Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

Очерки полимодальной психологии (1). Ярусы подсознания

Психология сама выбирает своих служителей. Другой вопрос, насколько они этим довольны, и насколько она оказывается довольна их служением. Но специфика этой науки/искусства (чего в ней больше - этого я обсуждать сейчас не хочу) такова, что она с необходимостью активизирует индивидуальность психолога-практика, ибо к нему клиенты обращаются не только как к специалисту, но и как к конкретному человеку, с которым приходится выстраивать личные отношения, основанные на хорошем взаимопонимании и доверии. И в не меньшей степени теоретическая психология опирается на индивидуальность человека, ее творящего, его парадигму (способ и инструменты) мышления и удобные для него понятия, которые становятся терминами развиваемой им отрасли этой науки. Это является одной из причин того, что психология никак не может оформиться в некое подобие науки с устойчиво понимаемыми основными понятиями и инструментами. Фактически каждый самостоятельный психолог-теоретик вынужден сам явно или неявно определять основные понятия психики и по-своему трактовать (или придумывать заново) методы работы с ней. И задача объединения психологических школ оказывается потруднее, чем задача объединить и организовать взаимодействие детей лейтенанта Шмидта (с чего начинается роман "Золотой теленок" И. Ильфа и Е. Петрова). А  для психолога-практика возникает, помимо выбора психологической школы для себя лично, еще и задача как-то согласовать свое понимание психики с тем, которое имеется у его клиента. А последнее в значительной мере определяется расхожими представлениями общества, которые можно назвать поп-психологией, и которые иногда прямо противоречат той психологической теории, которой придерживается психотерапевт.
Психология отличается тем, что сам по себе предмет ее интереса - человеческая психика - только по видимости и только для материалистов имеет материальный носитель - человеческий мозг. Несмотря на значительные усилия, предпринятые физиологами на протяжении последних ста лет, говорить о том, что найдено удовлетворительное соответствие между психической деятельностью человека и мозговыми процессами, не приходится. Были изучены зоны коры головного мозга, отвечающие за первичную переработку сенсорных впечатлений и за моторные действия (телодвижения), а что происходит в промежутке, то есть как впечатления человека от мира влияют на его внутренний мир, и как процессы внутреннего мира превращаются в решения и конкретные действия, воплощенные в телодвижениях (включая сюда мимику и работу языка, произносящего речь), - об этом современные исследования мозга говорят очень мало и слишком общо. Неизвестен, например, механизм мозга, превращающий мысленное решение человека сделать жест (например, поднять свою руку) в импульсы двигательных нервов. И тем более непонятны куда более сложные мозговые процессы, отвечающие за практические действия, сопровождающие жизнь человека и кажущиеся ему очень простыми (одеться, умыться, подмести пол, закрыть за собой дверь и т. п.). Эти действия, планируемые в уме человека, превращаются в его телодвижения неизвестным науке способом.
Другой важный аспект человеческой психики - ее способность реагировать на групповые ситуации, делая человека частью "толпы" или "коллектива", испытывая то же самое, что и другие его члены. Насколько мне известно, пока не открыта зона мозга, отвечающая за такую "социальную" настройку человека, и в рамках этой зоны должны быть меньшие зоны, отвечающие за парные и семейные отношения, восприятие дружеских и рабочих коллективов, этническое сознание и т. п. О Рональде Рейгане, вначале актере, а затем одном из самых успешных президентов США, говорили, что он при выступлении по телевизору сразу чувствовал настроение и реакции аудитории, и соответственно имел возможность быстро исправиться, если сказал что-то, не отвечающее ее вкусам. Но какая зона мозга активна у публичного человека в момент его выступления перед публикой? Науке о мозге это, похоже, пока неизвестно.
Из сказанного выше вытекает малоприятный для науки психологии вывод: все ее построения  зиждутся даже не на песке, а на куда более легкой и подвижной субстанции, которая по сути является миром человеческого воображения и глубинных процессов, идущих в подсознании и не имеющих известного материального носителя, кроме предполагаемых "нейронных сетей" в мозге - но они у каждого человека выстроены по-своему, и методов их распознавания и соотнесения с программами психической деятельности пока что нет и в ближайшее время не предвидится. Причиной этого является, кроме всего прочего, слишком большая связность мозга, нередко функционирующего как единое целое, а не по частям.
Чем же можно заменить отсутствие материального носителя, который дал бы  фундамент для психологических построений? Альтернативой здесь является принятие априорных теоретических установок, которые по сути являются гипотезами, но для психолога-практика служат аксиомами, на которые он и опирается за неимением чего-либо иного. И выбор практиком "своей" психологической теории (или ее самостоятельное, пусть подсознательное, конструирование) осуществляется на основе двух моментов: во-первых, ее понятия и методы должны быть ему близки (не скажу: понятны, это уже роскошь!), а во-вторых, они должны быть ему полезны в его практике, приводя к значимым для него интерпретациям и полезным рекомендациям, понятным клиенту. При этом разговор с клиентом, на мой взгляд, должен идти в парадигме (понятиях) клиента, но понимание психотерапевтом ситуации и психики клиента должно идти в парадигме психотерапевта, которая вырабатывается им особо и для клиента может быть совершенно непонятна.

В этих очерках я постараюсь описать мою собственную парадигму психологического мышления, которую постепенно создаю и развиваю уже много лет и которую назвал полимодальной психологией. Я заранее подчеркиваю: в нее входят понятия, которыми я пользуюсь при описании психики и считаю осмысленными и имеющими реальное существование, а также аксиомы функционирования психики, на которые я твердо опираюсь, называя принципами полимодальной психологии, хотя по сути они должны бы называться гипотезами. При этом я отдаю себе отчет, что для многих психологов эти понятия лишены смысла или им не соответствует реальных объектов в психике, а мои аксиомы или ложны, или должны быть тщательно проверены как сомнительные гипотезы. Однако я все же надеюсь, что моя парадигма психологии кому-то окажется близкой по духу и полезной на практике работы с собой и другими людьми, и именно таким читателям я адресую свой текст.

Сознание и подсознание
Эти понятия являются фундаментальными для полимодальной психологии, и им посвящены мои книги "Психология подсознания" и "Подсознание. Как оно служит человеку и управляет им"; впрочем, во всех моих психологических штудиях подсознанию уделяется почетное место. Основным принципом, управляющим психикой человека в целом, является постоянное взаимодействие сознания и подсознания, в котором их роли достаточно четко распределены, и чем лучше человек осознаёт эти процессы и роли, тем большую власть над собой и миром он имеет.
Есть зоны подсознания, подробный доступ в которые сознанию человека всегда закрыт, но он может сознательно их активизировать в целом, и после этого получать из них (по идее) нужную ему энергию и информацию - в той форме и в том ритме, который определяется этими зонами подсознания. К этим зонам, в частности, относятся те, которые занимаются:
- управлением  собственной физиологией человека;
- памятью;
- творчеством в узком смысле слова;
- вдохновением;
- связью с эгрегорами, архетипами, индивидуальными имажами и другими "тонкими" сущностями,
- настройкой внимания и состояния сознания.
Что значит на практике утверждение, что в эти зоны подробный доступ сознанию закрыт? Привожу примеры.
Обычный человек может в некоторых пределах регулировать частоту своего сердцебиения (успокаивая или возбуждая себя), но не работу желудочков и предсердий, не говоря уже о регулировании просветов коронарных (и прочих) артерий и вен.
Человек может настроить свою память в общем на тот или иной период своей жизни, но что именно ему вспомнится, какие частные эпизоды и подробности вспыхнут в его сознании, определяет подсознание. Аналогично, человек может пытаться вспомнить то или иное временно забытое им слово родного или чужого языка, но вернется ли оно в сознание, определяет подсознание, руководствуясь какими-то своими мотивами.
Вообще, попытки запомнить  или забыть что-либо редко осуществляются быстро и точно: это может подтвердить любой человек, пытавшийся запомнить неинтересные ему вещи или вытеснить из сознания неприятное событие или обстоятельство. Согласится ли подсознание это сделать - большой вопрос, и напрямую воля сознания тут явно не срабатывает.
Создать или придумать что-то по-настоящему новое - трудно. Сознание вообще не творческий агент: если человеку и приходит что-то новое и неожиданное в голову, оно явно идет из подсознания, и напрямую этот процесс сознанием не управляется.
Состояние, желанное для большинства творцов - так называемое вдохновение - тоже напрямую сознательной волей человека не вызывается и требует для своего вызова и поддержания активного участия подсознания, которое, как и положено музе, бывает в таких случаях весьма капризно. Например, вдохновение может прийти, но не на сочинение мадригала теще по случаю ее пятидесятилетия, а на создание грязного пасквиля или пародии на нее.
Настройка на эгрегоры, архетипы и другие тонкие сущности тоже не включается автоматически одними лишь сознательными действиями и волей человека: здесь обязательно включение подсознания, которое осуществит тонкую настройку внимания и сделает нужные подношения этим сущностям, без чего они могут на контакт не пойти или станут откровенно издеваться над человеком, являясь в низшей своей октаве. Так профессиональный сатирик может "заткнуться", пытаясь выставить в смешном свете текущие события и действия властей, но оказавшись не в состоянии придумать ничего, кроме затертых острот и стандартных непечатных сравнений.
Вообще, регулирование своего состояния сознания человеком осуществляется в два этапа: сначала он сознательно ставит себе цель в общем (например: успокоиться эмоционально или ментально), после чего отправляет соответствующий "заказ" своему подсознанию, которое и осуществляет нужную ему настройку - лучше или хуже, точно или приблизительно.

В поп-психологии и поп-медицине попытки работы человека со своим подсознанием объединяются под общим клише "самогипноза", каковой термин служит, с одной стороны, для объяснения любых нестандартных эффектов психики и тела, а с другой - содержит в себе некое неуважение, обозначая как бы несерьезность и легковесность происходящего. Однако любая работа человека над собой является в некотором отношении самогипнозом, поэтому к этому термину я отношусь весьма серьезно и априорно легковесным занятием его не считаю.

Предназначение и функциональное устройство подсознания
Подсознание регулирует всю жизнь тела, и в том числе выработку гормонов, во многом определяющих энергетику и состояние сознания человека. Оно регулирует поведение человека во всех мыслимых и немыслимых подробностях, включая размер зрачка, трепетание век, тембр голоса и т. д. Оно определяет, чего человеку "хочется" и чего "не хочется", причем далеко не все эти импульсы сознание вовремя или с хоть с опозданием регистрирует. Оно постоянно осуществляет экзистенциальный выбор (типа: какой ногой шагнуть первой, или на каком расстоянии от собеседника встать) и проблема буриданова осла ему непонятна; его позиция: захотел есть - так тянись хоть куда-нибудь, но не стой на месте!
Существенная проблема заключается в том, что подсознание рассчитано на многозадачную работу, то есть одновременно в нем активно много программ, которые иногда мешают друг другу, и тогда приходится либо отменять, либо тормозить одну из них в пользу другой, и этот выбор также осуществляет подсознание, причем не всегда оптимально с точки зрения сознания, чьи цели, приоритеты и ценности далеко не всегда совпадают с целями  и ценностями подсознания.
Более того, каждая значительная по своей роли программа подсознания имеет свои цели,  приоритеты и ценности и заслуживает названия субличности - теневой, пока человек не обратил на нее сознательного внимания. Когда человек ее осознает и признает как часть своей личности, она получает имя и звание явной субличности.
Здесь важно понимать, что каждая субличность (и явная, и теневая) вполне разумна и последовательна в своем поведении, если иметь в виду ее цели и ценности. А неразумным, хаотичным и саморазрушительным кажется (нередко и является) поведение человека, у которого быстро меняются активные субличности, преследующие противоречивые или несовместимые друг с другом цели. Подробнее о субличностях и их поведении можно прочитать в моей книге "Человек Многоликий".
Чем-то устройство подсознания напоминает структуру "софта" компьютера, но чем-то и сильно от нее отличается. Это отличие заключается в том, что "конкуренция" субличностей может идти как на уровне текущих событий (кто кого оттолкнет от микрофона), так и на принципиальном, или идеологическом, уровне, когда они делят между собой сферы влияния и априорно (заранее) определяют, какая из них главнее (важнее) в спорных ситуациях. Правда, эти соглашения могут злостно нарушаться, и тогда приходится вновь идти на долгие принципиальные споры и переговоры. Эта ситуация переживается человеком как душевный кризис, период смены ценностей и жизненных целей, и в этих ситуациях иногда показывается многоуровневая иерархическая структура подсознания, в которой более высокие по своему статусу программы управляют более низкими по статусу, и параллельно выясняются глубинные и поверхностные цели и ценности человека.

Квантование психики
Представление о программах подсознания и субличностях, им соответствующих, ведет к принципиально квантовому подходу к описанию работы подсознания. Здесь слово "квантовый" я употребляю в значении "дискретный", в противовес "непрерывному" подходу, который вполне уместен для описания внешнего поведения человека, но становится неприемлемым при глубоком изучении подсознания.
Например, муж может попросить свою жену: "Дорогая, я сегодня устал, будь ко  мне немного снисходительнее и чуть-чуть поласковей", - и она при желании может слегка изменить свой тон, так что это его устроит. Но она не посмотрит на него с тем восхищением, которое было свойственно ей в период острой влюбленности в него когда-то в далекой юности. Но тогда она была Возлюбленной, и для нее в целом мире мужчин существовал только он один... А теперь у них парочка детей-подростков, и она прочно надела на себя субличность Верной Жены, которая, кстати говоря, отлично знает своего мужа, его плюсы и минусы, добродетели и слабости, может быть к нему немного добрее или требовательнее, но прежний взгляд на него уже утерян ею безвозвратно.
Важное эмпирическое обстоятельство заключается в том, что разные субличности человека обладают не только разными целями и ценностями, но и каждая из них обладает свойственным именно ей набором качеств, и друг с другом они этими качествами не делятся, или делают это только в исключительных обстоятельствах. Например, у мужчины субличность Мужа может обладать качествами серьезности и ответственности, субличность Отца - легкомыслием и жизнерадостностью, субличность Работника - изобретательностью и ленью, а субличность Друга - снисходительностью и добротой. А вот быть добрым мужем или ответственным другом у него никак не получается, хотя сами по себе эти качества в его характере имеются - но, увы, проявляются далеко не всегда. Поэтому при ближайшем рассмотрении оказывается, что причиной смен типа поведения и мировосприятия человека являются не перепады его настроения, а смена субличностей у микрофона на его внутренней сцене. И при этом квантование, в частности, резкие скачки поведения, восприятия и состояния сознания в целом, проявляется очень отчетливо.
Это положение я уже проиллюстрировал для ролевых субличностей, соответствующих различным ролям в жизни человека. Но это справедливо и для характерных субличностей, соответствующих определенным устойчивым чертам характера человека. Актуализация любого качества характера человека бывает обусловлена появлением на сцене соответствующей этому качеству характерной субличности. Например, взывая к доброте человека, нужно добиться того, чтобы на сцену к микрофону вышла его субличность Добряка (если таковая имеется), а не просто того, чтобы он стал говорить помягче или чуть более добрым голосом. И выход этой субличности к микрофону ознаменуется целым рядом изменений в поведении и внешнем виде человека (например, смягчатся черты его лица, а голос станет тише и проникновеннее), а также актуализацией тех качеств, которыми эта субличность обладает. А это могут быть, например, качества безответственности и невнимательности. А стать "просто" немного добрее, не пригласив Добряка со всеми особенностями его поведения и мировосприятия, человек не сумеет.
Чем старше субличность по своему биологическому возрасту и чем важнее она для психики в целом, тем устойчивее набор качеств, которыми она обладает и добровольно менять их не склонна, как и давать их взаймы другим субличностям. Если то или иное ее качество срочно потребуется по ситуации, она предпочтет сама выйти на сцену и это качество проявить, хотя ее появление на сцене может быть совершенно неуместно. Так, желая разрядить напряженную рабочую ситуацию веселой шуткой, человек может быть не в состоянии сделать это, когда у микрофона стоит его субличность Менеджера, по своим основным качествам серьезного и ответственного. И если пошутить-таки надо, то он будет вынужден убрать от микрофона субличность Менеджера, начисто лишенную чувства юмора, и заменить ее субличностью Юмориста, грубого и неуважительного по своей природе, что может привести к скандалу вместо смягчения ситуации.

Приведенные выше примеры иллюстрируют общую ситуацию, которая заключается в том, что состояние сознание человека и его текущие (активные на данный момент) качества меняются скачками, зачастую весьма крупными, при смене одной программы подсознания на другую - например, при смене  субличности у микрофона. Это и есть принцип квантования психики. Научившись видеть эти скачки подсознания, можно гораздо лучше понять человека, который проявляет на первый взгляд чудеса непоследовательности, а на самом деле у него хаотично меняются субличности у микрофона, и каждая их них знает, чего она хочет, но их цели не согласованы, а нередко и противоположны.
Квантованность психики находит выражение также и в том правиле, что малые изменения в жизни и привычках человека неустойчивы и временны, то есть пытаясь изменить свою жизнь и характер в небольшой степени, человек обычно "откатывается" назад точно в то положение, в котором находился ранее. А реальные изменения могут быть лишь большими и затрагивающими многие области его жизни, ценности, привычки и черты характера. Это похоже на скачки электрона по дискретным орбитам, в отличие от планеты, которая может вращаться на любом расстоянии от Солнца: и чуть поближе к нему, и чуть подальше, лишь бы соблюдались законы Кеплера.
Например, человек говорит: "В моей жизни все хорошо, меня только смущает, что мне приходится много врать или утаивать. Как это изменить?" Ему бы хотелось поменьше врать, но оставить при этом свою жизнь и ценности такими, какие они есть сейчас. Увы, это невозможно, так как если он начнет говорить правду, то многие его жизненные конструкции разрушатся.
Другой пример. Человек чувствует, что он недобр с людьми - и раздражен дома, и слишком грозен на работе как начальник. Он бы хотел, чтобы в его отношениях и там, и там было больше любви и добровольного послушания со стороны членов семьи и подчиненных. Однако если он станет чуть менее грозным на работе, подчиненные перестанут его слушаться, а домочадцы его вдруг проявившуюся доброту воспримут как временную слабость и сядут на шею еще крепче. И в итоге человек вернется к своим обычным манерам, недоумевая, почему у него ничего "по-хорошему" никогда не получается.
С полимодальной точки зрения, такие эффекты связаны с тем, что у человека основные субличности как-то справляются с текущими ситуациями лишь имеющимися у них инструментами, и попытки человека лишить эти субличности привычных им инструментов ведут к провалу ситуаций. Кроме того, субличности тесно взаимосвязаны и в совокупности обеспечивают человеку устойчивость его текущей жизни, и прямолинейные попытки ограничить или изменить лишь одну из них ведут к дисбалансу в психике и жизни в целом, и получается так, что лекарство скорее разрушает организм, чем оздоравливает его.  Именно так действует большинство "голодных" диет, целью которых является похудение  - и только оно одно.
Попытки человека "малой" работы над собой и своей жизнью вызывают у меня такой образ. Человек идет по дороге, хромая на обе ноги, но до поры до времени не обращая на это внимания, так как все же продвигается вперед. Но однажды он замечает, что его правая нога идет как-то не так, неуклюже, и он начинает с походкой этой ноги бороться, пытаясь ее исправить. Он поворачивает правую ступню внутрь, но лучше не становится. Он поворачивает ее наружу, но получается только хуже. Тогда он решает вовсе не опираться на правую ногу и поджимает ее к животу, после чего вынужден некоторое время скакать на левой ноге и в результате падает и ушибается. Полежав на земле некоторое время, он со стоном встает и возвращается к своей привычной походке, убежденный в том, что ее исправить невозможно. И это так и есть, если заниматься лишь одной ногой, забывая про вторую и их взаимодействие.

Ярусы и уровни подсознания
Я предполагаю, что содержание этого пункта будет со временем подтверждено исследованиями мозга, но пока излагаю схему, созданную частично из моего эмпирического опыта, а частично - из общих соображений.
Основная моя идея состоит в том, что подсознание квантуется (подразделяется) по ярусам, а те - по уровням, и  каждый ярус и даже уровень имеет весьма своеобразные природу, структуру и функции, отличающиеся от структуры и функций других уровней. Читатель должен иметь в виду, что эти ярусы идут в глубину, а не вверх, как у обычного здания. Я рассматриваю три яруса подсознания: индивидуальный, коллективный и религиозный.

Индивидуальный ярус. Этот ярус подсознания предназначен для обслуживания человека как отдельного индивида, не связанного напрямую ни с обществом, ни с миром в целом.
Человек этого яруса может быть назван индивидуалистом. На первый взгляд он - естественный, природный эгоист. Он интересен лишь сам себе, но зато этот интерес у него обычно высок. Он равнодушен к любым коллективам, начиная от парных союзов и кончая собственным народом. Это не значит, что он асоциален или антисоциален - он вполне может крутить романы,  обзаводиться семьей, учиться в школе и институте, работать в фирме и т. д. Но у него нет чувства "наш" по отношению к  людям, которые оказываются с ними в одном коллективе, он воспринимает слово "мы" чисто формально, не ощущая за ним никакого содержательного смысла. Таков герой повести "Посторонний" А. Камю.
Он может быть очень своеобразным, ни на кого не похожим человеком, - но при этом  не вызывать общественного интереса. И ему это странно и непонятно: ведь он так интересен сам себе! Однако общественный интерес и внимание получают лишь те люди, которые неформально входят в соответствующий коллектив и начинают жить его жизнью и его интересами, в значительной мере подавляя при этом собственную индивидуальность и во многом подчиняя свои вкусы общественным. И это уже - совсем другой человеческий тип.
Не нужно думать, что человек первого яруса обязательно пассивный потребитель. Он может быть чрезвычайно активен и нацелен на развитие и совершенствование - но самого себя. Он может заниматься наукой - но не ради прогресса человечества, а исключительно из личного интереса. Он может заниматься разными вещами, от просмотра эротических фильмов до аскетических религиозных практик, но в любом случае максимальный интерес для него представляет он сам, его личные достижения и переживания.
В пределах первого яруса подсознания можно различать два уровня, которые я условно назову предметным и качественным.
Предметный уровень подсознания настроен на поддержку человека, фокусирующего свое внимание на  событиях своей жизни, материальных объектах и фактах - как таковых. При таком восприятии мир делится на отдельные предметы, а жизненный поток - на изолированные друг от друга события.
На этом уровне подсознания находятся конкретные образы и однозначные символы, которыми оно оперирует, составляя из них ту или иную мозаику или же расчленяя их на части. Ему соответствует конкретно-образное мышление, которое иногда называют "практическим".
Взаимодействуя с этим уровнем подсознания, человек видит четкие картинки и однозначные факты и считает, что на вопрос: "Да или нет?" всегда есть ответ. Объекты этого уровня не могут накладываться или влиять друг на друга, но могут компилироваться (располагаться рядом в пределах большего объекта). Человек, ведомый предметным уровнем подсознания, нередко попадает в ситуацию, которая описывается пословицей "Иная простота хуже воровства"; также на этом уровне существует убеждение, что любая ситуация или теория может быть описана простыми словами, понятными и школьнику. Здесь нет полутонов и оттенков, но зато есть комбинаторика, то есть правила сочетания известных заранее элементов. Типичные занятия для этого уровня подсознания - разгадывание кроссвордов и составление пазлов. К предметному уровню подсознания апеллируют многие развивающие игры и занятия для детей младшего возраста.
Человек, ведомый этим уровнем подсознания, обычно в каждый момент времени точно знает, чего хочет, хотя его желания, рассмотренные в целом, могут быть весьма хаотичными и непоследовательными. Для него мир достаточно прост и ясен, и над его законами человек не задумывается или считает их самоочевидными. Например: "Каждый стремится к благу для себя - или же лицемерит". Или: "Я тебе - ты мне". Свои отношения с любым коллективом этот человек строит, исходя из собственных желаний, но при этом может соблюдать четкие правила, имеющиеся в данном коллективе, понимая, что иначе его ждут неприятности или даже изгнание. О чуть более тонких, неписаных законах коллектива он не думает или считает их несущественными. Он вообще в упор не видит тонкостей и полутонов, и его иногда хочется назвать "примитивом". Но то, что он видит и понимает, он видит очень ясно и резко. Ему трудно понять, что такое фон и стиль, и почему могут быть важны манеры поведения - ему вообще трудно понять, что эти слова значат. Пропустить даму вперед - это он может понять, а вот искусство делать комплименты и вообще приятное другому ему дается с  большим трудом. Он груб: и в критике, и в лести.
Качественный уровень подсознания занимается  свойствами наблюдаемых человеком объектов и динамикой процессов, в которые тот включен. Основным объектом качественного уровня являются те или иные абстракции, то есть обобщения различного рода, в том числе качества, правила, законы и архетипы - но в их восприятии данным человеком.
Слова, которые использует человек при активизации качественного уровня подсознания, это глаголы (отражающие процессы), прилагательные и наречия (отражающие качества) и названия предметов в их обобщенном, но не конкретном значении.
На качественном уровне идут обсуждения общих тем, например, дискуссия на тему "Что такое настоящая любовь?", где каждый участник дискуссии пытается описать свое понимание настоящей (и ненастоящей) любви, и у каждого оно свое собственное. Вообще, все абстрактные понятия делятся подсознанием человека на две группы: те, в которых оно заинтересовано, и все остальные. И для каждого из значимых для него абстрактных понятий подсознание на качественном уровне вырабатывает свое, четко индивидуально окрашенное его понимание.
На качественном уровне  располагается индивидуальная этика человека, на которую он реально опирается при принятии конкретных решений. Например, большинство людей стремятся положительно выглядеть в собственных глазах и не совершать поступков, которые они считают плохими или греховными. Но что такое "плохой поступок"? Это понятие слишком абстрактно, чтобы служить основой для выбора человека в конкретной ситуации - оно должно быть сильно сужено и специфицировано, и результат этой спецификации располагается на качественном уровне подсознания.
Другой пример - выработка себе образца поведения. Представим себе мальчика, для которого кумир - его собственный отец. И мальчик, наблюдая за его поведением, стремится отцу подражать. Например, он говорит себе: "Я хочу быть всегда таким же благородным, как мой отец". Но как он формирует себе представление о благородстве? Он делает это на основе наблюдаемых им конкретных поступков отца, который, например, всегда подает у церкви милостыню, уступает женщинам дорогу, не спорит со своей женой по мелочам и дарит сыну на день рождения дорогой подарок. Из этих поступков отца мальчик составляет себе свое личное представление о "благородстве", которое и размещается на качественном уровне его подсознания.
Таким образом, на качественном уровне подсознания располагаются четко индивидуализированные, то есть настроенные на собственную жизнь человека, абстрактные понятия, на которые подсознание опирается в своей деятельности, в частности, принимая конкретные решения.
Человека, ведомого качественным уровнем подсознания, всегда больше волнует не то, что происходит, а как, в каком стиле оно происходит, какими качествами или подтекстом оно окрашено. При этом у него есть очень определенные стилевые предпочтения, так что каждое качество он понимает по-своему, и одни для себя принимает, а другие отвергает.
Он может сильно раздражать окружающих свои пренебрежением к  конкретному содержанию событий. Для него важнее отношение, мотив, стиль, чем поступок сам по себе. "Ты мне налила суп как-то равнодушно", - заявит он жене и откажется его есть именно на этом основании. В человеческих поступках он всегда ищет (и находит или угадывает, причем не всегда правильно) подтекст, скрытые мотивы и т. п. Если его о чем-то спрашивают, для него естественно уточнить: "А почему это тебе интересно? А зачем это тебе надо? И что ты хочешь этим сказать?" - даже если по ситуации совершенно очевидно, что никакого тайного интереса или скрытого плана у партнера нет.

Подсознание имеет каналы связи между предметным и качественным уровнями. Оно способно обобщать конкретные образы, превращая их в абстрактные понятия и, наоборот, "материализовывать" свои абстракции, превращая их в конкретные образы. Например, задаваясь вопросом: "Как бы в данной моей ситуации мой отец проявил свое благородство?" - сын из примера, приведенного выше, может получить от своего подсознания совершенно конкретный ответ, хотя его отец никогда в подобной ситуации не был.
Другой пример обобщения - выделение определенного этапа жизни или ее сюжета, которые получаются объединением некоторого количества фактов и воспоминаний. Такие выражения человека, как "моя юность" или "мои отношения с женой" несут для него определенный смысл, который формируется на качественном уровне подсознания, а предметный уровень на это не способен.
Человек предметного уровня может упиваться текущими событиями своей жизни, своими покупками или маленькими победами, рассматривая их как таковые. Человек качественного уровня тоже склонен наслаждаться своей жизнью, но он смотрит на нее не фактографически, а уделяя основное внимание тому, в каком стиле проходят события его жизни и какими качествами обладают объекты его внимания (в первую очередь он сам).
Многие люди не склонны к метафорам и сравнениям, предпочитая говорить "как оно есть". Это люди, которые привыкли жить на предметном уровне подсознания, а качественный для них слишком трудоемок. Ниже я привожу высказывания людей, типичные при активности качественного (кач) и предметного (пред) уровней подсознания.
- Я хочу бублик с маком. (пред)
- Я хочу съесть что-нибудь вкусненькое, сладенькое, но не мучное. (кач)
- Сегодня мой начальник меня отругал и пригрозил увольнением. (пред)
- Мой начальник сегодня - сущий Карабас-Барабас, долго и грязно ругался и сам толком не знал, чего от меня хочет. (кач)
- Когда мне исполнилось пять лет, мой отец ушел из семьи и больше со мной не общался. (пред)
- Мой отец был мне плохим отцом. (кач)
- Мои отношения с Матильдой - это опера в трех частях. (кач)
- Мы с Матильдой ругаемся каждый день и трижды дрались до крови. Моей крови. (пред)

Коллективный ярус. Этот ярус содержит в себе программы подсознания, дающие человеку возможность прямо включаться в групповую деятельность и коллективные переживания.
На этом ярусе осуществляется прямая связь индивидуального подсознания человека с коллективным подсознанием, то есть с эгрегором коллектива. В зависимости от обстоятельств это может быть малый коллектив (пара, семья), средний (цех, отдел, небольшая фирма, дружеская компания)  или большой (крупная фирма, корпорация, город, страна). Основными элементами этого яруса являются архетипы соответствующего коллектива, но не приспособленные специально к данному человеку, а как бы сами по себе, то есть свойственные данному эгрегору (коллективу в целом).
Использование коллективных архетипов дает возможность человеку общаться напрямую с соответствующими эгрегорами и быть понятым сразу всеми членами коллектива. Особенностью этого уровня является известная смысловая неопределенность его элементов (социальных архетипов), но это неизбежно, так как их спецификация опустила бы их на качественный уровень индивидуального яруса подсознания.
Это обстоятельство хорошо известно всем журналистам и ведущим телепрограмм: они не могут вкладывать в используемые ими слова какой-то особенный, специальный смысл, как это делают многие люди сами для себя. При общении с социумом важно использовать общепринятые в нем термины, т.е. клише, понятные всем членам социума и понимаемые всеми в основном одинаково, и при этом не вкладывать в них какой-то свой, особенный смысл или оттенок. Это умение и дает коллективный ярус подсознания, который отвечает за социализацию человека.
Активность этого яруса дает человеку большую силу, так как за ним уже вплотную стоит определенный коллектив, но и стандартизацию его мышления и восприятия, подгоняя их к мышлению и восприятию соответствующего эгрегора. При этом человек чувствует себя очень уверенным в суждениях (и в жизни в целом), но не замечает, как его суждения сами собой меняются при смене умонастроения в коллективе. Так одного преданного коммуниста как-то спросили старшие товарищи: колебался ли он в проведении линии партии? На что он ответил: "Колебался вместе с линией партии".
Каков же человек, у которого наиболее активным ярусом подсознания является коллективный ярус? Он может быть назван общественником. Ему неинтересны и кажутся легкомысленными и ненадежными собственные мысли и события своей личной жизни. Он реализует себя в жизни того или иного коллектива и с ним идентифицируется, нередко принося свои индивидуальные стремления и чаяния в жертву обществу. Чаще всего он ориентирован не на конкретные события в жизни коллектива, а на основные идеи (качества, архетипы), которые в данном коллективе почитаются и являются его движущими силами. Именно эти идеи его привлекают и становятся основным содержанием его жизни. Таким человеком будет ученый-организатор, собирающий вокруг себя научных работников, увлеченных теми же идеями, что и он сам. Таким человеком может быть учитель, горящий своим предметом и зажигающим интерес к нему в своем классе. Таким может быть и просто ученик, увлеченный тем или иным предметом, пользующийся авторитетом в обществе, или музыкант, стремящийся донести свое понимание красоты музыки до определенной аудитории.
Невнимательный взгляд на общественника может привести к заключению, что для него важна лишь идея (качество, архетип), но это не совсем так. Для него важно служение архетипу, который признан в определенном обществе, и этот человек в глубине души стремится влиться в это общество и получить свое место в нем - по возможности видное и почетное.
Это очень заметно в людях искусства. Индивидуалист  может коллекционировать картины или писать их - все для себя. У него не будет стремления показывать свою коллекцию или свои творения обществу - ему хорошо и так. А вот с общественником ситуация иная. Ему нужно общественное признание его идей (архетипов), выраженных в его творчестве, и он достаточно точно знает, признание какого общества (круга людей) ему в этом смысле желанно и даже необходимо. Например, ему мало, чтобы он был признан просто как крупный художник - ему нужно, чтобы он был признан как создатель или как твердый авторитет определенного направления в живописи.
Иными словами, общественник хочет служить определенному обществу, но не просто, а влияя при этом на значимые для этого общества идеи или служа им. Лирический поэт служит архетипу Любви - но в чьем понимании? В своем собственном - если он человек индивидуального яруса; но этого будет вовсе недостаточно для общественника. Будучи лирическим поэтом, общественник этнического масштаба захочет показать своему народу, что такое настоящая любовь, и не успокоится, пока на его стихи не будут написаны песни, которые станут популярными в народе, и пока словами этих песен его многочисленные почитатели не начнут объясняться в любви друг к другу.

На коллективном ярусе различаются два уровня: парный и общинный.
Парный уровень подсознания дает поддержку человеку в ситуациях парного общения.
Общинный уровень подсознания дает поддержку человеку в ситуациях его взаимодействия с коллективом, состоящим из нескольких (более двух) человек.
Парное взаимодействие принципиально отличается от группового, так что их обслуживают разные программы (и уровни) подсознания. В частности, понимание и поддержка, которые человек может получить от одиночного партнера, принципиально отличаются от понимания и поддержки, которые он может получить от группы. Парное общение по сравнение с групповым более тонкое, оно может давать большую близость и интимность и более глубокое взаимодействие - со всеми его плюсами и минусами. Групповое общение и служение группе предполагает более мощные, но и более грубые энергии и смыслы.

Религиозный ярус. Этот ярус подсознания дает человеку возможность ощущать себя как органичную часть мира в целом, а мир - как нечто единое и управляемое (созидаемое и разрушаемое) одним Существом, которое обычно именуют Богом. Истинная религиозность и есть, по-видимому, результат активизации программ подсознания религиозного яруса, и это ощущение качественно иного порядка, чем переживание активности первых двух ярусов подсознания.
На этом ярусе различаются два уровня: философский и трансцендентный.
Философский уровень. На этом уровне располагаются максимально абстрактные философские категории, которые даются человеку не опытом и не окружающим его социумом, а являются врожденными; как сказал бы И. Кант, априорными (не зависящими от имеющегося у индивида опыта). Таковы, в частности, категории пространства и времени, божественности, добра и зла, любви, жизни и смерти, причинности, справедливости, закона, логические предикаты ("и", "или", "не" ),  активность и адаптивность, локальное и глобальное и некоторые другие, описанные в моей серии книг "Высшие архетипы". Активность этого уровня подсознания дает человеку ощущение своей причастности к высшим законам бытия и основным факторам жизни, но это ощущение, при всей своей яркости, не описывается словами человеческого языка, который годится лишь для описания впечатлений от первых двух ярусов подсознания, но не глубже.
Намек на энергию философского уровня дают максимально абстрактные понятия языка (перечисленные мною чуть выше в списке априорных категорий), понимаемые в их философском, но не конкретно-прикладном смысле.
Энергия архетипов философского уровня питает социальные архетипы, а без этого воздействия последние постепенно теряют свою привлекательность для людей. Однако сами по себе понятия философского уровня для социума слишком размыты, неопределенны и требуют конкретизации и уплотнения, что каждый эгрегор делает по-своему.
Религиозность, относящаяся к философскому уровню, обычно приводит человека к концепции Бога, обладающего различными атрибутами или ипостасями, из которых некоторые человеку ближе и понятнее, а некоторые от него дальше, но признаёт он их все. Примеры: Бог-Отец, Сын и Святой Дух; Брама (бог-творец мира), Вишну (бог-хранитель мира, Шива (бог-разрушитель мира); различные ипостаси Будды (миролюбивая, сострадающая, гневная и т. д.).
Трансцендентный уровень. На этом уровне пропадают различия между любыми противоположностями, в том числе и самыми абстрактными (например, добро - зло, актуальность - потенциальность, ян и инь), и происходит великий синтез как внутри психики, так и слияние человека со всем миром, или с Богом, если человек религиозен в своем сознании. При активизации этого уровня подсознания оно начинает работать как единое целое, смещая сознание человека в области, которые в обычное время для него совершенно недоступны. Но во всяком случае Бог здесь переживается как Единый, или как Абсолют, лишенный различных ипостасей и атрибутов.

Не думаю, что люди, у которых основной акцент подсознания находится на религиозном ярусе, могут быть нормально интегрированы в обществе: это скорее отшельники и мастера медитации, о психике которых можно только догадываться. Однако  программы этого яруса могут окрашивать первые два яруса, давая своеобразные эффекты, о которых речь ниже. Вообще, все описанные выше  ярусы и уровни подсознания связаны друг с другом каналами связи, которые заслуживают отдельного изучения, но это дело будущего.
Эти связи могут прояснить некоторые фундаментальные черты характера человека, происхождение и смысл которых трудно понять. Видимо, у каждого человека есть основной ярус (а в нем - уровень) подсознания, который и определяет его поведение и мировосприятие,  но при этом периодически или постоянно на этот ярус (уровень) влияет другой ярус (уровень), что дает человеку  соответствующие  склонности, таланты и жизненные предпочтения. Ниже я привожу некоторые примеры.

Мы переходим к рассмотрению людей, у которых активны сразу два яруса или уровня подсознания, причем один из них является основным, а второй - влияющим (окрашивающим) фактором.
Тонкий индивидуалист. Этот человек живет на предметном уровне подсознания, который окрашивается программами качественного уровня. Он - человек индивидуального яруса, то есть законченный эгоист, но отнюдь не примитив! Он умеет видеть и ценить тонкости в ситуациях своей жизни и различает качества и оттенки - но все же именно как окраску значимых для него вещей, которые суть конкретные предметы или события. Он может различать и по-разному ценить разные марки кофе и способы его обжарки, но все-таки главное для него - это именно кофе как таковой. Аналогично, он может тонко ценить женскую красоту, различая не только блондинок и брюнеток, но и многие оттенки женских форм и расцветок, но все же женская красота для него не должна быть слишком удаленной, и тот или иной (в зависимости от возраста) конкретный контакт с понравившейся ему красоткой ему необходим.
Индивидуалист-общественник. Здесь в работу индивидуального яруса подсознания вторгаются эманации коллективного яруса, что вносит в интересы и жизнь человека существенные особенности. Этого человека интересуют идеи и стремления коллектива, членом которого он является - но они не захватывают его целиком. Все же для него главное - он сам, а коллектив его развлекает или дает иную пользу (или вред), и индивидуалист-общественник всегда смотрит на события в коллективе как бы со своей колокольни. Но сам для себя он недостаточен! И он ищет в коллективе поддержки, или критики, или любви, или соревнования, или сам не знает чего, но полностью отгородиться от того или иного общества он не может.
В какие коллективы его тянет? Это зависит от его врожденных склонностей. Есть индивидуалисты-напарники, стремящиеся к парным союзам, и из них иногда получаются очень неприятные в общении люди, заинтересованные в том, чтобы поставить партнера себе на службу или выстроить отношения с ним точно так, как лично им удобно. Впрочем, индивидуалист-общественник вовсе не обязательно вампирит коллектив: вполне возможно, что он  находится с обществом в балансе, что-то делая для него и что-то получая взамен, хотя и не интересуясь его делами по большому счету.
Индивидуалист-общественник обычно настроен на коллектив определенного типа, и другой ему не подойдет. Например, он может ограничивать свои общественные устремления парным союзом, или семейным, или дружеским кругом - а может быть заинтересован в жизни своего города, и меньшее его не устроит. При этом индивидуалист-общественник ждет от коллектива не просто конкретных благ, а благ, окрашенных ценностями (архетипами), важными для этого коллектива. Например, он может ждать от коллектива любви, или уважения, или трезвой оценки себя самого, будучи не в силах получить это сам, то есть без помощи общества. Так ребенок может ждать от семьи поддержки в своей учебе, будучи не в состоянии хорошо учиться сам, но для него при этом существенно, что его школьные оценки являются важным для семьи фактором. Другой пример: отец, обеспечивающий семью финансами, может хотеть получить от нее поддержку своим профессиональным амбициям, и сильно переживать, если семье они безразличны, и ее волнует лишь сколько он приносит домой денег.
Этот человек имеет личные пристрастия, и они для него очень значимы; но он в значительной мере черпает их из того или иного коллектива, затем приспосабливая к себе. Притом что архетипы (ценности, идеи) социума или иного коллектива кажутся ему слишком грубыми и неопределенными, он все же зависит от них и от коллектива в целом. Это может быть парный союз, или средний по размеру коллектив, или большое общество, но наш герой, при всей своей кажущейся оригинальности и самостоятельности во вкусах и поведении, все же оглядывается на значимый для себя круг людей и на те понятия, которые они считают важными. Возможно, он попытается повлиять своими вкусами на этот круг, как это делают законодатели моды, и будет своим влиянием втайне доволен, хотя сам будет говорить, что ориентируется исключительно на собственные вкусы - но это не вполне правда.
Этот человек может стать проповедником или этическим учителем своего народа, но учить он будет только тому, что прошло через его собственную личность (читай - первый ярус подсознания) и ею одобрено. Однако он не будет философом в узком смысле слова, так как его проповедь будет совершенно понятна его народу (или меньшему коллективу, к которому он адресует свои слова и мысли). И вся его деятельность будет в конечном счете нужна в первую очередь ему самому, и лишь во вторую очередь он будет думать о коллективе, который подхватит (и несомненно профанирует) его идеи.
Индивидуалист-философ. Это человек, чья основная активность подсознания находится на индивидуальном ярусе, но испытывает влияние философского уровня религиозного яруса. Это своеобразный человек: при всем своем эгоизме и асоциальности он чувствует себя частью большого мира, Вселенной, и подчиняется ее законам, служит ее архетипам. На бытовом уровне у него может быть склонность к дешевой философии, легковесным обобщениям высокого порядка и т. п. - но это для него больше, чем легкомысленные присловья. Он чувствует над собой рок и ангела удачи и старается угадать их почерк и приспособиться к их влияниям, хотя и в личных целях. Для него вопрос: может ли человек идти против своей судьбы или хоть как-то на нее влиять? - является вполне актуальным.
Если этот человек религиозен, то он может мыслить себя в рамках Божественных законов, и стараться эти законы понять - но не вообще, а в применении к себе лично. Но эти законы он понимает как надсоциальные, даже надчеловеческие, и на социальные нормы не равняется. Ему близки понятия миссии и личной кармы и дхармы (этики), он чувствует над собой их власть и необходимость им подчиняться - но не через социальные ограничения, а, так сказать, напрямую. Для него естественно на склоне лет удалиться в скит и проводить свою одинокую жизнь в молитвах и медитациях, постигая Божественные законы и высшие архетипы в том виде, как они открываются лично ему, и не имея в виду поделиться своими достижениями с другими людьми или обществом в целом.
Вполне вероятно, что его будет привлекать к себе Бог во вполне определенной Своей ипостаси, например, как принцип Вселенского Сострадания, или Возвышенной Любви, и он будет стремиться жить так, чтобы эти архетипы окрашивали его жизнь - каждое ее событие. Это трудно, но ничто меньшее его по большому счету не удовлетворит.
Трансцендентный индивидуалист. Этот человек находится на индивидуальном ярусе подсознания, но испытывает влияние трансцендентного уровня религиозного яруса. Он ищет Бога в событиях и обстоятельствах собственной жизни, пытаясь за ними увидеть Его как единое целое, во всех Его ипостасях сразу - вызов, который трудно осознать и сформулировать и еще труднее реализовать. Дорогу к этому прописывал основатель даосизма Лао-цзы в своем трактате "Дао-дэ цзин", и мы можем его послушать:

Стих 34
Растекся по миру великий Путь
направо, налево — куда ни взглянуть,
опора надежная всех вещей,
он ни единой из них не отвергнет,
всюду достигнет успеха верного,
а слава не тешит его вообще.
Одевает и кормит все существа он,
но им нисколько не император:
вечно лишенный желаний,
он самый на свете малый.
Существа доверяют себя ему,
а он не хозяин ни одному,
себя никогда великим не числит, и
как раз потому велик поистине.

Существует много типов людей с двумя активными ярусами (уровнями) подсознания, но я на этом остановлюсь - в надежде, что читатель сам их себе представит или найдет в себе или своем окружении. Я лишь подчеркиваю, что  тип подсознания человека, вероятно, является  врожденным и чаще всего не меняется в течение жизни; а если у кого-то и меняется, то очень редко (может быть, один раз в жизни) и не по сознательной воле человека. Поэтому понять и принять его и не сравнивать себя с другими людьми, обладающими иными подсознательными типами - большое достижение человека.



_