Блог

 Главная / Блоги / Наш практикум

Блог

Полимодальная психология. Философ и Конкрет

В этой публикации я описываю два человеческих типа (два характера, два мировоззрения, два способа поведения), которые и противоречат друг другу, и дополняют один другого. Вероятно, у вас внутри есть и Философское "я", и Конкретное "я", но за что они в вашей жизни отвечают и в каких отношениях находятся друг с другом? Я надеюсь, что излагаемое ниже даст вам материал для размышлений на эту тему.

Психологический тип "Философ"
Философ  - это человек, для которого главными являются абстрактные понятия. Они интересуют Философа как сами по себе, так и по окраске, которую они дают конкретным образам, индивидуальным объектам, отдельным событиям и переживаниям. Однако последним самим по себе Философ не придает особого значения – они интересуют его лишь как возможные носители абстрактной окраски. Именно абстрактные понятия (из числа значимых для него!) являются для Философа содержательными, интересными и несущими центральный (когнитивный) смысл; а любые конкретные явления, образы, события и впечатления имеют для него не более, чем фоновый интерес и смысл.

FC1.jpg

Абстрактные понятия представляют собой отдельные отвлеченно понимаемые качества (архетипы) и их различные сочетания; они могут окрашивать различные конкретные объекты и явления или прямо воплощаться в них.
Важную роль для Философа играют общие законы мира, действующие, по его мнению, на всех одинаково, и играющие определяющую роль в судьбе мира в целом, а также отдельных его объектов.
Рассматривая конкретную ситуацию или конкретный объект, Философ не успокаивается, пока не поднимает уровень своего рассмотрения в область абстракций, усматривая в конкретном общее – или качество, или закон, или архетип. В этом смысле он чем-то напоминает детектива, который, осматривая место преступления (конкретный объект), ищет в нем улики (абстрактные качества), которые оставил преступник. Ниже приведены типичные высказывания Философа – его комментарии к различным событиям и жизненным наблюдениям. Курсивом выделены слова, на которых он делает смысловое ударение. Обратите внимание на то, что их нужно понимать именно абстрактно – либо в их словарном значении, либо как фразеологизмы.
- Видел я сегодня новую жену Павлика – ну что сказать... интеллигентная женщина.
- Николаича-то уволили в результате. Все правильно: не рой другому яму!
- Мне не нравится, как ты сегодня выглядишь, Аделаида. В тебе чувствуется какая-то вечная мировая усталость.
- Возвращаю тебе долг, Игнатии, и еще сервизик чайный впридачу: долг платежом красен!
- Мне сегодня жена сказала, что уходит от меня к молодому любовнику- армянину! Это – полный капец!
- Наше путешествие в Испанию – это было прекрасно! Одним словом – восторг!
Мировоззрение Философа включает в себя убеждение в том, что главное в мире и в его собственной судьбе – это проявленные в них абстрактные качества (архетипы) и общие законы, а конкретные частности, отдельные события и явления особой роли не играют. Поэтому он снисходительно относится к своим и чужим ошибкам, оплошностям, даже иногда преступлениям, считая, что в дальнейшем их можно искупить и исправить, или что они не играют роли в связи с накопившимися до архетипического уровня предыдущими заслугами оступившегося человека. 

FC2.jpg

Он может высказываться в таком ключе:
- Если человек по характеру добрый, он может иногда и озлиться и пакость ближнему сделать – это не страшно, Бог его за это после смерти не осудит.
- Люби людей – и они тебя любить будут, и помогут всегда. Ну, если не всегда, то чаще всего, и на это следует твердо опираться.
- Исключения из правил есть всегда, как жесткие перья в пуховой подушке, и иногда они колются, но этого качество сна не ухудшается и от подушки мы не отказываемся.
Философ твердо убежден в том, что главное в жизни человека – его характер и умение следовать универсальным (одинаковым для всех) законам жизни. А уж если кто идет им поперек или навстречу – пусть сам на себя пеняет, хорошо ему не будет.
В ситуации, когда он явно просчитался, проиграл, не сдюжил и т. п., Философ сразу особо не огорчается: он должен эту ситуацию и свое поведение в ней "понять", то есть перевести ее на абстрактный язык и именно там, в пространстве абстрактных качеств и архетипов, найти причину своей неудачи – например, в том или ином недостаточно развитом у себя качестве: внимательности, усердия, смирения и т. п. Он может усмотреть причину своей неудачи в качествах окружающего мира или в том, что он недостаточно хорошо понимает законы этого мира или не умеет их правильно использовать. Комментируя свою неудачу, Философ выскажется, например, так:
- Я был недостаточно последователен и терпелив.
- Во мне явно не хватает любви к людям.
- Я пошел против основного закона общества: «Не высовывайся».
- Я опередил свое время: люди еще не готовы к пониманию и принятию моих идей.
- Я не учел того, что огонь сушит землю, а земля тушит огонь.
- Все у меня с моей женой случилось, как у Прометея, только вместо орла клевать мою печень прилетает теща на метле.
Вообще, для него подобрать правильную метафору или мифологический образ для любой своей проблемы, неважно, внутренней или внешней, означает наполовину ее решить.
А вот как могут прозвучать упреки Философа к ближнему:
- Как же ты, Нина, могла меня так подвести?! И ведь дело не в том, что я два часа напрасно прождал тебя на морозе, а в том, что я теперь не смогу тебе по-настоящему доверять!
- Ты, Николай, мне не отдаешь долг уже давно. Я хочу понять, что это: твоя жадность или необязательность? Или какое-то другое твое негативное качество?
- После твоего, Агния, игнорирования моей просьбы наши отношения изменились – они стали холоднее и отчужденнее.
- (учителю сына) Как же вы могли поставить моему Ванечке двойку по географии? Это жестоко и несправедливо, он же в целом знает географию очень даже неплохо!
Если спросить Философа, как он будет отчитываться перед Богом за прожитую жизнь, то он ответит в терминах абстрактных качеств и больших сюжетов, имеющих в его сознании архетипический смысл, например:
- Я скажу Богу: я всегда в Тебя верил, придерживался Твоих законов и заповедей, кроме двух (запреты на уныние и прелюбодеяния). За жизнь я выработал в себе качества прилежания – на четверку, усердия – на четверку с плюсом и снисходительности к людям – на пятерку с минусом. Участвовал в нескольких крупных проектах по развитию тяжелой промышленности – трудился, как раб на галерах. Был неплохим отцом своих детей и посредственным мужем двух жен. Любил свою страну и старался по мере сил приносить ей пользу.


Психологический тип "Конкрет"
Конкрет  - это человек, для которого главными в жизни являются материальные объекты и их образы, а также жизненные события; именно их этот человек воспринимает как единственно интересные и значимые для себя. Абстрактные же понятия (качества, архетипы) его не волнуют вовсе, или же он воспринимает их как некий соус, определенный фон жизни, сам по себе не представляющий особого интереса. Он согласится с тем, что архетипы могут окрашивать объекты и события, и что эта окраска существенно влияет на их восприятие, но все же основной его интерес – это предметы и события сами по себе, а не их абстрактно-качественная окраска.

FC3.jpg

Основное содержание жизни для Конкрета – это события, с ним происходящие, и он к этим событиям внимателен (когда они для него интересны) или не очень (если они его не увлекают), но его внимание к архетипам минимально во всех случаях.
Мировоззрение Конкрета может включать веру в некие общие для всех законы жизни, но он считает их не единственным, что определяет жизнь индивидуального существа: ведь весьма важны граничные условия, в которых оказалось это существо, так как в зависимости от этих условий универсальные законы (если они есть) приобретают очень и очень специфический вид. И Конкрета увлекает именно эта специфика жизни – и его самого, и окружающего его мира, а общие законы ему малоинтересны. Его волнует форма и цвет каждого камня в его коллекции минералов, и он их изучил настолько, что уверен, что других таких камней в мире не существует, и это его чрезвычайно радует. Он не человек науки – он певец Уникальности.

FC4.jpg

Абстрактные качества Конкрет всегда прилагает к данным ему в ощущении (или воображении) материальным объектам или ситуациям, делая при этом акцент на этих объектах, так что качественные или мифологические сравнения «работают» на оформление и укрепление уникального объекта или образа, делая их более рельефными, объемными, цветными и не похожими на других. Таким образом, если Конкрет иногда и использует абстрактные или мифологические фразы, то они используются им лишь в качестве технического средства – создания определенного фона, на котором наиболее выигрышно будет смотреться единственно интересующий его конкретный уникальный объект. Ниже приведены типичные комментарии Конкрета к различным событиям и жизненным наблюдениям.
- Видел я сегодня новую жену Павлика – родинка на левой щечке ее очень красит.
- Сказано ведь: не рой другому яму – сам в нее попадешь! Николаича-то уволили в вчера, и выходного пособия не дали, хоть семья немаленькая у него – трое детей и беременная Нинка на сносях.
- Мне не нравится, как ты сегодня выглядишь, Аделаида. Краше в гроб кладут: бледные щеки, глубокая морщина на лбу, ссутуленные исхудавшие плечи.
- Долг платежом красен... Возвращаю тебе долг, Игнатий, все десять тысяч рублей, держи вот конвертик, а еще здесь в коробке сервизик чайный впридачу.
- Знаешь, что такое полный капец? Мне сегодня жена сказала, что уходит от меня к молодому любовнику-армянину с членом в тридцать сантиметров и шестисотым мерсом!
- На свете есть восторг и счастье дальних путешествий. Именно так мы были в Испании – и в Барселоне, и на Коста-Браве, и в Мадриде, и особенно в музее Прадо – Веласкез, Гойя, «Махи на балконе» - ух!
Мировоззрение Конкрета (чаще всего им не осознанное) состоит в том, что самое главное и интересное в мире и в его собственной судьбе – это жизненные события, непосредственно связанные с физическим (сенсорно воспринимаемым) миром. При этом хотя Конкрет обычно признает, что разным людям интересны разные события, но ему очень трудно себе представить, что бывают люди, которых любые материальные объекты и события сами по себе интересуют мало, и которые ценят лишь проявленные в них абстрактные качества (архетипы) и общие законы.
Конкрету трудно снисходительно относиться к своим и чужим отдельным ошибкам, даже мелким оплошностям, так как он чувствует, что искупить или компенсировать их на самом деле невозможно. Для него его жизнь – набор бусинок (отдельных событий, поступков, переживаний), которые нанизываются на единую тонкую нить его судьбы «нить дао»), и никакую нанизанную бусинку снять с этой нити уже невозможно.

FC5.jpg

В этом смысле Философу проще: его судьба (в его восприятии) может быть уподоблена супу, в который он бросает те или иные продукты и приправы, и вполне можно частично компенсировать излишнюю кислоту сахаром и т. п. А на Конкрета давят воспоминания о любых, даже мелких, его оплошностях, – пока он про них не забывает, увлекшись очередным уникальным сюжетом (событием), случившимся в его жизни. Для Конкрета характерны следующие высказывания:
- Я не понимаю, что значит: "человек по характеру добрый". Вот если ты творишь добро день за днем – это я понимаю, а если вдруг перестал и стал гадить – то где вся доброта твоего характера?
- Я тебе – ты мне, и не послезавтра, а завтра же.
- Любовь должна находить свое материальное выражение, причем регулярно.
- Если человек три раза тебя обманул, то он вполне может в четвертый раз и не подвести. И наоборот – жизнь непредсказуема.
- Исключения из правил есть всегда, и их обычно больше, чем подтверждений этих правил. Любой общий для всех закон, глазами практика, – набор натяжек и подтасовок.
В то же время Конкрет вполне может быть уверен, что существуют определенные правила в его жизни, которым гораздо лучше следовать, чем нет. В частности, у него могут быть очень странные для окружающих суеверия, или особые знаки, которые, по его мнению и наблюдениям, четко работают, лично ему помогая по жизни, или склонность к странным ритуалам, которые (по его убеждению) помогают ему в осуществлении его планов.
Во что Конкрет чаще всего не верит, так это в характер и его роль в жизни человека. Он думает примерно так: «Любой человек бывает временами собранным, а временами расхлябанным. И вопрос не в том, чтобы качество собранности в принципе в себе вырабатывать, а в том, чтобы вовремя его активизировать». Он верит, что если жизнь повернется так, что ему понадобится качество, например,  усердия в большем количестве, чем это было ему ранее свойственно, то он под влиянием сложившихся обстоятельств это качество в себе быстро вырастит – и так оно (в его жизни!) обычно и бывает.
Если для Философа основа судьбы – это характер человека и окружающего мира, то для Конкрета основные, ключевые понятия для правильной (в его понимании) жизни – это своевременность и уместность. Например, он может придерживаться таких взглядов:
- Ты можешь быть умной и красивой, но если не сумеешь вписаться в ситуацию, то никто на тебя и не посмотрит.
- Неуместно провозглашенная истина много хуже лжи.
- Умей вовремя подать женщине руку и вовремя отвести от нее  глаза – больше для обольщения ничего не нужно.
- Не требуй от мужа поцелуев или клятв верности в любви, когда он рассказывает тебе о своей работе, но дослушай его до конца и поддержи его морально, а затем едой. И об остальном тебе беспокоиться не придется.
Конкрет очень не любит далеких обобщений и не склонен думать, что его большая победа повлечет за собой другую - такую же по величине или чуть поменьше. Он вообще не склонен сравнивать друг с другом разные события своей жизни – они слишком уж уникальны. Он выскажется на тему так:
- Я не знаю, сколько у меня было любовниц – они были слишком разные.
- Каждый раз я увлекаюсь, как в последний.
- Каждый день моей жизни не похож на другие, и мой опыт жизни мне не помогает жить – чаще мешает.
В ситуации, когда он явно просчитался, проиграл, не сдюжил и т. п., Конкрет может сильно огорчиться, и не надо пытаться ему что-то объяснять, характеризовать случившееся и его самого с разных точек зрения – все это для него смехотворно. Если он упал и ушиб себе зад, то не ждет слов утешения типа того, что бывает хуже или что зад – не самое уязвимое место и скоро заживет. Ему нужно, чтобы друг купил в ближайшей аптеке мазь против ушибов и аккуратно втер ему в кожу – а потом увел навстречу следующему приключению, и тогда он о боли быстро забудет.
Комментируя свою неудачу, Конкрет обратит особое внимание на свои конкретные ошибки или ловкий маневр врага и выскажется, например, так:
- Я не прошкурил свою яхту в третий раз – и потому занял в гонках лишь второе место.
- Мне нужно было ей улыбнуться, когда она уж собралась уходить, и предложить выпить, а я проспал ситуацию и дал ей уйти.
- Говорил мне внутренний голос: не садись на этот трамвай, подожди следующего – а я не послушал, и таки столкнулся там со своей бывшей.
- Я рассказывал подросткам про абсент в жизни Хемингуэя, Ван Гога и Гогена, но недостаточно подробно описал в своей речи ломку после него, и мои слушатели дружно ломанули его пробовать, даже меня не дослушав.
- Я напортачил в своей беседе о сексе: оказалось, аудитория понятия не имеет, что такое страпон, а я его не захватил с собой для демонстрации.
- И всего-то я сказал своей будущей теще, что она старая сука, а на такой скандал напоролся, что даже пришлось уйти, не допив коньяк.
Зачем существуют обобщения и метафоры, Конкрету не совсем понятно, но он иногда их использует «для красного словца» и с целью создания должной атмосферы, но обычно он весьма конкретен в своих текстах. Например, его упреки к ближнему могут прозвучать так:
 - Как же ты, Нина, могла меня так подвести?! Я ведь целых я два часа напрасно прождал тебя на морозе, и практически превратился в сосульку!
- Ты, Николай, мне не отдаешь пять тысяч рубликов уже давно, целый месяц и три дня. Может, для тебя это и говно вопрос, но уж пожалуйста завтра к вечеру принеси.
- Мы с тобой отчуждаемся, Агния. Ты проигнорировала три моих просьбы и не ответила ни на одну смску за последнюю неделю.
- (учителю сына) Как же у вас рука поднялась вчера поставить моему Ванечке двойку по географии? Он же знает столицы Португалии и Бразилии!
Если спросить Конкрета, как он будет отчитываться перед Богом за прожитую жизнь, то он задумается о наиболее значимых событиях и поступках в ней и скажет что-то в таком роде:
- Я скажу Богу: унывал всерьез три раза: когда у меня родился младший брат, когда закончил школу без медали и когда Нинка меня бросила. Прелюбодействовал с чужими женами трижды, но лишь один раз длительно (около года). Женился на Нинке из жалости, через пять лет она меня бросила. Построил дом. Принял роды младшей дочери. Один раз бил морду старшему сыну, отговорил таким образом его от женитьбы. Получил медаль за героизм на пожаре на фирме. Умер от инфаркта – слишком торопился на работу.

Противоречия во взглядах. В чем-то взгляды Конкрета и Философа просто расходятся, а в чем-то они откровенно антагонистичны.
Конкрет видит основное содержание и интерес в жизни "здесь и сейчас", то есть в текущем событии, которое, как ему очевидно, никогда не повторится и которое приковывает все его внимание.

FC6.jpg

Философ же тяготеет к пониманию жизни как стремлению к далекой, в принципе недостижимой цели, и смысл своей жизни видит в том, что эта цель окрашивает его существование, которое само по себе, то есть вне этой цели, имеет для него лишь незначительный (или нулевой, или даже отрицательный) интерес.

FC7.jpg

Иначе говоря, Конкрет служит текущему мгновению жизни, а Философ – высокому идеалу, которому текущую жизнь с легкостью пожертвует, если этого идеала в ней не обнаружится.
Конкрет тоскует, когда его жизнь не насыщена яркими событиями и переживаниями – тогда он вспоминает бывшие такие события (причем способен иногда долго питаться этими воспоминаниями) или же планирует будущие. Философ не так привязан к текущим событиям – он вполне может уйти в мир абстрактного воображения и находиться там, как бы сочиняя философский трактат, чье содержание не слишком зависит от непосредственных событий его жизни.
Для Философа в принципе важны категории опыта и мудрости, Конкрет же считает их второстепенными, а на первый план выводит категории внимания к текущей ситуации как непохожей на любую другую и практической интуиции. Стандартный вопрос Конкрета к Философу: «Если ты такой умный, почему такой бедный?» На что Философ может ответить так: "Если ты так хорошо ориентируешься в жизни, почему не можешь справиться с собственными экзистенциальными кризисами? наладить неформальные отношения с близкими людьми?"
В обучении Конкрет считает, что учить нужно то, что необходимо по текущей ситуации, а Философ отдает предпочтение академическому образованию, которое Конкрет считает легкомысленной лотереей – ведь неизвестно, что именно из этого образования ему понадобится. Для Философа культура – важнейшее понятие, для Конкрета же не слишком понятно, что это такое, и зачем она на самом деле нужна.
__________

Кто же вы – Философ или Конкрет? Более точно было бы поставить вопрос так: в каких областях вашей жизни активен ваш Философ, в каких – ваш Конкрет, а в каких потенциально активны они оба? Подумайте об этом; вам в помощь следующее упражнение.

Упражнение. Философ или Конкрет?
В следующих ситуациях выберите ответ, который вам ближе: а) – философский, или б) – конкретный; или же приведите свой вариант ответа и подумайте, кто этот ответ сочинил: ваш Философ или ваш Конкрет?
1. Вас огорчили отметки вашего сына в школе. Что вы ему скажете?
а) - (с упреком в голосе) Ты морально опустился – и твоя социализация тоже сразу снизилась.
б) - (тоном приказа) Три двойки – значит, три раза вымоешь посуду после обеда за всех.
2. Вы обдумываете мучительное прощание с любимым и ищете свои ошибки в сюжете ваших отношений. Вы думаете:
а) Наверное, я была с ним в целом недостаточно самоотверженна и снисходительна.
б) Наверное, я напрасно на его глазах флиртовала на новогодней встрече с его начальником – это раз, и зря тогда же потребовала себе шубу – это два.
3. Ваш друг оказал вам существенную услугу. Вы его благодарите и в заключение говорите:
а) - Теперь наши отношения стали еще глубже.
б) - За мной коньяк: французский, двадцать лет выдержки.
4. Ваша жена слишком поздно, уже ночью, вернулась от подруги. Вы ей говорите:
а) Тебе лучше бы соблюдать режим – иначе здоровье быстро портится, и внешность тоже.
б) Мне пришлось обслужить себя самому... тебе не стыдно, дорогая?
5. Ваш муж давно не получал прибавки к зарплате, хотя его шеф ему давно ее обещает. Вы говорите мужу:
а) Если ты так много вкалываешь на своей работе – то хоть зарплату тебе должны повысить, или еще лучше – должность и зарплату!
б) Завтра же потребуй от своего начальника выписать тебе премию, раз уж он обещал, и не меньше тридцать процентов от месячной зарплаты.
6. Вы обдумываете полученное вами предложение новой работы. Ваши мысли:
а) - Насколько повысится мой социальный статус?
б) - Постоянные командировки в разные места – это большой плюс!
7. Вы учите иностранный язык. Ваши мысли:
а) - Теперь я стану куда более культурным человеком, получу большие возможности в разных аспектах жизни.
б) - Первым делом надо выучить заказ в ресторане и комплименты девушкам.
8. Вы объясняете ребенку, почему он должен есть аккуратно.
а) - Умение обращаться с ножом и вилкой, красиво есть за столом – важное условие того, что ты будешь принят в приличном обществе.
б) – Если ты уронишь кусок на штаны, мне придется их стирать, ясно?!
9. Вы с друзьями обсуждаете идеи поездки в отпуск.
а) – Едем туда, где тепло и весело.
б) – Летим в Гоа – там будем кокосы есть, и травка дешевая.
10. Вы предлагаете любимой выйти за вас замуж.
а) – Любимая! Я хочу называться твоим мужем!
б) – (страстно поцеловав) Вот тебе кольцо, и давай завтра же подадим заявление в загс!

FC8.jpg
Ольга
04.02.2013 06:41:00
вопрос
Понятно, что мы (с вами smile:)) уже не живем в категориях: плохо-хорошо. Но вот, предположим, поняла я, кто я есть на самом деле. А могу я что-то изменить? надо ли? и как? 
Как раз сейчас я не могу оценить жизненное событие. Все ищу в нем "глубокий смысл" и никак не могу понять - что конкретно мне делать. Потому что с точки зрения именно морали и т.п. (высших категорий) надо отказаться, но практически, как я чувствую, меня не поймут. Мне, в общем-то и не надо, но все же? может быть есть способ как бы опуститься пониже?
mariana
04.02.2013 14:32:33
Ольга, обратите внимание, что Вы затронули две разные темы. Первая, что важно лично для Вас; вторая - тема "я и окружающие", "я и они".
Для Вас, как Вы сами пишете, важен глубокий смысл.
А тема отношения личной и общественной этики выходит за рамки поста, и я могу обсуждать ее либо в личном порядке, либо в соответсвующей ветке блога, если она возникнет.