Автоинтервью

 Главная / Школа "Человек среди людей" / Статьи и публикации

Автоинтервью


Волею судьбы став объектом заинтересованного внимания читающей мои книги публики, я дал в своей жизни много интервью, некоторые из которых опубликованы на моем сайте. Вместе с тем, никакой журналист не в состоянии задать писателю именно и только те вопросы, которые одновременно интересуют читателей и кажутся содержательными автору. Поэтому я решил организовать воображаемое интервью с собой, в котором журналист задает вопросы, которые представляются актуальными автору, а также вопросы, которые интересуют многих моих читателей - последние отобраны по материалам реально состоявшихся встреч в разных городах нашей страны за последние десять лет и по письмам читателей.

* * *

Что означает ваш псевдоним и как он возник?
Мне кажется, что "Подводный" - более, чем естественный псевдоним для писателя-эзотерика, которым я себя считаю в первую очередь. Меня всегда интересовали глубины, а также подводные камни на видимо плоских и безопасных местах. Кроме того, видимо, сказались юношеские воспоминания о путешествиях на байдарке по рекам и озерам Севера. Я, однако, не стремлюсь сам толковать свои книги и псевдоним - мне кажется, это дело читателей (тех, кому это интересно). Мне, например, очень понравился отзыв одной читательницы, которая сказала, что мои книги ее подводят к самой себе, и именно так она и понимает псевдоним.
"Авессалом" в переводе с иврита означает "отец мирного процесса", и этот образ мне более чем близок: я считаю, что большая часть проблем нашей реальности заключается в низкой культуре взаимопонимания, как между отдельными людьми, так и коллективами, и я стремлюсь эту культуру повысить - точнее, дать тем людям, которые к этому стремятся, концептуальный аппарат (проще говоря, язык) и конкретные методы изучения себя и друг друга.
С Христофором Бонифатьевичем Врунгелем, знаменитым капитаном яхты "Беда", я думаю, знакомо с детства большинство моих читателей. Он отличался качествами, которые мне в моей писательской практике были совершенно необходимы: несгибаемым мужеством, постоянной доброжелательностью, неистощимым чувством юмора и способностью найти неожиданный выход из любой тупиковой ситуации, использовав препятствия как инструменты решения проблемы.

Когда вы пишете свои книги?
Во всяком случае, днем, а не ночью. Я пишу быстро, то есть не "вымучиваю" текст: я считаю, что мысль не ложится в слова, когда она не додумана. Однако на обдумывание сюжетов будущих книг у меня уходит долгое время - обычно несколько лет; в это же время идет сбор информации и изучение источников. Но обычно при всем моем стремлении на что-то серьезное опереться, я редко его нахожу: сейчас время прорыва на качественно новый уровень понимания мира, и традиционные методы и концепции мало помогают: нужны новые. Это относится ко всем уровням познания и технологии: от абстрактно-философского до материально-физического.

Для чего вы пишете свои книги?
Когда я писал свои первые книги (особенно "Знаки на пути" - в 1983-84 годах), я делал это в первую очередь с целью скомпоновать и литературно обработать имевшийся у меня в то время большой "фольклорный" материал по религиозной философии и оккультизму, чтобы эти знания были доступны всем желающим всерьез разобраться в своем "я" и окружающем мире. Но кроме того, у меня была еще и "шкурная" цель - разобраться в чем-то самому, и в какой-то степени мне это удалось.
Вообще я пишу книги для своих читателей, которых развлекаю, слегка воспитываю и серьезно обучаю новым для них языкам и структурным моделям. Чего я никогда не делаю - я не учу людей, как им конкретно надо жить, не навязываю им своих (или чужих) идеалов и веры.
Мне представляется, что сейчас идет самый серьезный кризис из всех, что переживало человечество за последние 2000 лет (а может быть, и больше) - кризис идейный и духовный одновременно. Рождается новое поколение, которое будет кардинально отличаться от многих-многих предыдущих, и которое выстроит совсем другую жизнь, культуру и цивилизацию. И этому поколению нужно помочь осознать себя и свои цели, и дать адекватные этим целям инструменты - в первую очередь если не цельное мировоззрение, то хотя бы основные понятия, нужные для его создания. Разработкой таких понятий, а точнее, целых парадигматических систем, я и занимаюсь.

Откуда у вас такой широкий спектр интересов?
Такой вопрос требует уточнения: какого рода ответ вы ожидаете? Если астрологический, то, видимо, от соединения Марса и Юпитера в Близнецах. Если говорить на содержательном уровне, то я занимаюсь феноменом человека в целом, и эта область широка; более того, она очень связна, то есть серьезно изучать ее какой-то изолированный фрагмент совершенно невозможно: вы просто ничего не поймете.

Какова основная тема, пафос ваших книг, каков их жанр?
Основные темы всех моих книг – человек во всех его проявлениях, разнообразие людей, их судеб, внешнего и внутреннего мира, связь между внешним и внутренним мирами, взаимодействия людей и искажения, возникающие при этом. Одна из основных моих целей – реально показать людям, что они очень разные, описать эти различия и найти язык, с помощью которого можно было бы выразить себя и понять другого. Другая важная тема моих книг – отношения человека и коллектива в проекции на его внутренний мир.
Жанр моих книг – записки путешественника, но никак не догматическая философия. Если я что-то объясняю или комментирую, я никогда не настаиваю на единственной правильности моих суждений или описаний, предоставляя читателю делать окончательные выводы самостоятельно. Если же он пытается переложить это действие на автора книг, то нередко приписывает мне намерения, которых у меня не было. Я создаю философски-гуманитарную среду, а насколько в ней хорошо и удобно жить, пусть читатель решает сам.

Какая ваша книга для вас – главная?
Для меня всегда главная книга – текущая, то есть та, которую я в данный момент пишу или обдумываю. Самой основной я считаю "Знаки на пути", самой продвинутой – "Каббалу чисел", самой психологически глубокой – "Дома" из серии "Общая астрология"; последняя далась мне тяжелее всех остальных.

Откуда вы берете информацию для своих книг?
Этот вопрос иногда формулируют проще: откуда вы все это знаете? В действительности однозначный ответ мне дать очень трудно. Дело в том, что природа сознания, подсознания и творчества человека изучена в настоящее время очень слабо, и я думаю, что в ближайшие десятилетия нас ждет большой прорыв в этих направлениях. А пока могу сказать так: моя работа не сильно отличается от работы любого ученого-теоретика: сначала он собирает фактический материал и изучает имеющиеся теоретические подходы к нему, а потом, опираясь на то и другое, пытается создать (придумать, вообразить) концепцию, общие позиции и принципы, которые могли бы объяснить уже имеющиеся факты и прогнозировать неизвестные. Когда основные принципы хорошо продуманы и согласованы друг с другом, они могут дать очень много важной конкретной информации - с чем, я думаю, согласятся многие мои читатели. Однако в гуманитарных областях нет общих для всех истин и рецептов: своего философа надо искать не менее ответственно, чем парикмахера, и, найдя, хранить ему верность - по крайней мере, пока вы не нашли себе еще лучшего.
Тех читателей, которые воспринимают содержание моих книг как догму, я могу успокоить: все, что в них написано - исключительно продукт моего воображения, и пусть внешняя систематичность изложения не введет вас в заблуждение! Я всегда ощущал себя поэтом, цель которого - пробудить воображение и философское чувство читателя, инициировать своими творениями процесс фактического построения читателем своей личной философии и картины мира - но не предложить ему в этом качестве готовый продукт.

В какой последовательности следует читать ваши книги?
В моих первых трех книгах – они составляют серию "Трактаты" (это книги "Знаки на пути", "Психология подсознания" и "Общественное подсознание") вводится терминология, используемая во всех остальных моих книгах. В частности, в "Знаках на пути" дается мое понимание духа, свободы воли и эволюции человека, в "Психологии подсознания" дано мое понимание подсознания и его программ, в "Общественном подсознании" описаны эгрегоры и отношения человека с ними.
Книга "Лекции по введению в астрологию" написана для людей, с астрологией совсем не знакомых, и в ней вводится и иллюстрируются понятия, необходимые для понимания книг серий "Общая астрология" и "Синастрической астрологии". Серию "Каббалистическая астрология" по идее можно читать, не зная астрологии совсем, но перед чтением ее последних двух книг ("Планеты" и "Диалектика, или Дома") все же имеет смысл ознакомиться с основами обычной астрологии.
Для читателей, интересующихся эзотерикой в ее современном изложении, написаны книги "Каббала чисел", "Возвращенный оккультизм, или Повесть о Тонкой Семерке" – но для их понимания лучше ознакомиться с серией "Трактаты".
Теме, которую я позже назвал "Структурная психология", посвящены книги "Тетрадическая астрология", "Покрывало майи, или Сказки для невротиков", серия "Высшие архетипы", которую я сейчас готовлю к печати. Эти книги лучше читать в указанной выше последовательности. Введением в тему структурной психологии, архетипов и модальностей может служить статья "Высшие архетипы и эзотерика".

Что вы по большому счету хотите сказать своему читателю?
Кое-что новое, но в основном я хочу утвердить своего читателя в праве жить внешней и внутренней жизнью в том ключе и в той манере, которая лично ему свойственна от природы – и надеюсь, что с помощью моих книг ему иногда удается этот ключ и эту манеру найти, углубить и оформить.
Кроме того, мне бы очень хотелось показать своим читателям, что психология может быть конструктивной и внятной, а философия – содержательной и полезной, и что человек есть нечто гораздо более интересное и глубокое, чем можно подумать, глядя на экран телевизора.

Кем вы считаете себя в жизни? Как вы представляетесь?
В жизни я выступаю в самых разных ролях, а представляюсь, в зависимости от обстоятельств, философом, писателем-эзотериком, психологом-консультантом, специалистом по семье и браку, астрологом, массажистом, целителем, ведущим психологических, оздоровительных и физкультурных групп. По мере сил стараюсь НЕ выступать в ролях практического духовного учителя и врача скорой помощи.
Кем я считаю себя в жизни? Если отвлечься от конкретных деталей, я чувствую себя возводящим один из быков моста через пропасть, разделяющую эпохи Рыб и Водолея, второе и третье тысячелетия нашей эры. Так что я – философ, изобретатель, строитель, мастер-инструментальщик тонких гуманитарных технологий.

Чем вы заняты сейчас?
Прежде всего, я заканчиваю подготовку к печати цикла своих новосибирских лекций по структурной психологии. Этот курс был задуман мной как введение в содержательную психологию, в существовании каковой многие мои знакомые, в том числе и астрологи, сильно сомневаются. Мне хотелось дать моим слушателям представление о разнообразии и глубине современных психологических концепций; кроме того, я включил в этот курс и некоторые свои разработки на эту тему, в частности, концепцию высших архетипов и их проявления в психике.
Сейчас я продолжаю работу про практической адаптации своих психологических идей для нужд современного психолога-практика, то есть человека, который по роду своей деятельности много взаимодействует с людьми, как бы ни называлась его профессия: администратор, торговец, актер, режиссер, политик или писатель. Конкретно, я разрабатываю методики обучения базисным психологическим модальностям и их сочетаниям, и апробирую их на своих семинарах, которые провожу везде, где оказываюсь.
Еще одно направление моей деятельности – освоение физического, эфирного и астрального тел: гимнастика и массаж, в том числе каменными щетками (друзами) – в первую очередь кварцевыми (аметистовыми, цитриновыми), но также и некоторыми более экзотическими. Последний семинар по гимнастике и массажу прошел летом на Алтае(около сорока человек занимались десять дней по шесть часов) и дал удивившие меня результаты в плане психологических изменений участников: я с полным основанием мог бы назвать этот семинар группой личностного роста, хотя о психологии как таковой говорилось очень мало. Для меня это очередное свидетельство того, что тело и душа переплетены гораздо большим количеством связей, чем мы это себе представляем.

Верите ли вы в Бога?
Безусловно, и в бессмертие и странствия души тоже. Однако я не отношу себя ни к какой конфессии. В моей религиозности нет необходимости в регулярных ритуалах встречи с Богом как таковым: мне достаточно того, что Он дает мне задание - и я могу несколько лет (или десятков лет) спокойно его исполнять, не спрашивая Его поминутно: "Боже, я правильно Тебя понял? Боже, я правильно вот это сделал?" Мне кажется, что когда Он сочтет нужным, Он даст мне новое задание или похвалит за старое - на свойственном Ему языке и в тот момент, когда Он сочтет это необходимым - так я представляю наши с Ним отношения (но не переношу их как образец на других людей).

Был ли у вас мистический опыт? Опыт встречи с летающими тарелками? Братьями по разуму?
У меня были яркие мистические переживания, но они явно относились лично ко мне, и в своих книгах я на них не опираюсь. С летающими тарелками и внеземными цивилизациями пока не встречался, и, честно говоря, не стремлюсь – мне вполне хватает загадок нашей собственной.

Как вы относитесь к критике?
Критические замечания я принимаю к сведению, но практически никогда у меня не возникает желания прямо на них отвечать (за исключением слов благодарности за конструктивную критику). В данном случае, однако, я могу косвенно ответить на наиболее распространенные типы критики моих книг.
Критические замечания по их адресу я могу разделить на следующие категории:
Критика тотальная и деструктивная - ею занимаются, как правило, люди, моих книг вообще не видевшие, но озлобленные на мир и (подсознательно) на себя лично - но такие отзывы очень редки.
Глобальная критика тем, затрагиваемых в моих книгах – она обычно идет от людей, прочитавших заглавия, но книг не раскрывавших. Например, человек априорно отрицает астрологию, или психологию, или эзотерику - и соответственно отрицает мои книги как посвященные этим предметам.
Личная критика - идет под девизом Паниковского: "А ты кто такой?" Обычно такая критика ставит под сомнение мое принципиальное право высказываться по темам, обсуждаемым в моих книгах. Нередки отзывы такого типа: "Человек неясного вероисповедания, культуры, традиции - может ли написать что-либо путное?" Я прекрасно понимаю, что люди, претендующие на монополию в истине и духовности либо сами по себе, либо в рамках своей традиции (религиозной, философской и т.д.) испытывают некоторое раздражение по поводу моего вторжения в их заповедные сферы. Извините, если так; в действительности я никогда не ставлю себе цели кого-либо обидеть; но я, как и все остальные люди на Земле, обладаю правом на свое понимание и свою интерпретацию плотных и тонких явлений.
Критика терминологии и основных понятий. В принципе я занимаюсь интерпретацией и развитием существующих в самых различных культурах абстрактных понятий (в первую очередь, относящихся ко внутреннему миру человека), приспосабливая их к пониманию современного ума. Естественно, что моя интерпретация или мое понимание этих понятий может расходиться с пониманием людей, считающих себя экспертами в астрологии, эзотерике, оккультизме и той или иной религии, и от них я нередко получаю критические замечания в духе марксизма-ленинизма: "То, что вы пишете, расходится с традицией и потому неверно". Что ж, вполне может быть - я не считаю, что у меня есть монополия на истину. Однако критика любого языка (в том числе и разрабатываемых мной) разумна, лишь если человек выучился на нем разговаривать, и некоторое время поговорил, и после этого обнаружил, что язык этот для него неудобен, и может сказать, в чем именно состоят его ограничения и неудобство.
Критика-самовыражение. Это распространенный вид критики, мною получаемой, и чаще всего критикой в обычном смысле не является: человек говорит (или пишет) мне: у вас в такой-то книге написано то-то; однако я с этим не согласен, поскольку на самом деле дела обстоят так-то - и далее критик развивает собственные взгляды, совсем не всегда расходящиеся с моими. (Иногда в конце идет приписка: и хорошо бы было, чтобы вы об этом написали!)
Критика неполноты. Некоторые читатели либо недовольны тем, что я пишу недостаточно подробно, не раскрываю в должной мере интересующие их темы, либо считают, что я пишу слишком о многом и потому поверхностен. В принципе я с этим согласен, но делаю то, что на данный момент могу. С другой стороны, моя задача, как я ее понимаю, это не столько писать книги-монографии, полностью исчерпывающие и тем самым закрывающие соответствующие темы, сколько, наоборот, дать хотя бы поверхностное описание перспективных для будущего идей и хотя бы частично их материализовать для читателя - а дальше пусть он думает сам!
Критика излишеств - идет по принципу, описанному М. Булгаковым в "Театральном романе". Там одна пожилая дама спрашивает начинающего драматурга: "Вы пишете пьесу? Зачем? Разве их мало уже написано?" Например, по поводу моих первых книг ("Знаков на пути", кажется) я получил такой отзыв: "Зачем ты все это пишешь? Почитай святых отцов православия - у них написано все то же самое, но гораздо лучше". Вполне возможно - особенно если брать времена и обстоятельства, когда писали эти святые отцы. Но каждому времени - свои упанишады, то есть толкования высших смыслов, и нашему времени они нужны особенно - так мне кажется.
Критика-разочарование - обычно поступает от бывших читателей, которые когда-то с увлечением читали те или иные мои книги, а потом духовно выросли - и в них целиком или полностью разочаровались. Как говорят в дзэн-буддизме, ученик должен сжечь книги своего учителя; от себя добавлю: хотя бы в своем воображении. Однако это можно делать в разных формах. Например, один из читателей написал мне, что все мои книги после "Каббалы чисел" суть продукт моей измены самому себе (!) - но плодами этой "измены" многие довольны, и что прикажете мне с этим делать?
Конструктивная критика - за нее я искренне благодарен некоторым своим читателям, и стараюсь учитывать ее, готовя переиздания - но она пока скорее исключение, чем правило. Однако я надеюсь, что именно этот тип критики моих книг в будущем станет основным.

Какого рода поддержку получаете вы из окружающей среды?
Если говорить на языке Розы Мира Даниила Андреева, то я ощущаю очень большую поддержку со стороны Соборной Души русского народа, и (пока) полное игнорирование со стороны Духа-народоводителя, за что Ему в чем-то благодарен: даже в темные годы конца развитого социализма (начало 80-х) мои трактаты по эзотерике и религиозной философии успешно ходили в самиздате, но Органы государственной безопасности никак на это не реагировали и меня не преследовали (даже наоборот, они косвенно, но существенно способствовали распространению моих идей, поскольку множительная аппаратура, на которой тиражировались мои сочинения, принадлежала по правилам тех времен секретным отделам организаций и предприятий).
Поддержка Соборной души выражается в постоянном энтузиазме и легкости, с которой я пишу свои книги (в отрочестве у меня были очень конфликтные отношения с учителями литературы, но и безотносительно к этому я с большим трудом выражал свои мысли письменно). Кроме того, Она подсказывает мне актуальные для моих читателей темы и приемы донесения до них необходимой информации (то, что называется литературной обработкой).
С другой стороны, долгое время никакие частные лица и общественные или государственные организации не предлагали мне сколько-нибудь серьезной помощи, и мне помогали лишь моя жена Елена, печатавшая на машинке все мои книги до эпохи компьютеров и иллюстрировавшая их издания, и мой постоянный администратор, редактор и литагент Мариана Шканчикова. Однако в последние два года ситуация стала меняться: мои читатели взяли на себя труд по компьютерному набору моих последних книг, - и я, пользуясь случаем, приношу им свою большую благодарность. После моего вхождения в интернет оттуда пошла существенная поддержка. В частности, я получил бесплатное новое платье для своего сайта, да благословят моих помощников добрые духи Паутины!

Каковы ваши планы на будущее?
Я собираюсь продолжать свою работу по развитию практических психологических методик, связанных с высшими архетипами и базисными модальностями.
В области целительства у меня есть надежда когда-нибудь построить удобную схему, или модель в помощь практикующим целителям, нечто вроде теоретической базы для медицинской астрологии – но пока собираю материал, и сколько это продлится и чем закончится, имею очень смутное представление.
Я получил существенные для меня положительные отзывы на свои книги стихов ("Проба пера" и "Муравейник") и продолжаю эту тему; есть идея писать книги детям – благо дома есть кому их читать. Но это для меня более, чем серьезно, и не знаю, соберусь ли с духом.
Хотелось бы этим летом провести выездной семинар в живописных местах – но пока неясно, где и с кем; буду очень рад, если желающие пришлют свои пожелания и запросы, а также предложат помощь по организации.

Много ли у вас учеников? Как стать вашим учеником?
Учеников в узком смысле у меня пока нет – видимо, слишком молод и мало знаю и умею. Многие мои читатели (по их словам) с пользой для себя читают мои книги и заимствуют из них понятия для своего мировоззрения или практического поведения – и считают себя моими учениками, и я против этого не возражаю, если под словом "ученик" не понимать чего-то слишком ответственного. То же относится и к энтузиастам, посещавшим мои семинары по гимнастике, массажу и психологии – там многие обрели полезные для себя навыки, и я очень этому рад.
Как стать моим учеником? Приходите на лекции, семинары, которые я провожу регулярно.

В чем разница между устным и письменным обучением?
Есть вещи, которые можно передать лишь в личном общении; особенно это относится к персональной информации, предназначенной для данного человека и ни для кого другого. Книги могут использоваться лишь как инструмент общей настройки, а персональную настройку читатель делает себе сам – и расставляя акценты значимости в самой книге и включая внутренний процесс адаптации ее материала к своему внутреннему (а иногда и внешнему) миру. Однако все это он делает уже без "присмотра" со стороны автора книги, и потому результаты часто с ее содержанием непосредственно не связаны. При личном обучении учитель может настраивать ученика гораздо точнее – но и ответственность (обоих) существенно выше.
Я помню, на моей первой встрече с читателями (характерно, что она происходила в планетарии) ко мне в перерыве подошла очень эмоциональная молодая женщина и сказала тоном обвинения: "Я сегодня развелась со своим мужем! И вы в этом виноваты!" Я спросил: "А в чем причина развода?" – "Он не хотел читать ваших книг!" Виноват я был или не виноват? У меня не было времени выяснять подробности их отношений, но вообще я думаю, что разногласия по вопросу о любимом писателе не могут быть истинной причиной серьезной размолвки – это скорее внешнее проявление скрытых внутренних противоречий, например, значительных расхождений в ценностных системах партнеров.

Какой человек может стать психотерапевтом? Психологом? Целителем? Как этому можно научиться?
Я думаю, что главнейшими качествами психотерапевта является живой интерес к другим людям и искреннее желание им помочь в осознании и понимании самих себя. Практическим психологом не то что может быть, но реально является каждый человек, который по роду своей жизни и деятельности много контактирует с людьми – будь то буфетчик, менеджер компании или президент страны. Другое дело, в какой мере человек осознает подсознательно используемые им психологические инструменты и методы управления окружающими. Психологический профессионализм, видимо, начинается тогда, когда человек сознательно отделяет чисто психологическую составляющую своих отношений с другими людьми и пытается ее осознать и усовершенствовать. В последние годы я интенсивно занимаюсь именно этой проблемой, то есть помощью психологам-практикам, в частности, прочитал годовой курс по психологии для новосибирских астрологов (сейчас готовлю письменный отчет об этом курсе в виде серии книг "Структурная психология: новосибирские лекции») [Серия вышла под общим названием «Психология и астрология» по настойчивому пожеланию первого издателя - прим. МШ] и уже более года веду семинары по психологии высших архетипов.
Целительство – понятие очень широкое, и необходимо различать любительское целительство, которым, по моему убеждению, должен владеть каждый человек, и профессиональное целительство, которое является уделом узкого круга избранных судьбой, причем обычно нелегкой и весьма специфической.
Целитель-любитель занимается целительством иногда, по вдохновению, от случаю к случаю, когда у него накапливается квант целительной энергии и он получает удобный случай передать его другому человеку – как правило, в пределах семьи или круга близких друзей. Серьезными болезнями он единолично не занимается. Выучиться целительству на любительском уровне можно, но для этого в первую очередь нужно поднять свой энергетический потенциал, то есть привести в порядок физическое и эфирное тела.
Профессиональный целитель занимается целительством постоянно и лечит серьезные болезни. Профессиональным целителем может быть лишь человек, постоянно ощущающий в себе большой избыток энергии всех видов – от психической и социальной до эмоциональной и эфирной, и буквально болеющий, если он эту энергию не передает другим людям. Кроме того, ему обязательно нужно много лет учиться этому искусству – где и как, обычно прямо сообщает ему его судьба, хотя и не всегда в приятных и приемлемых формах.
Концепция целительства как такового сейчас еще только создается, и я стараюсь принимать в этом процессе участие, но пока основные понятия в этой области достаточно смутны – в первую очередь потому, что плохо изучен сам человек как единое целое.

Кому и зачем нужна философия?
Я думаю, что личная философия становится нужна каждому человеку, который выходит на определенный уровень развития или начинает заниматься серьезными программами, связанными с другими людьми. Обязательно наступает такой момент, когда критерии практического выбора перестают работать, и становится необходимым некоторое высшее понимание, без которого реальность (внешняя или внутренняя) рассыпается на куски. Вот тогда-то и возникает потребность в личной философии, которая становится основой личной этики, мировоззрения и "мировоздействия" человека.
В какой мере человеку при создании его личной философии могут помочь имеющиеся философские системы, зависит как от него, так и от них. Я пока что не встречал философских систем, разработанных для нужд потребителя – обычно философ творит систему так, чтобы она устраивала его лично, а уж насколько она подойдет другим, его волнует мало – это называется: "Я служу Истине". Таков, например, пафос Н. Бердяева. Думаю, что эпоха Водолея эту индивидуалистическую позицию смягчит, заставит будущих философов думать и о том, для каких групп предназначена их философия.

Что такое астрология для вас и что она дает лично вам?
Астрология для меня - это в первую очередь вызов: мне хочется понять, что стоит за ней, какие структуры или принципы породили столь экзотический и временами удивительно эффективный способ шифровки актуальнейшей для человека и человечества информации. Кроме того, я применяю ее, когда мне нужно лучше понять других людей: более тонкого "рентгена" человеческой души я не знаю. Но, конечно, я всегда смотрю в первую очередь на человека, а не на его натальную или транзитную карту, поскольку из них самих по себе можно извлечь лишь очень абстрактную схему.

Как вы относитесь к предсказательной астрологии? Медицинской астрологии?
Я не думаю, что только по звездам можно предсказывать или прогнозировать будущее – здесь обязательно нужна дополнительная информация, связанная с земным планом бытия – точно так же, как нельзя, по моему глубокому убеждению, толковать карту рождения, ничего не зная о человеке. Очень многие факторы – например, акцентуацию планет, аспектов и домов, их уровень проработки и конкретные проявления - можно определить лишь при прямом взаимодействии с хозяином гороскопа, и то же относится и к прогнозам. В качестве примера или аргумента могу привести следующее соображение.
У каждого человека в жизни бывают периоды, иногда длительные (годы), когда в его жизни ничего существенного для него не происходит, и он ждет, когда же это наконец кончится. По каким астрологическим признакам можно определить такой период? Априори ясно, что он будет сопровождаться напряженными транзитами и прогрессиями – но почему они не проявятся в виде значимых для него событий? Нигде в учебниках астрологии я не встречал такого рода предсказаний (типа: а в 2000 году с вами не произойдет ничего существенного) – но ведь такое бывает, и весьма нередко, и подолгу?
Я могу сказать так: предсказательная астрология хороша как соус в салате, но в роли картошки должны выступать земные факторы.

Почему вы ушли из астрологии в целительство?
Я, собственно, интересовался целительством и психологией сколько себя помню, а с астрологией познакомился около 26 лет от роду, и тогда же оценил ее психологический потенциал, которым и занимался. Однако для меня всегда на первом месте стоял вопрос о здоровье человека, в том числе психическом (волей судьбы я много занимался психотерапией душевнобольных), и астрологию я воспринял в первую очередь как мощный диагностический инструмент – но не как самоцель.
А целительством я как всю жизнь занимался, так и теперь занимаюсь - так складываются обстоятельства - и по мере того, как у меня возникают теоретические обобщения и рационализации, я представляю их на суд участников своих тренингов и читателей своих книг.

Чем целительство в вашем понимании отличается от лечения в медицинском смысле слова?
В первую очередь тем, что целитель воспринимает физическое тело как аспект бытия человеческого существа в целом, никогда не отделяя его от психики, этики, мысленастроения, эмоционального плана и т.д. В частности, целитель обеспокоен всеми последствиями своего лечения – в том числе и психологическими, и социальными, и мировоззренческими. Кроме того, целитель заинтересован в том, чтобы перевести своего пациента на иной уровень бытия, сознания, и самосознания, и дать ему возможность закрепиться на этом уровне без костылей любого рода.

Нужно ли лечить человека?
Это очень важный вопрос. Есть расхожее мнение, которого придерживаются многие люди (как правило, никогда не сталкивавшиеся лицом к лицу с серьезными болезнями), что главное – это решить духовные проблемы, очистить душу – а тело после этого само придет в норму. Или, как иногда говорят, лечит Бог – а врачи берут гонорары за это.
По моему мнению, эти суждения верны, но ровно наполовину: Бог лечит то, что ему подставляет для лечения человек, и часто пользуется при этом вполне земными инструментами, которыми одни люди владеют хуже, а другие – лучше; и последние нередко непосредственно ощущают волю Божью, указывающую им лечить тяжело больных или оздоравливать все остальное население – и они становятся врачами, целителями, физкультурниками, пропагандистами здорового образа жизни. Что же касается души, которую нужно исцелить, и дальше все пойдет как по маслу – иногда, я верю, так бывает, но это скорее исключение, чем правило. Обычно для исцеления человека требуются комплексные усилия, затрагивающие все тонкие тела без исключения, и ничто меньшее не помогает. Тем моим читателям, которые знакомы с концепцией каббалистической астрологии, могу сказать, что болезни поражают не только тонкие тела, но и каналы связи между ними, и этими каналами нужно заниматься особо, так что идея о том, что можно вылечить какую-то часть человека, а остальное придет в порядок само, на мой взгляд, утопична - по крайней мере, для подавляющего большинства населения нашей планеты.

Каковы, на ваш взгляд, больные точки современности?
Это, как мне кажется, глубокий подсознательно укорененный атеизм и атомарность, или дискретность мышления и мировосприятия. Если попытаться честно сформулировать религиозность среднего моего современника, то получится примерно так: "Бог есть, но Он не всемогущ и не всеведущ".
Атомарность мышления есть следствие упорного подсознательного отрицания принципа единства (голографичности) мира. Нет замкнутых систем, нет одиночества, нет антагонистического противопоставления – трудно принять этот принцип до конца, например, признать, что у тебя с твоими врагами или презираемыми тобой личностями и группами людей общие проблемы, пороки и кармическая программа.

Что ждет Россию в будущем?
Прогнозы – не моя стихия, но поскольку мои высказанные в частном кругу предвидения в основном сбывались (хотя порой c опозданием на несколько лет), рискну кое-что предположить.
Россия скоро преодолеет свои неестественные экономические и политические проблемы и станет могущественной страной, влияющей на мировой эволюционный процесс – но вовсе не станет "демократией" западного образца. Наш политический строй времен Сталина я склонен читать во многом рабовладельческим, времен Хрущева-Брежнева – феодальным, а попытки периода Горбачева-Ельцина ввести в России капитализм западного толка – неудавшимися. Нас ждет, я думаю, своего рода просвещенный феодализм, хотя и с некоторыми внешними признаками западной демократии – например, свободой выхода граждан в интернет. В России очень сильно соборное начало, склонность человека отождествлять себя с коллективом, а коллектив – с его идеей или эгрегором, и люди, которые этого не понимают и не умеют учитывать, отойдут на второй план. Однако диктатуры я не предвижу, и кровавых методов подавления инакомыслящих – тоже.
России предстоит научиться уважать себя не только за грубую силу и овладеть искусством дипломатии на восточный манер – как во внутренних, так и во внешних вопросах. Принципу прямого диктата приходит на смену принцип равновесия, иерархии – сеть, и фундаменту, стенам и крыше общественного российского здания предстоит осознать себя и найти правильные отношения друг с другом.
Сейчас, начиная с 2000 года, появятся люди, которые придут на ответственные посты (на всех уровнях) надолго и потому будут строить Россию и ее отдельные части по совсем другим принципам, чем мы видели в последние четырнадцать лет. Однако тем, кто не захочет примириться с резким поворотом реальности и приспосабливаться к новым условиям, людям и этике, придется нелегко – их уберет в сторону сила гораздо более могущественная, чем они могут себе представить, и притом плохо им понятная. Эгрегоры всех уровней – от парного и семейного - будут ощущаться и проявляться гораздо ярче и материальнее, чем раньше, и тем, кто будет упорно игнорировать их влияние, успех не грозит.
Успешными и эффективными окажутся люди, которые смогут приспособиться к резко усиливающимся энергетическим потокам – в частности, к высокой нагрузке на психику, найдя внутренние резервы, но сохранив уважение к реальности и своеобразию психики и судеб окружающих людей. Кроме того, окажется необходимым соблюдать принцип энергетического баланса со всеми коллективами (и эгрегорами), с которыми человек будет сталкиваться: "халява" за счет любого коллектива будет оборачиваться остракизмом гораздо быстрее, чем раньше.
Очень трудно будет людям (и коллективам), которые не захотят признать своей целостности или хотя бы принцип влияния одних областей своей жизни на другие, на поверхностный взгляд с ними не связанные. За упорство в подобных заблуждениях придется расплачиваться очень дорого – в первую очередь "непонятным" невезением, неврозами и трудно диагностируемыми и излечиваемыми болезнями.
Универсалам будет существенно легче, чем узким специалистам.
И в качестве резюме: перемены в России еще только начинаются!

Как вы относитесь к движению New Age (Нового Века)?
Когда-то, лет десять-пятнадцать назад, я причислял себя к этому движению безоговорочно. С тех пор стало ясно, что оно не оправдало собственных надежд и в значительной степени отошло на обочину развития современной культуры, хотя его центральные идеи, на мой взгляд, выдержали испытание временем и для меня остались стержневыми. Чего, на мой взгляд, не хватило этому движению на Западе - это русской харизмы и понятия эгрегора. Индивидуализм в его европейском и особенно американском понимании не войдет в культуру эпохи Водолея как сколько-нибудь серьезная идеологическая основа - мы будем учиться понимать, что такое коллектив в эзотерическом понимании этого слова.

2000 г.