Подумайте, где, кроме театров и концертных залов, вы видели человека, уверенно принимающего аплодисменты (наши семинары сейчас не в счет )? Да и как чувствуют себя те же артисты после поклонов и бисирования? Ведь и им по принятому в обществе этикету полагается вне сцены скромно тупить глазки, не говоря уже о начальниках и почетных гражданах, а уж тем паче о простых людях.
Есть педагогический теория, по которой хвалить ребенка за работу означает ограничивать его дальнейшее развитие. Если малыш прибежал к вам с ярким рисунком, нельзя говорить ему: "Ты молодец", а надо: "Как здорово получилось", - ибо первое, мол, прозвучит для ребенка как успешный финал, в то время как второе даст повод к продолжению и развитию. Не буду спорить. Практикам виднее.
Мое же внимание чаще подмечает противоположное – неумение человека принять похвалу, неумение стать в центре положительного внимания, излишняя (напрягающая окружающих) скромность, ложная скромность и возникающие в результате самообман и путаница.
Хороший-плохой. Вот вам еще один нехитрый, но весьма показательный психологический прием. Психолог просит родителя рассказать о своем ребенке и следит, с чего тот начнет и насколько подробными будут рассказы папы-мамы о достоинствах и, наоборот, недостатках сына или дочери.
Например: "Моя Даша и красивая, и умная, вот в соревнованиях победила, всегда мне поможет. А сложности?….. ну….ну скромная такая, стесняется…".
Или: "Да он никогда слова доброго отцу не скажет, придет, уткнется в свой экран. И глупый какой-то… Я в его годы уже деньги зарабатывал! … Хорошее?…. ну…. вроде бандитом не растет".
Узнаете? Знакомо?
Вам тоже, наверное, не раз попадались тесты-упражнения, предлагающие расчертить лист бумаги на две половины, выписать свои достоинства и недостатки и потом так или иначе с этим списком поработать.
Я предлагаю вам свой вариант подобной работы.
Упражнение 1. Подумайте отдельно и своих достоинствах, и о своих недостатках.
Что для вас высвечивается ярче и подробнее? Что вы можете описать только в одной-двух невнятных фразах, а что – в виде полноценного рассказа или даже романа?
Или так: "Мои достоинства я могу увидеть лишь как эскиз, прорисованный нечетким пунктиром, а недостатки – это картина маслом; реализм (или "гротеск" ) – да такой, что для нее пудовую раму хочется купить".
Упражнение 2. Ваша оценка окружающими и вами самим.
1. Подумайте:
- Какого мнения о вас как о работнике ваш начальник?
- Какие претензии предъявляли вам родители и за что чаще всего хвалили?
- За что вас ценят ваши близкие – дети, родители, любимые и т. д.?
- Оцениваете ли вы эти качества в себе как выдающиеся?
- Соответствует ли оценке окружающих ваша собственная?
2. Подумайте теперь, насколько мнение окружающих отличается от вашего собственного и какое представляется более аргументированным (основанном на реальных фактах)?
Постарайтесь не предаваться фантазиям, а проведите реальный опрос окружающих вас людей
(детей, родителей, любимых, друзей, коллег и т. д.).
Думаю, что в ходе выполнения этого упражнения большинство из вас не только столкнется с удивляющими (или поражающими) несостыковками, но и узнает о себе много нового со стороны. Что ж, желаю ярких открытий.
А я перехожу к тонкостям авторизации.
Санкция высшего "я". Если вы читали книгу Авессалома "Человек Многоликий", где и было введено и описано понятие "субличность", вы знаете, что главным атрибутом субличности является санкция высшего "я" человека на ее существование. Другими словами, вы не сможете стать архитектором, во всяком случае, профессионалом, которому работа доставляет удовлетворение, если ваше высшее "я" не даст добро на такую профессию.
У высшего "я" много способов отбить вам охоту заниматься ненужным с его точки зрения делом – оно лишит вас энтузиазма (см. прошлый пост), навеет зевоту и скуку, а если вы излишне упорны, расстроит ваши планы и "поможет" провалить проекты и экзамены.
Но высшее "я" чаще всего работает и реагирует тонко. Если человек живет неправильно, то высшее "я" может устроить ему "несправедливую" авторизацию. Вообще, имейте в виду: как бы ни выкручивался человек (а он на многое способен), будет так, как повелело высшее "я".
Авторизация – это оценка субличностью итогов своей деятельности, например, положительная или отрицательная оценка события (удалось или не удалось) или подробный его разбор (что именно и насколько удалось или провалилось, что подвело). Часто эти оценки в нашей психике искажены и перепутаны: за большие труды субличность может получить похвалы с гулькин нос, а может и выговор схлопотать. И наоборот: за малые, не стоящие даже упоминания успехи на ту или иную субличность вываливаются тонны заслуг и благ. Это может радовать, огорчать, но чаще приносит в жизнь человека очень глубокие проблемы – возникают эффекты, с которыми очень сложно разобраться, в том числе профессионалу-психологу. Причины же таких искажений зарыты глубоко и бывают очень серьезными.
Что же такое несправедливая авторизация? И что это за глубокие причины?
Если у человека есть основное занятие, в котором он преуспевает, то вроде бы в таком случае у него должна быть и соответствующая успешная и эффективная субличность. Но бывает так, что почему-то эта субличность не получает должной авторизации, что может проявляться двумя способами: что-то постоянно принижает ее достижения, или же ее достижения приписывают себе другие субличности. Почему?
Посмотрим в качестве примера на мать большого семейства. У нее есть успешная субличность Матери, которая занимается воспитанием детей и в этом преуспевает. Как мать эта женщина получает одобрение окружающих, и у нее растут хорошие и воспитанные дети.
Окружающим очевидно, что эта женщина добра и внимательна, опытна и терпелива, много занимается своими детьми, то есть с их точки зрения она хорошая и эффективная именно как мать.
Но тем не менее эта женщина приходит к психологу с глубоким экзистенциальным кризисом.
Она задается и задает психологу вопрос: "Зачем я живу?" Она считает себя не успешной матерью, а прежде всего доброй женщиной, и все свои успехи в деле воспитания детей связывает с тем, что она добрая. В том числе - добрая мать, точно так же как она добрая жена, добрая подруга, добрая дочь своих родителей. "Но как мать, – скажет она, - я никакая, в этом я ценю себя невысоко. Дети выросли такими хорошими сами, я просто была с ними добра. Здесь моей заслуги особой нет. Я-то зачем нужна?"
Психолог, вероятно, увидит эту неверную авторизацию и будет пытаться помочь этой женщине правильно авторизовать ее субличность Матери. Но он может натолкнуться при этом на совершенно непонятное ему, но очень упорное сопротивление женщины. И он может с этим сопротивлением не справиться, потому что причина кризиса такой женщины хотя и относится к перекосам в авторизации, но не между субличностями Матери и Доброй Женщины.
Причиной кризиса послужит то, что с точки зрения высшего "я" для данной женщины ни субличность Матери, ни субличность Доброй Женщины не очень значимы. Ни та, ни другая. Качества, которые проявляют данные субличности, изначально предназначались высшим "я" совсем для другого – например, для субличности Психотерапевта-Гипнотизера, который занимается другими людьми, а не собственными детьми, и которому, например, доброта и заботливость нужны в другой форме и в других объемах.
Высшее "я" не дает адекватно авторизоваться субличностям Матери и Доброй Женщины, так как женщина, живя частную жизнь, свою гипнотическую силу реализует в рамках семьи, а это совсем не то, на что высшее "я" давало свою санкцию. Именно поэтому у женщины есть внутренняя и глубинная установка, что ее субличности Матери и Доброго "я" незначимы. И именно поэтому авторизации они и не получают.
Логика вроде бы говорит, что данные субличности слабые, потому что они не получают должной авторизации. А ситуация разворачивается точно наоборот - субличности не получают авторизации, так как они незначимы для высшего "я", и оно не дает им санкции на полноценное существование. Именно поэтому они не получают авторизации и никогда ее не получат.
С санкцией высшего "я" не поспоришь и ее не обойдешь.
Кроме того, будучи (в нашем примере) хорошим гипнотизером, такая женщина свою низкую оценку и свое низкое самомнение успешно (сила-то какая!) транслирует своему окружению. Противостоять этому не могут ни фактическое положение вещей, ни точка зрения социума (что Доброта и Материнство есть добродетели). И окружающие воспринимают ее в соответствии с ее позициями. Иначе говоря, хотя глазами социума эта женщина в своих оценках не права, но для нее самой и ее субличность Матери, и субличность Доброго "я" весьма дешево стоят.
Общественное мнение. Лишить субличность зарплаты может не только собственное высшее "я" человека. Нередко такими делами промышляют внешние влияния, часто им не осознаваемые.
Такими влияниями могут быть социальные установки, родовые традиции, семейные ценности и даже правила дружеского круга или рабочего коллектива человека.
Такие влияния заставляют самого человека низко ценить те или иные качества, которые для него самого весьма значимы.
Например, мягкие (читай "женские" ) качества характера мужчины: заботливость, мягкость, миролюбивость, ухоженность. "Мужик должен быть свиреп, волосат и вонюч", - дружно скажет мужская братия, и мягкий домашний паренек может уценить свои вышеперечисленные качества почти до нуля.
От такой уценки они скукожатся, захиреют и грустно поплетутся восвояси. Наивно было бы полагать, что пустое место успешно займет субличность Грубого Мужика. Скорее всего оно останется пустовать, а паренек – куковать: себя потерял и друзьям не подошел.
Тонкость здесь заключается в том, что окончательный приговор тем или иным своим качествам выносит сам человек. Если он подвержен внешним влияниям, то порой соглашается с ними и уже сам понижает цену тому или иному качеству.
А то, что сам человек низко ценит, тому он должной авторизации не даст.
Что является причиной такой низкой оценки: внешние социальные наводки или влияние высшего "я" – в этом и надо разбираться. И каждый раз отдельно.
Но если от внешних влияний человек в принципе (и при наличии дополнительных факторов) может освободиться, то влияние собственного высшего "я" для него практически не преодолимо. Но оно же и дает глубинную поддержку, в том числе на преодоление внешних влияний.
Посмотрите (или пересмотрите) мультфильм "Подводная братва", где один из героев – Ленни, акула-вегетарианец, выросший в семье хищников-мафиози.
Ни отец, ни угрозы не могут ему помешать высоко ценить свою травоядную природу, а поддержку он получает и виде многочисленной пищи (вкусных водорослей) и верных друзей, которые помогают ему замаскироваться под дельфина.
Санкция высшего "я" – это сильно.
(По материалам книги "Человек Многоликий" и собственным жизненным впечатлениям.)
Как же понять, для чего предназначаются высшим я те или иные качества?
Благодарю вас за прекрасную статью!
Ваш вопрос и есть основной - именно им задается глубинная психология, когда изучает глубинные же проблемы человека и помогает ему найти себя. Каждый случай психологу приходится разбирать отдельно, так как санкция высшего "я" не только очень индивидуальная, но и очень сакральная материя - человеку сложно даже сформулировать свою проблему на обычном языке: суть ускользает и плохо одевается в слова.
Самостоятельно можно подступиться к этой теме, наводя порядок в своих субличностях (помощи в этой работе и посвящены мои статьи с тегом "психология личности" ).
Работа с субличностями описана Авессаломом Подводным в книге "Человек Многоликий", где в частности ведется разговор и о высшем "я". Привожу выдержки:
"Субъективно санкция высшего "я" на существование субличности переживается человеком как чувство, что субличность ему глубоко внутренне присуща и для него совершенно естественна, и у него есть глубинное желание реализовывать соответствующее качество.
Утверждая "священное" право своей субличности на бытие в психике, человек нередко говорит так:
- Что ж поделаешь - такой уж я родился - таким, видно и умру.
- Мне это свойственно от природы - и почему, не знаю, но зачем-то, чувствую, это мне нужно.
Распространенные чувства человека по поводу субличности, связанные с ее происхождением от высшего "я" - ощущения, что эта субличность естественна для человека, что она не им придумана и для чего-то очень важного ему нужна и даже необходима, причем для чего именно, человек обычно назвать не может или не уверен в своем мнении на этот счет".
Побегу в магазин за книгой)
Скажите, а, например, астрологическая консультация может помочь ответить на вопрос о, так называемом, предназначении?
Но основная работа и отвественность за свой выбор лежит на самом человеке.
Субличность, которая зарабатывает деньги, должна быть полезной и понятной для социума - именно за это он ей и заплатит.
Главные дела некоторых людей гораздо более эзотеричны и социальному окружению плохо понятны, да и не важны - по этим причинам они часто плохо оплачиваемы или вовсе социумом не признаются.
А сложить свою жизнь так, чтобы за главное дело своей жизни еще и деньги платили - это огромный вызов, и удается это далеко не всем. Кроме того, нередко сила увлечения своим делом снимает остроту финансовых проблем.
Вопрос о том, что делать, если хочется творить, но нет социального заказа на твои творения, много обсуждается в ЖЖ популярного дизайнера и блогера Яны Франк: http://miumau.livejournal.com/1128682.html
«Сила увлечения своим делом снимает остроту финансовых проблем», - пишите Вы. Каким образом? Есть не хочется? Или детей кормить не надо? Конечно, «сила увлечения» человека энергетически подпитывает и морально удовлетворяет, но, позвольте возразить, остроту финансовых проблем не снимает.
«А сложить свою жизнь так, чтобы за главное дело твоей жизни ещё и деньги платили - это огромный вызов и удается далеко не всем». Так то оно, так… А почему? Ведь именно это и должно быть, по идее, нормой? Это и есть авторизация и от высшего «я» и от социума. Но такая авторизация, наверное, возможна только на определенном уровне личности?
Извините за бестолковые вопросы. Но вот к Вам пришел на консультацию « Ван Гогу, который ещё не застрелился, но ухо уже режет. Что Вы ему скажете насчет самооценки и т.д?
Не сочтите мои вопросы вызовом. Мне такие вопросы задают вполне реальные клиенты.
О Ван Гоге ничего не могу сказать. Это человек яркого таланта, поразительной глубины жизненных драм и остро прожитой жизни, интепретировать которую я бы не взялась.
Вот если мы с ним встретились, думаю, что мы долго и содержательно разговаривали. Тогда я бы смогла поделиться своими впечатлениями.
Но для меня лично умозрительные выводы всегда кажутся малосодержательными, и столь же непрактичными для меня являются попытки интерпретировать астрологическую карту саму по себе. По весомейшей причине - в таких ситуациях отсутствует конкретный человек с неповторимой и уникальной судьбой, личностью и с конкретным же сознательным (а что важнее! - подсознательным) запросом.
Ничуть не сомневаюсь, что с Ван Гогом у Вас могла завязаться содержательная беседа, и, возможно, вы нашли бы слова, которые помешали бы художнику, как пишет Арсений Тарковский, «в больнице застрелиться». Сняли бы, так сказать, остроту проблемы. Так и мне в большинстве случаев удается снять остроту проблемы, смягчить ситуацию, изменив угол зрения клиента на свою жизнь, особенно в пограничных ситуациях, адекватно эти ситуации символически восприняв и сущностно прочувствовав (Тома у меня во Льве в VIII доме, а Лилит, соответственно, в Водолее во II). Но интересует меня не снятие остроты, а решение проблемы! И здесь, как мне кажется, Ваш опыт окажется полезным и поучительным. Как Вы переходили из под власти одних профессиональных эгрегоров по власть других? Какие при этом наблюдались эффекты? Что происходило с самооценкой? Интересен и опыт Ольги Ровной, если она захочет высказаться.
На закуску стихи, которые мне прислала подруга, как и я, жительница сельской местности. Они – неплохая иллюстрация к поднятой мною теме. Мне такие поэзки не удаются, а она – умеет. Стихи публиковать не обязательно, просто для иллюстрации.
Провинциальные поэзы
1.Поэт деревне больше чем герой:
побасен - пруд, а соловей не кормлен.
Но Табели ранжирной руша строй,
он занят делом вечным и упорным.
Поэт на свете больше чем дурак,
он потакает Музиным капризам:
он пишет так и эдак, снова так,
хоть жизнь его достал всемирный кризис.
Он в Интернете - дождевой червяк:
беспол, бесглас, бездомен и всеяден,
Ату!- соседа - занимать трояк,
он ночью, как Харита, шелкопряден…
Поэт рискует больше чем поест,
лукаво Слово, обзывая словом,
и - минус рыба, да на хлебе - крест,
равняется: приблажный, псих и олух.
Поэт намного больше чем людей:
ведь каждый - девиант народной массы.
Хоть хлороформом тех пиитов бей-
они напишут, КАК сопротивляться.
Поэтому, а может, потому
душа болит, гармонию почуяв,
и мнится нездоровому уму,
что именно Поэзия врачует.
Поэт в России ввек неистребим,
поскольку пишет искони, с Начала.
Пойдем, Поэт, на лавке посидим,
услышим, с чем рифмуется молчанье.
* * *
2.Ни дров на растопку, ни денег за свет,
от голода мыши издохли:
вот так поживает в деревне поэт,
хотя по нём девушки сохли.
Заветное слово пытаясь согреть
в тисках мировой энтропии,
бесценный анапест, и ямб, и хорей
он свято хранит для России.
Народ здесь не ходит, не топчет тропы-
полисемантически тропы!
Ночами заглянет в окно нетопырь-
его ли привлечь для растопки?...
Он пишет и пишет гусиным пером,
сотрется - писать будет пальцем,
и мысли сверкают: то соль калий бром,
но вроде как золотом мнятся.
Машинка в ремонте, заглюченный комп,
вольтаж по ночам лихорадит,
и светится нимб, опускаясь на лоб,
высокой Поэзии ради.
Если вкратце, то тут надо вести разговор о нескольких субличностях человека. Далеко не все из них могут и должны зарабатывать деньги. Часть субличностей человека от этого бережет его высшее «я» - бережет, как маленького ребенка от непосильных ему забот.
Теме, как монетизировать имеющиеся у человека способности (художественные и другие), посвящено много специальных книг и публикаций, но здесь я не специалист.
Я сейчас готовлю семинары на тему отношения человека к деньгам. Взгляд с точки зрения психологии личности (субличности) и примарной астрологии (астрологические дома, архетип «свое и чужое»), о чем тоже напишу в обещанном посте.
*
Что касается ваших вопросов о смене эгрегоров, то в моей жизни такого опыта практически нет - я с младых ногтей в Подводном царстве
Про знакомого, так понимаю, вопрос был риторическим? Покорнейше прошу меня извинить, но мне показалось, что Вы оправдываетесь. Если это так, то, наверно, имеет смысл задаться вопросом - а чему именно Вы пытаетесь найти оправдание в виде большой нагрузки от национального эгрегора и бесплатной работы в соцсетях? Ну а нет - так нет, еще раз приношу свои извинения.
А может, бережнее здесь друг к другу относиться и больше доверять? А то получается, как в том фильме: "...в магазине тебя оскорбляют, приходишь на рынок отдохнуть - и тут начинается то же самое..."
Давайте на этом остановимся. Или я могу обменять вас е-адресами, чтобы вы могли продолжить обсуждение в личной переписке.
Зная большинство участников разговора лично, больше, чем уверена, что никакой злонамеренности в высказываниях не было.
Дальнейшие комментарии на тему "прав - виноват" я не публикую. Спасибо за понимание.
Вы заметили, что не все субличности человека могут зарабатывать деньги. Как мне представляется, само слово «зарабатывать» имеет стойкий янский оттенок. Но это только одна сторона медали. А есть и другая – по-хорошему, необходимо научиться не только по-янски зарабатывать деньги, но и по-иньски их получать (как помощь, содержание или подаяние). Иногда янски настроенные люди, активно помогающие другим, сами не умеют принимать помощь, лишаясь защиты иньского архетипа, и нарушая этим свой ресурсный баланс. И на всякую янскую субличность Зарабатывателя денег хорошо бы иметь иньскую субличность Привлекателя ресурсов (сидишь, как дерево, и привлекаешь к себе солнечный свет).
Тема отношения человека к деньгам, на мой взгляд, невероятно интересна и важна, тем более, что в её разверстке возможны, как мне чуется, совершенно неожиданные повороты сюжета.
Ирине: Большое спасибо за поддержку. Хочется поблагодарить и Вашу маму за ту поддержку, которую она оказывает Вам. Иногда нам необходимо время, чтобы определиться и стать на ноги. И хорошо, если в этот момент есть на кого опереться. Я работаю с 17 лет (параллельно училась в университете). Но был период с 19 до 23 лет, когда меня буквально содержал мой отец. За это время я написала свою первую книгу стихов, правда свет она увидела почти через 10 лет, когда папа уже умер. Но он верил, что я – поэт, и всячески эту веру во мне поддерживал. В этом году меня избрали председателем Ростовского регионального отделения (Ростовская область) «Союза российских писателей». Это, конечно, не доказывает, что я – поэт, но мне уже давно не нужны никакие доказательства, санкция высшего «я» была получена много ранее, вместе с папиной поддержкой и его заинтересованным, любовным вниманием к моей субличности Поэта. А теперь эта субличность получила поддержку и от социума, но, к сожалению, мне это уже не столь необходимо. Как поется в одной испанской песне: «Плавать по морю необходимо, жить – не так уж необходимо».