Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

"Я" или "мы"?

Всем моим читателям я  рекомендую прочесть книгу Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» или хотя бы посмотреть документальный фильм об этом необыкновенном юноше, вместившего в себя множество совершенно разных личностей, некоторые из которых не имели представления о других. https://youtu.be/ojNhJ9oNuLA

Я не собираюсь далее обсуждать вопрос о том, является ли Билли Миллиган объективно сумасшедшим (ради исторической точности, впрочем, замечу, что решение суда США в 1977 году было именно таким). Я также не собираюсь обсуждать вопрос о том, является ли для человека нормальным иметь несколько разных субличностей, различающихся по своему мировоззрению, ценностям, целям, привычкам и т. д. Я в данном случае выступаю как эмпирик, то есть как наблюдатель разных реальных людей и исследователь их самосознания и подсознания - насколько оно мне открывалось.
По моим наблюдениям, все люди делятся на две весьма различные категории.
Люди, относящиеся к первой категории - их можно было бы назвать мономорфами, - считают, что личность человека едина, так что у нее есть одна основная форма. Единственное, что меняется в зависимости от обстоятельств - это  текущее настроение человека и его планы; ну, иногда оценки происходящего вокруг него.
Ко второй категории относятся люди - их я буду называть полиморфами - которые считают, что личность может иметь множество различных форм (эти формы психологи называют  субличностями), каждая из которых имеет свой характер, а также систему ценностей, манеры, стилистику и т. д. При этом полиморфы обычно считают, что одна субличность в принципе не должна отвечать за действия (например, обещания) другой, то есть придерживаются представления, что их разные субличности живут в известной степени в разных мирах и обстоятельствах.
У мономорфов и полиморфов различаются характерные проблемы мировоззрения и самосознания, но подсознание у них устроено по одинаковым принципам. Эти принципы  в обычных состояниях психики ближе к полиморфному пониманию; но бывают в жизни человека пиковые ситуации резко повышенного состояния сознания и необычного подъема психики, когда подсознание ведет себя, подчиняясь скорее представлениям мономорфов.
Далее мы рассмотрим несколько существенных для самосознания человека аспектов, которые сильно различаются у мономорфов и полиморфов.

Самоидентификация
Кто такой я? На этот вопрос мономорф обычно отвечает, не задумываясь: «Я - это я, Ползунков Порфирий Прокопьич», как правило, считая, что его имя (+фамилия) и есть точное отображение его личности. Различные свои внутренние и социальные роли, качества характера, умения, жизненные цели и принципы он считает своего рода раскраской своей личности, ее более или менее значимыми атрибутами.
Однако у полиморфа нет такой определенности в ответе на вопрос: «Кто такой я?». Для него собственное полное имя - не более, чем формальность, необходимая лишь милиционерам и государственным чиновникам. Его позиция может быть выражена так: «У меня есть несколько ипостасей, которые радикально отличаются друг от друга, как по своему мировоззрению, так и по целям, инструментам их достижения, этике, эстетике, стилистике поведения и многому другому. Эти ипостаси, или субличности, имеют каждая свое поле активности, и на нем полноправно хозяйничает, считая каждая себя на своем поле главной. И я не могу соединить их вместе и не могу отдать предпочтение какой-то одной из них, сочтя ее в каком-то смысле самой главной или основной. Моя личность как единое целое не существует; а точнее, она представляет собой нечто вроде картонной коробки для игрушек ребенка, куда он их должен покидать перед сном, чтобы создать в своей комнате подобие порядка».

Самооценка
С точки зрения мономорфа, каждый его поступок бросает свет на всю его личность целиком. Если он совершил нечто хорошее, он говорит себе: «Я молодец!» - имея в виду, что вся его личность получила медаль (или орден, если это большое достижение). И наоборот, ему кажется, что каждое его упущение, неудача или проступок бросают тень на всю его личность целиком. При этом мономорф  сталкивается со сложной задачей суммирования оценок своих текущих достижений и неудач, моральных и аморальных поступков, так как должен в итоге охарактеризовать свою личность в целом. Это относится как к текущему периоду (дню, неделе, году), так и к его жизни в целом.
Для мономорфа, таким образом, не только осмысленны, но и насущны ответы на следующие вопросы:
- Был ли я в целом сегодня (последнюю неделю, месяц, год) хорошим человеком или же плохим?
- Развивался ли или же деградировал я в целом сегодня (последнюю неделю, месяц, год)?
- Был ли я успешен в целом сегодня (последнюю неделю, месяц, год)?
- Продемонстрировал ли я в целом сегодня (за последнюю неделю, месяц, год) способность к необходимым изменениям?
- Проявил ли я в целом нужную устойчивость и последовательность?
Еще более важными для мономорфа являются ответы на эти и похожие вопросы, относящиеся к нему в целом как проявленному на протяжении всей его жизни. Его особенность заключается в том, что он не отделяет себя нынешнего от себя, бывшего когда-то (например, себя как ребенка или юношу). Поэтому для него часто очень важными являются такие, например, глобальные вопросы:
- Являюсь ли я в целом, на протяжении всей своей жизни, хорошим или же плохим человеком?
- Способен ли я к существенным и необходимым для себя изменениям?
- Устойчив ли я вообще?
- В целом я успешен или же неудачник?
Понятно, что в жизни любого человека есть как хорошие, так и плохие поступки, но мономорф каким-то образом их суммирует. И в итоге он, например, приходит к выводу, что он в целом - хороший человек, и после этого его плохие поступки в его сознании как бы нивелируются, становятся  случайными и незначимыми. Точно так же он поступает и в отношении других своих качеств, и в итоге его самооценка может быть выражена им примерно в такой форме:
- Я в целом - хороший человек; и хотя в моей жизни и случались плохие поступки, но они - незначащая мелочь в сравнении с основным  багажом добра, которое я несу в мир, и рассматривать их сколько-нибудь серьезно и внимательно не следует.
- Я в целом - неудачник; неудачи меня преследуют, и я ничего с этим сделать не умею. И хотя иногда мне что-то и удается, но это - ничего не значащие в моей жизни случайности.
Предполагаемая цельность его личности может сыграть с мономорфом злую шутку. Заметив в себе то или иное значимое для себя отрицательное качество, он очень склонен приписывать его себе во всем - что может совсем не соответствовать действительности. Он не сгоряча, а вполне всерьез может утверждать, например, следующее:
- Я - трус, и боюсь всего и всегда.
- Я - человек мелкий, к большому делу меня и близко подпускать нельзя.
- Я очень недоверчив, и никогда и никому не доверяю.
- Я - коммуникативный неудачник, проваливаю все ситуации общения и порчу отношения со всеми людьми, которые мне попадаются на дороге.
- Во мне столько злости, что она переливается через край. Добрым или хотя бы снисходительным я не бываю никогда!
Однако таких людей не бывает! Самый отчаянный трус в какой-то области своей жизни ничего не боится и вполне уверен в себе. Самый предусмотрительный и недоверчивый человек в некоторых ситуациях проявляет удивительную наивность и доверчивость. Самый злой человек кого-то или что-то любит, к чему-то снисходителен, и т. д. Однако, будучи «загипнотизирован» своей самооценкой, мономорф не замечает исключений из того правила, которое сам себе навязывает.
И наоборот, заметив в себе какое-то существенное для себя положительное качество, мономорф с легкостью приписывает его себе целиком, игнорируя тот (очевидный окружающим) факт, что это качество в нем проявляется далеко не всегда. Например, он может вполне искренне описывать себя так:
- Я человек добрый, практически всегда и во всех отношениях.
- Я - человек трезвый и практичный, и романтика мне чужда абсолютно.
- Я - принципиальный альтруист, во всем и везде. Моя личность меня не интересует, и я  о себе не забочусь вовсе.
Однако таких людей не бывает, и подобные высказывания показывают, что человек очень невнимателен и предвзят по отношению к себе.
Самооценка полиморфа имеет совершенно другой характер. Он не стремится оценить себя в каком-то отношении в целом; более того, он нередко считает такую оценку невозможной или бессмысленной. Он четко разделяет периоды своего развития (например, детство, юность, зрелость) и не считает себя нынешнего имеющим существенное отношение к себе бывшему. В частности, идея Фрейда об определяющей роли детства, как и идея Грофа об определяющей роли родового процесса, кажутся ему подозрительными, так как он, в отличие от мономорфа, не ощущает себя нынешнего прямым продолжением себя бывшего.
Полиморф не склонен оценивать происшедшие события однозначно; для него естественно оценить их по-разному в зависимости от субличности, и не складывать эти оценки друг с другом. Например, он поругался с начальником, который требовал, чтобы тот задержался на работе, и ушел даже раньше времени, торопясь на день рождения дочери. В этом случае полиморф поставит себе «двойку» как Подчиненный и «пятерку» как Отец - и на этом успокоится, никак не пытаясь (в отличие от мономорфа) понять, какую же оценку в целом он получил за текущий день.
Полиморф может ставить себе оценки за длинный период, даже за всю (к данному моменту прожитую) жизнь, но он всегда уточнит, о какой именно грани его личности идет речь. На вопрос о том, как он себя в целом оценивает, он выскажется, например, так:
- Я неважный по качеству семьянин, средний муж и отец, но хороший любовник и отличный металлург.
- Я опытный и удачливый путешественник, кулинар-любитель, теннисист уровня ниже среднего и дамский угодник экстра-класса.
Однако вопрос о том, как он всего себя в целом оценивает, поставит полиморфа  в тупик, и он, скорее всего, сочтет этот вопрос бессмысленным.
Если быть невнимательным, то полиморф может показаться непоследовательным в своей самооценке, но в действительности он дифференцирован в своем самоанализе и не склонен высчитывать среднюю температуру по больнице, считая ее бессмысленной величиной.

В принципе, для полиморфа самооценка - менее драматичное занятие, чем для мономорфа, и его вполне могут порадовать успехи в какой-то одной области; впрочем, лишь временно - до тех пор, пока активна соответствующая этой области субличность. Самооценка мономорфа нередко гораздо более устойчива, чем у полиморфа; но первый более склонен к самообману, так как способен игнорировать те области, где его локальная самооценка отличается от глобальной. Впрочем, бывают крайне невротичные мономорфы, чья глобальная самооценка невероятно неустойчива и прямо зависит от текущего поступка или события: если оно воспринимается человеком положительно, то его глобальная самооценка взлетает до небес, а если отрицательно -  падает в бездну. Что удивительно, это то, что подобная ситуация бывает у знаменитостей, которые получают поддержку своей личности ежедневно и помногу.

Самовыражение
Мономорф стремится выразить себя целиком - что бы ни означало это на практике. Например, в близких (не только сексуальных) отношениях он ждет от партнера, что тот «воспримет его целиком» - хотя что именно означает это выражение,  никто еще не объяснил. Как жаловался один красивый юноша: «Да, я популярен, девушки меня любят, но  любят во мне мою красоту, а не меня самого». Поэтому мономорфу трудно по заказу рассказывать «о себе» - ему кажется, что различные   эпизоды его жизни, происхождение, квалификация, профессия, хобби, семья - ничто из этого не даст правильного представления о его личности. Его «я» - это все это вместе, но кто же станет выслушивать толстую монографию-автобиографию своего нового знакомого? Да и способен ли он сам ее воспроизвести в словах? Как правило, нет.
Самовыражение в работе, в творчестве обычно кажется мономорфу ущербным, так как не отражает его личности целиком. Если же творческий процесс его сильно захватывает, то он может плениться иногда своим  творением и счесть, что он воплотил в нем всего себя, и это даст ему огромное временное удовлетворение и даже счастье. Впрочем, выйдя из творческого очарования, он с недоумением вспомнит свое состояние, когда ему казалось, что он целиком воплотил все свое «я» в картине или стихотворении.
Нередко мономорф хочет освоить многие сферы деятельности, чтобы проявить возможно большее число аспектов своего «я», но в таком случае он более стремится  к широкому охвату, чем к тщательной проработке отдельных видов деятельности, профессий и т. д. Ему в этом случае ближе образ разностороннего дилетанта, чем узкого профессионала, занятого одной-единственной сферой жизни. При этом в глубине души ему хочется найти деятельность (или образ жизни), который включал бы в себя все виды его самовыражения. Однако бывает и так, что мономорф мыслит себя именно как узкого специалиста и воспринимает это свое занятие как главное и единственно важное в своей жизни, фактически игнорируя остальные аспекты своей личности.
Самовыражение полиморфа не столь нагружено требованиями: ему в данный момент или период достаточно выразить лишь определенную грань своей личности. И он может стать классным специалистом в одном виде деятельности, но потом в ней разочароваться и переквалифицироваться. При этом идея совмещения всех своих квалификаций (не говоря уже о качествах характера) ему в голову не придет или покажется безумной; а главное, непонятно, зачем это нужно.
У полиморфа, вероятно, будет много разных знакомых, каждому из которых он будет демонстрировать определенные черты характера и грани своей личности, совершенно не стремясь обнаружить другие и даже считая это вредным для отношений. С одним знакомым он будет неизменно чопорно-вежлив, с другим - искренен и добр, с третьим - подчеркнуто элегантен и высокомерен, с четвертым - чувственен, и т. д. Нередкая претензия к нему со стороны партнера будет такой: «Ты что-то от меня скрываешь. Ты можешь быть совсем другим, но этого не делаешь». На что полиморф может резонно ответить: «Так это для твоего же блага и во имя сохранения наших отношений». И в самом деле: зачем пылкой любовнице, воспринимающей его как игривого резвого жеребца, знать, что он может быть нежным и заботливым (таков он со своей женой), или внимательным и требовательным (таков он со своим сыном), или жестким и ответственным (таков он на работе)?

Требования человека к себе нередко плохо им осознаются и внимательному наблюдателю становятся ясными через проекции - например, через ожидания или требования человека к его партнеру, особенно брачному. Например, женщина-мономорф в целях самореализации может стремиться получить в муже сочетание всех важных для нее ролей и качеств: он должен быть для нее и Защитником, и Кормильцем, и Романтичным Возлюбленным, и Умелым Любовником, и Послушным Слугой, и Жилеткой, и Психотерапевтом, и Учителем Жизни, и Смешным Мальчишкой... Но все это должен воплощать в себе один человек, а разделить эти обязанности на нескольких мужчин  женщина-мономорф не согласится. А женщина-полиморф вполне понимает русскую барыню, про которую говорили, что в ее жизни должны быть трое мужчин: муж по обязанности, офицер для чувства и дворник для удовольствия.

Жизненная философия
Раньше бы сказали: миросозерцание, а теперь больше в ходу слово «мировоззрение». Но смысл один: каждый человек склонен к некоторым обобщениям, в том числе и рискованным и чересчур абстрактным, относящимся к миру в целом и  месту индивида, в том числе данного человека, в этом мире. Миросозерцание не создается на пустом месте: его метафорической основой служит представление человека о себе; другими словами, воззрения на мир в известной степени могут рассматриваться как проекция воззрений человека на самого себя.
Миросозерцание мономорфа синтетично. Чаще всего он верит в единое создавшее мир и управляемое им Начало - это или Бог, или некий универсальный Закон природы, частными случаями которого являются все конкретные природные законы. Если мономорф религиозен, он может посвятить некоторое время поискам своего Бога или своей религии, но когда он их найдет, то сочтет единственно верными - по крайней мере, для себя самого (но нередко и для всех остальных - отсюда религиозный фанатизм).
В своем отношении к противоположностям типа добро - зло, порок - добродетель, знание - невежество, красота - уродство, черное-белое, справедливость - несправедливость, иерархия - равенство, статика - динамика, индивид - общество и т. д. мономорф всегда выбирает одну из противоположностей как главную (главенствующую в мироустройстве), а другую - как второстепенную, вспомогательную и т. п. Например, он может считать, что черное - недоосвещенное белое, зло - низшая ступень добра или инструмент для его (добра) возникновения и развития, иерархия - ступенька на пути к равенству, индивид важнее общества (или наоборот) и т. д.
Миросозерцание полиморфа чаще всего эклектично. Он вполне может допускать существование разных богов одновременно и даже считать, что Земля в одних местах круглая, а в других - плоская. Будучи этническим евреем и живя в России, полиморф может с одинаковым пылом отмечать и православные, и языческие, и иудейские праздники, отдавая дань и куличам, и блинам, и маце; впрочем, и день святого Валентина не останется им незамеченным. В поисках своего Бога или своей религии он может пройти длинный путь, но каждый следующий этап у него не будет подразумевать отрицание предыдущего (как это свойственно мономорфу). Он в принципе веротерпим, то есть искренне допускает у других людей иные, чем у него самого, верования.
В отношении противоположностей полиморф  чаще всего держится позиции их одновременного существования в мире без обязательной победы или принципиального превосходства одной над другой. Для него добродетель и порок, аскетизм и жизнь с излишествами, воздержание и распутство - естественные  качества человеческого характера. Именно полиморфу принадлежит тезис: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В отношении пары «человек - общество» полиморф чаще всего держится такой позиции: «Иногда я служу обществу, а в чем-то оно помогает мне», - и для него не актуален  вопрос о том, в конечном счете все же кто существует для кого?



_
Наталья Созонова
22.01.2015 19:36:16
Спасибо, Авессалом! Как всегда изложено доступно и очень понятно. Как есть в Жизни. Огромное спасибо!
Вимутта
22.01.2015 22:43:30
Дааа... как раз та тема, которую я вчера обсуждала. Спасибо за все недостающие звенья логической цепочки и за освещающий темные углы и облегчающий жизнь взгляд!
Случай Билли Миллигана же, наверное, пример какой-то экстремальной полиморфности. Судя по источникам, некоторые его личности даже разговаривали на иностранных языках и имели различные привычки (кто-то курил, кто-то нет). Безумно интересно!
Мария
23.01.2015 16:40:31
Большое спасибо за статью! она многое прояснила и позволила в новом свете увидеть и себя, и близких))  правда,  сразу образовалась куча вопросов к Автору: что же делать этим двум категориям людей? как им гармонично взаимодействовать между собой?  как на Ваш взгляд выглядит "золотая середина" восприятия своей личности человеком?  И возможно ли мономорфу и полиморфу выстроить между собой  здоровые гармоничные межличностные отношения?  На что стоит обратить каждому из них особое внимание при взаимодействии друг с другом?
Сама будучи мономорфом, много лет работаю с коллегой-полиморфом. Мы сводим друг друга с ума кардинальной разницей мировосприятия. По очереди бьемся в отчаянии "ну-как-ты-не-по-ни-ма-ешь-про-с-ты-е-ве-щи!" И ведь честно не понимаем.
В Вашей статье  - ответ на вопрос почему так происходит. Огромная просьба, пожалуйста,  поделитесь  своим вИдением "ЧТО ДЕЛАТЬ?". Что бы такого подкрутить в мировосприятии, ведь далеко не каждый человек выбирает Путь расширения сознания?