внешних делах, но постарается найти себе работу со свободным графиком и минимальным количеством взаимодействий с начальником и подчиненными. Он, с точки зрения окружающих, может быть очень талантливым, но по непонятным для них причинам не стремится развить свой талант и широко предъявить его миру.
Низкая октава этого психотипа дает закоренелого эгоиста, не интересующегося ничем, кроме собственной персоны, которую он понимает как набор стандартных потребностей.
Высшая октава этого психотипа дает святого отшельника-аскета, удалившегося от мира в действиях и помыслах.

Хинаяна-махаяна. Путь хинаяны с субмодальностью махаяны в наше время весьма распространен. Это путь людей, которые охотно берутся за самые разные социальные программы, и бывают в них порой весьма успешными, но на самом деле, в глубине души, их интересует только лишь их собственная персона, и внешние программы для них суть инструменты самопознания и углубления в свое "я". Для такого человека характерно увлечение той или иной внешней программой, мотивированное изнутри, то есть внезапно вспыхнувшим интересом, объяснить который человек не может, и быстрое сворачивание этой программы, как только внутренняя подсветка прекращается - при том, что внешне эта программа может идти очень успешно, и в глазах социума такое поведение человека необъяснимо и даже саморазрушительно. Однако для человека хинаяны-махаяны главное - это научиться во внешних программах слушать голос своего внутреннего "я", а не реализовывать их как таковые.
Такой человек может быть очень мил со своими близкими друзьями - но если у него внутри что-то повернется, то он может прекратить свои отношения с кем угодно без видимой внешней причины - а внутренняя причина для него самого заключается в том, что друг или любимая ему просто-напросто наскучили и не помогают лучше понимать самого себя, и это обстоятельство является для человека хинаяны-махаяны достаточно весомой причиной для прекращения отношений. И тогда он исчезает, растворяется, пропадает из отношений навсегда, точно так же, как он исчезает "в никуда" из наскучивших ему макросоциальных программ. Однако он точно знает, что на смену исчерпавшему себя внешнему сюжету - как рабочему, так и учебному и личному - придет другой, гораздо более интересный, то есть позволяющий пройти еще одну ступеньку на лестнице самопознания.
Низшая октава этого психотипа дает энергичного эгоцентрика, стремящегося собрать понятные и желанные ему энергии внешнего мира, чтобы ими насладиться ими. Таков закоренелый холостяк, блюдущий в своей квартире идеальный порядок и с наслаждением поедающий в одиночестве при свечах приготовленный для себя же изысканный ужин.
Высшая октава психотипа хинаяны-махаяны - живущий высоко в горах просветленный учитель, основным занятием которого является уединенная медитация, но время от времени он выходит из нее и наставляет своих близких учеников - чаще всего без помощи слов.

Махаяна-хинаяна. Вообще, путь махаяны характерен для людей, которые занимаются внешним миром, поскольку их душа откликается на его запросы, сострадая живым существам. Однако для реализации своих планов человеку махаяны с субмодальностью хинаяны не хватает чисто внешней энергии, и он находит ее в своем внутреннем мире, спускаясь к своему внутреннему "я" и получая от него поддержку и локальное руководство. Однако в целом его жизнь представляет собой внешнее служение, в нем он находит глубокое наполнение и смысл своей жизни. Он может иногда заниматься медитацией, петь мантры и время от времени удаляться в ритрит (отшельничество), но эти его занятия служат для него не более чем фоном или необходимым инструментом поддержки внешних программ.
Для человека махаяны-хинаяны очень важен правильный выбор и реализация внешней программы действий - он от нее зависит куда больше, чем человек хинаяны-махаяны. Кроме того, его ответственность за свои внешние программы для него является основной, и он никогда не бросит внешнюю программу, пока она не отработана (на его взгляд) для остальных ее участников, а не только для него самого.
В отношениях с друзьями человек махаяны-хинаяны может быть замечателен (а хороших знакомых у него может быть огромное количество) - но у него могут быть некоторые безвредные странности (например, склонность к периодическим, хотя и недолгим уходом в себя в неподходящий момент), к которым его близкие, впрочем, постепенно привыкают. Однако в любви и дружбе он, как правило, надежен и не закончит отношения просто потому, что они исчерпаны для него самого - он постарается сделать так, чтобы сюжет закончился и для партнера. Например, женщина хинаяны-махаяны может развестись с мужем только потому, что он ей надоел, и после развода про него забыть. Женщина махаяны-хинаяны, во-первых, найдет весомые для обоих причины развода, а во-вторых, постарается подыскать для бывшего мужа замену самой себе, и сочтет сюжет исчерпанным, когда у него в новом браке родится ребенок. При этом энергию для осуществления этой программы она в случае необходимости будет искать в себе - и найдет.

Низшая октава психотипа махаяны-хинаяны - легкомысленный авантюрист, как будто бы стремящийся все сделать для мира как можно лучше (а фактически развлекающийся за счет его проблем), но не имеющий для своих проектов достаточной внутренней энергии, и пытающийся обнаружить ее в себе негодными средствами - например, бесплодным фантазированием и примитивной магией.
Высшая октава этого психотипа - духовный учитель, основным занятием которого является обучение учеников, как близких, так и далеких. Однако энергию, необходимую для этого обучения он в значительной степени берет изнутри себя.

Махаяна-махаяна. Этот человек полностью погружен во внешние программы, и его единственной мотивацией является помощь живым существам. У него как будто нет внутреннего мира - а точнее, все его внутренние действия имеют конкретные внешние цели, а его внутренний мир как таковой его совершенно не интересует. Он в очень большой степени зависит от внешних программ, которые ведет, и от единой тонкой программы, которая является его (внешней) судьбой, определяющей его конкретные внешние сюжеты. Особенностью этого человека является необходимость получать энергию исключительно из внешних обстоятельств (или в прямой связи с ними) - ни медитации, ни добровольные или принудительные внешние ограничения ему ничего не дают. Он может петь мантры, если они выполняют роль боевого клича, исполняемого непосредственно перед атакой и устрашающего врагов, но не в порядке самоуглубления или самопознания. Для него самопознание возможно только во внешних условиях, на практике.
Основная мотивировка человека двойной махаяны - внешняя, он озабочен внешними процессами, в которых должен иметь определенную роль. Когда эта роль исчерпывается, он ищет новый внешний сюжет, к которому ему интересно присоединиться, но ищет опять-таки внешне, а не обращаясь в свой внутренний мир. Его вызов - это тонкость работы, но и ее он нарабатывает в процессе внешней учебы или работы. Учиться ему гораздо легче на практике, чем в теории; последняя без практических приложений быстро ему наскучивает и кажется ненужной.
Друзей этот человек подбирает по принципу общности своих текущих внешних интересов; с остальными ему не о чем разговаривать. Когда общие дела расходятся, он благожелательно прощается с бывшими сотрудниками, имея в виду, что отношения могут восстановиться (уже, возможно, в других формах), если появится новая общая деятельность.
Низшая октава двойной махаяны - человек типа перекати-поле, никогда ни о чем не думающий, берущийся за все дела подряд и не справляющийся ни с одним из них.
Высшая октава махаяны-махаяны - просветленный мастер дзэн или дао, достигший суфий, святой, странствующий по миру и воспринимающий себя и все живые существа как неотъемлемые частички и одновременно фокусы Великого Танца Единой Жизни.

Половая самоидентификация. Новая реальность ставит перед людьми проблемы, не существовавшие раньше - проблемы создания новых архетипов самоидентификации и отождествления с ними. На вопрос: "кто я?" - каждый человек должен найти ответ в области архетипов, то есть найти архетип, соответствующий его психотипу и ритму судьбы, а затем с этим архетипом эффективно связаться, то есть получить от него действенную поддержку (и тип служения). Если же этот архетип не найден или найден неверно, то устойчивое психологическое состояние и эффективные внешние программы становятся невозможными.
Одной из существенных проблем взрослого человека является половая идентификация. "Я - мужчина; что из этого следует: какие у меня права и обязанности, как перед другими мужчинами, так и перед женщинами?" Ответ на этот вопрос (и на аналогичный вопрос женщины) неочевиден и меняется от эпохи к эпохе. Какие же архетипы активизирует наступающая эпоха Водолея? Один из них - архетип Великой Богини-Матери - проявляется со все возрастающей силой, предлагая мужчинам и женщинам новые и необычные (для уходящей культуры) психологические и социальные роли, о которых речь ниже.
Обычная половая идентификация связана, говоря на астрологическом языке, с Венерой (женская идентификация) и Марсом (мужская). Женщина нежна, сладка, адаптивна, соблазнительна и красива; мужчина силен, активен, предприимчив и напорист. Эти психотипы и идентификации, разумеется, не уходят со сцены, но дополняются еще двумя, связанными с планетой Юпитер. Описания, данные автором ниже, идейно восходят к описанию древних культов, но содержательно взяты из непосредственных наблюдений.

Женский архетип: Великая Богиня-Мать. Этот архетип подробно описан в культурологических исследованиях, и Богиня-Мать является, видимо, наиболее древним из человеческих объектов поклонения. Она никем не рождена, но сама, без посторонней помощи, порождает этот мир и, в частности, рождает сына, который может стать ее супругом и отцом ее детей - но при желании она может порождать различные существа и самостоятельно. У Великой Богини нет равных ей людей, демонов или богов; единственное возможное отношение к ней - снизу вверх, отношение почтительного, преданного, смешанного со священным ужасом, безоговорочного служения. Она может быть Грозной Богиней, или Милостивой Богиней, нести Мудрость или Справедливость - но каков будет ее явленный образ, решает только Она Сама.

Женщина, становящаяся в своей самоидентификации под архетип Великой Богини-Матери, приобретает большую независимость от внешних обстоятельств и большую власть над своим внутренним миром; в частности, мужчина как жизненно необходимый партнер или опора в ее внутреннем и внешнем мире существовать не могут: она сама себе надежная опора и фундамент, и может поддержать еще много кого (и чего) другого. В ее жизни могут, конечно, возникать мужчины, но им она отводит вспомагательные роли: Трудолюбивого Пажа, Временного Любовника, Послушного Помощника и т. п. У нее может быть высокий начальник, руководящий ею издалека и в целом, и оставляющий все конкретные решения на ее усмотрение, но деспотичного бдительного непосредственного начальника, отслеживающего и контролирующего все ее поступки, она не потерпит - скорее, получив некоторый опыт, обзаведется собственной фирмой.
Чаще всего такая женщина - ее можно назвать юпитерианской - не замужем, или ее муж много младше ее и в известной степени психологически является ее сыном. Она охотно строит отношения с мужчинами, выводя на первый план сюжеты обучения и духовного руководства; чисто сексуальные переживания не становятся для нее доминантой, хотя могут рассматриваться как определенное украшение отношений. Конечно, в ее жизни бывают неприятности, но, как правило, хорошо ею контролируемые и ею же вызванные к жизни. Когда она говорит, что с чем-то не может справиться - кокетничает или ждет от партнера опровержения, так как сама в это, конечно же, не верит. Ей может быть свойственен снобизм, но также характерна широта воззрений. Единственная серьезная опасность, подстерегающая ее в жизни - идентификация с другим женским архетипом.

Мужской архетип: жрец Великой Богини-Матери. Мужчины, живущие под покровительством этого архетипа (юпитерианские мужчины), сильно отличаются от марсовских. Первое качество, которое культивирует Великая Богиня-Мать в своих жрецах, это почитание женского начала во всех его видах, а также поклонение перед Проявленным миром в целом как Ее порождения. Ощущая благоговение перед неописуемой тонкостью и сложностью сотворенного Богиней мира, юпитерианский мужчина в первую очередь испытывает потребность его поддерживать и охранять, содействовать его росту и эволюции. У него нет (характерной для марсовского мужчины) идеи независимого самопроявления, реализации своих личных замыслов в мире как на сыром материале. У него также нет потребности самоутверждения в борьбе с себе подобными, стремления найти лучшую самку и отвоевать ее у соперников. Он скорее полагается на естественный ход событий и старается в него вписаться и если и воздействовать на него, то очень бережно, так, чтобы не повредить ажурно-тонкой ткани существования. Если его подруга от него уходит, он скорее благословит ее следующий сюжет, нежели станет его разрушать - что совсем не означает его равнодушия! Его любовь проявляется в преданной заботе, а если объект любви отвергает его внимание, то юпитерианский мужчина ни на чем не настаивает и ждет следующего объекта для своей заботы - обычно недолго. Ревность свойственна ему в малой степени, и играть на ней обычно не получается.
Юпитерианский мужчина имеет от своей покровительницы тайную власть над женским полом - он обладает энергиями, необходимыми женщинам для того, чтобы жить и цвести. Но попытки "торговать" этими энергиями, то есть, пользуясь ими, извлекать из женщин прямую корысть для себя, обычно кончаются для юпитерианского мужчины плохо - он лишается покровительства Великой Богини. Она рассматривает его как своего преданного пажа или слугу, который должен бескорыстно, а главное - с глубоким благоговением к Источнику Бытия передавать Его блага земным женщинам.
Юпитерианский мужчина полигамен - но в тонком смысле слова; его, идущие от Великой Богини, тонкие энергии нужны многим женщинам, и он расцветает, доставляя их по назначению. Что касается фактического многоженства, то оно для него не обязательно, но психологически он не способен принадлежать лишь одной женщине, даже при сильном сознательном желании этого.

Москва, 10.8.2002 г.

Обсуждение статьи