Презентация серии книг "Высшие архетипы"
Уважаемые посетители Московской международной книжной яомарки!
Встреча с известным автором Авессаломом Подводным начинается!
Просьба всех желающих подойти к стенду издательства "Велигор".
Здравствуйте, дорогие друзья!
Я рад вас приветствовать здесь, на этой выставке. Для писателя это значительный день, и я думаю, что противоположность локального и глобального на этой выставке в наибольшей степени проявлена, потому что, с одной стороны, чтение книги - это, наверное, самый интимный процесс из всех, которые существуют: непосредственный телепатический обмен мыслями между читателем, автором и еще ангелом, который надо всем этим стоит; а с другой стороны, здесь, на выставке у нас большое социальное мероприятие: много читателей, много писателей, много издателей, и я благодарю наше издательство "Велигор" и его сотрудников – Любовь и Андрея, в первую очередь, на плечах которых лежит издание многих моих книг, в частности тех, которые сегодня предлагаются вашему вниманию как шеститомник "Высшие архетипы" и давайте похлопаем нашему издательству. (аплодисменты). Еще я хочу выразить благодарность, к сожалению отсутствующей здесь, художнице, которая проиллюстрировала обложки этих книг и книги "Грамматика общения". Ее зовут Светлана Татарникова и она живет в городе Минске и, надеюсь, что она оценит эти свои работы по достоинству.Мне не очень легко представлять эти книги потому что, как сказал бы астролог, они идут по IV дому, то есть они являют собой фундамент - фундамент мировоззрения, фундамент астрологии, фундамент индивидуальной психологии человека и говорить об этом легко как-то не хочется, и трудно. Я могу представить вам такую метафору. Что нам больше всего бросается в глаза, когда мы смотрим на человека? Думаю, большинство скажет однозначно, что это его глаза. Правильно? И, с другой стороны, где мы ищем самое глубокое, что есть в человеке, его душу? Мы ищем ее там же, в его глазах. Я, когда писал эти книги, представлял себе именно такую картинку – мне хотелось найти в человеческой психике что-то такое, что с одной стороны находилось бы у нее в глубине, то есть я считал, что я разрабатываю глубинную психологию, а с другой – то, что было бы видно при первом взгляде на человека, что бросалось бы в глаза. Не знаю, насколько это будет принято и воспринято в культуре, но сам для себя я такой подход и такое видение, такие структуры нашел и назвал их высшими архетипами, и вот эти сложные названия книг, которые вы видите, это названия архетипических семей, а подзаголовки книг – это то, как можно представить на содержательном языке те принципы, которые царствуют у нас в подсознании, и мимо которых не пройдешь при любом серьезном изучении человека. Я в свое время нарисовал и написал небольшую книжечку "Высшие архетипы: психологические характеристики". В ней приведены рисунки всех пятидесяти разработанных мною архетипов, всех десяти семей и вкратце описаны характеристики человека, у которого данный архетип проработан, и, наоборот, не проработан. И, рассматривая эти картинки и читая эти характеристики, вы получаете первое представление о том, что же находится у нас внутри, в глубине подсознания. Это та самая глубина, которая просвечивает в оттенках, просвечивает в мелких деталях поведения человека, но при ближайшем рассмотрении эти оттенки и эти мелкие детали оказываются для человека настолько существенными, что сменить их одно на другое ему оказывается чрезвычайно сложно. Например, если человек в социальной ситуации предпочитает полагаться на то, что с ним происходит, на свою судьбу, то есть если он предпочитает адаптироваться к тому, что происходит, и он знает, что в этой ситуации его ангел-хранитель его в конечном счете защитит, то такому человеку очень сложно перестроится на янский подход к жизни, заключающийся в том, что удачу надо брать за крылья, и что мы не можем ждать милости от природы, а должны брать их сами. Любому разумному человеку понятно, что в зависимости от ситуации иногда надо вести себя адаптивно, а иногда, наоборот активно. Вот книга "Диадический архетип", обратите внимание на название: "активность и адаптивность" и на символы Иньского и Янского архетипов – я их нарисовал более современными.
И к смене активности и адаптивности нужно готовиться заранее. Ведь если в жизненной ситуации, в которой вы привыкли вести себя активно, вы попробуете вести себя адаптивно, то скорее всего, хорошо у вас не получится, и вы горько пожалеете о том, что не проявили должной активности и упустили свой шанс. И наоборот, если человек, привыкший вести себя адаптивно, искусственным образом вдруг встрепенется и начнет размахивать шашкой или жадно какие-то куски хватать, естественно, хорошо не получится. Но можно, тем не менее, заниматься практикой, например, изучать, как другие люди используют способы поведения, вам не свойственные, можно посвятить этому некоторое время, можно письменным образом упражняться в тех архетипах или модальностях, которые вам не свойственны. Имеет ли это смысл и что в этой жизни это изменит – этот тот вопрос, который я решал и теоретически, и практически: вот уже больше шести лет работает моя школа "Человек среди людей", и в ней мои ученики практикуются как раз в работе с глубинными программами своего подсознания и пытаются их перестраивать и делать из них себе опорные колонны на тех местах, где они могли бы стоять, но раньше ничего такого там не было. И результаты, которые получаются... мне не хотелось бы их обобщать, но я могу сказать так – те, кто настроен на практическую пользу: на социальную адаптацию, на искоренение острых внутренних углов, те безусловно эту пользу получают. Те же, кто хотят в большей степени простроить фундамент своего бытия, создать себе мировоззрение, на которое можно было бы опираться – эти люди сталкиваются с гораздо более серьезными проблемами, потому что начинаются, как это называется, "тектонические сдвиги" в подсознании, которые превышают те эффекты, которые описывал Станислав Гроф, и которые происходят при многолетней работе по типу психоанализа. Действительно начинают простраиваться такие структуры личного подсознания, о которых сам человек раньше не подозревал. Он и теперь о них не подозревает, но, помимо его сознания, они начинают сдвигаться, и в человеке проявляется то, что можно было бы назвать его глубинной сущностью, его высшим "я". Но это проявляется именно как результат систематической работы, а книги существуют для того, чтобы познакомиться в принципе с тем, каковы инструменты такой работы. В книгах я дал довольно много упражнений: по каждому пункту вы можете попробовать понять, какой архетип свойственен вам в той или иной ситуации, например, в ситуации знакомства, в ситуации прощания, в ситуации личного самопредъявления – разные люди в этих ситуациях ведут себя, активизируя самые разные архетипы: кто-то локально, а кто-то глобально себя предъявляет; кто-то символически, а кто-то, наоборот, содержательно; кто-то творительно, а кто-то и растворительно: "Здравствуйте, мы раньше не были знакомы, но я всеми своими силами сделаю так, чтобы наше знакомство долго не продолжилось". Такой растворительный пафос есть у многих людей, когда они себя предъявляют. Можно ли его поменять и надо ли это делать? Вопрос о том, "надо ли", каждый решает для себя, но еще актуальна тема, что мы часто не понимаем людей, которые пользуются чуждой для нас стилистикой и вообще не понимаем, что в этих ситуациях происходит, и я думаю, что после чтения данных книг многие такого рода люди и их манеры станут вам более понятны и вы будете относится к ним более терпимо. Этот эффект много раз наблюдался. А вообще эта серия, "Высшие архетипы", не закончена, я планирую написать еще две книги: это книга "Тетрадический архетип", посвященный вертикальному измерению, то есть соотношению между тонким планом и плотным планом, эзотерическим и экзотерическим взглядами на объект. Это основание астрологии, четыре ее стихии: огонь, земля, воздух, вода. И еще одна книга - по Мировому архетипу. Это современный взгляд на давно обсуждаемые в философии вопросы соотношения между тонким миром и плотным миром. Что такое мир материальный и что такое мир идеальный? Обычно в философии рассматривается именно такое двучленное деление: идеальное и материальное. Мне же представляется, что сейчас можно перейти от двух к семи уровням рассмотрения, и соответствующую книгу я планирую написать.
А вообще высшие архетипы представляют собой фундамент и глубинной психологии, и социологии, и если пытаться понять, какова же фундаментальная энергия, на которой держится мир и на которой держится человек, то сразу следом за Богом, который этот мир творит, или Абсолютом, который представляет собой все мыслимые энергии в как бы свернутом виде, то первый этап творения мира - это как раз творение высших архетипов. Поэтому они столь абстрактны и в то же время столь фундаментальны, то есть ни одна энергетическая структура, ни один объект не могут существовать без их поддержки. Вот это приблизительно та философия, тот общий взгляд на вещи, которого я придерживался, когда книги писал, а подробности – в них самих.
Спасибо за внимание!
Если есть вопросы, пожалуйста, я попробую ответить.
Вопрос: Авессалом, вы сказали, что высшие архетипы – это абстрактные сущности. А насколько они абстрактные?
Авессалом: Насколько абстрактны высшие архетипы? Настолько, что это естественный язык для описания духовного, или атманического, плана, то есть для описания тех энергий, которые присутствуют в жизни человека в каждый момент времени.
Вопрос: Высшие архетипы существуют в нашей психике или они существуют и помимо ее?
Авессалом: Спасибо, это вопрос к истинному философу. Высшие архетипы, так же, как и любые другие идеальные объекты, существуют в индивидуальном сознании и в групповом сознании. А что существует объективно, то есть в сознании Бога, это вопрос к теологу, а не к психологу.
Вопрос: Но у вас же есть собственное мнение.
Авессалом: У меня есть мое собственное мнение, которое заключается в том, что они существуют как раз в самом начале вещей и существуют объективно, но воспринимаются при этом субъективно.
Вопрос: То есть выше высших архетипов ничего нет?
Авессалом: Выше высших архетипов находится Абсолют.
Вопрос: Но все-таки они существуют помимо нашей психики?
Авессалом: Высшие архетипы существуют помимо нашей психики, но они существуют и в ней тоже. И в этом, собственно говоря, весь интерес, потому что, когда я говорю такие абстрактные слова, как "локальное" и "глобальное", "активность" и "адаптация", - это очень абстрактные категории, существующие в общественном сознании. А когда мы начинаем отслеживать эти категории в собственной психике, вот тут вот обнаруживается, что они представлены там весьма и весьма причудливым образом и довольно таки непослушны, то есть можно говорить о соответствующих ипостасях личности: активное "я" и адаптивное "я", например, и они представлены у каждого человека совершенно уникальным образом, и часто довольно не удобным для него способом, и если мы занимаемся работой над собой, то мы в какой-то момент просто вынуждены столкнуться с этими неудобствами – то, что мы не можем рассчитывать на собственную активность, например, или на собственное творческое начало в ситуациях, когда они остро необходимы, но соответствующие наши ипостаси "я", то есть активное "я" или творческое "я" почему-то в этих ситуациях включаться не хотят и их надо долго уговаривать, чтобы они активизировались, и в этом смысл как раз индивидуальной работы с высшими архетипами - в том варианте, как они проявлены в индивидуальной психике человека.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, проходя по пути человековедения, вы разобрались с собой?
Авессалом: Честно говоря, я никогда такой задачи для себя не ставил, у меня этих проблем в жизни не было. Я по рождению Телец, понимаете, практик. У меня всегда вопрос ставился так: у меня есть тема, которой я должен заниматься, которую я должен разрабатывать, и я ее и разрабатываю. Поэтому я к теме своей личности, к теме своего эволюционного развития всегда относился без предвзятости. Есть люди, которые в бокс идут потому что их в подворотне притесняют, так вот я не из их числа – я шел в психологию, в философию не от того, что у меня были проблемы, а просто из научного интереса.
Но я, естественно, о себе что-то понял попутно, но не скажу, что это было в центре моих интересов. Мои интересы всегда скорее во внешний мир направлены.
Вопрос: С какой книги вы посоветуете начать изучать ваше творчество?
Авессалом: Мне было бы, конечно, соблазнительно сказать, что мои книги надо изучать в той последовательности, в какой я их писал. Но, наверное, это было бы неправильно, потому что это зависит от того, чем вы интересуетесь. Есть такие мои читатели, которые больше всего интересуются астрологией, и им я рекомендую прочитать сначала книжку "Лекции по введению в астрологию" и третий том из серии "Психология и астрология": эта книга называется "Астрология для психологов". Если вас интересует тема человеческой личности, то читайте книгу "Эволюция личности", она пользуется популярностью и она многое поможет вам понять о людях. Это в своем роде единственная книга, в которой есть описание уровней личности, потому что в психологии произносятся слова "человек высокого уровня развития личности", "низкого уровня развития личности", но что за этим стоит, описания нет, и я в какой-то момент об этом книгу написал. Если вас интересует развитие собственной философии и общий взгляд на человека и на мир, то тогда читайте серию "Трактаты" – это книги "Знаки на пути", "Психология подсознания", "Общественное подсознание". А если вас интересует содержательная типология человеческой личности и разные типы людей, какими они бывают, то, вот, пожалуйста, вся серия "Высшие архетипы". Первая книга в ней - "Холистический архетип", здесь есть введение ко всей этой серии, так что можете начать с нее.
Вопрос: Раньше была издана книга "Высшие архетипы: опыт психологического исследования". Теперь целая серия. Это переработано или повторяется?
Авессалом: Вопрос такой: как соотносится это издание с книгой "Высшие архетипы: опыт психологического исследования"? Я переработал первые три универсальных архетипа, которые были в той книге – расширил их и дополнил. Это первые три книги серии: "Холистический архетип", "Диадический архетип" и "Диалектический архетип". Эти книги расширены, дополнены и частично переработаны. А остальные три книги – это мои последующие разработки, но в том же стиле.
Вопрос: Вопрос дилетанта: что дает понимание архетипов? Например, я себя идентифицировала под таким-то вот архетипом, что это дает?
Авессалом: Ситуация несколько сложнее, чем она может показаться на первый взгляд, потому что вся идея заключается в том, что в одной ситуации у вас активен один архетип, а в другой ситуации – активен иной. Такое понимание и владение этим дает вам большую власть над самой собою, оно дает вам варианты поведения и варианты видения мира, которые вам просто никогда не приходили в голову. Опираясь на технику работы с высшими архетипами, с высшими модальностями, я, когда веду психотерапию, своему клиенту говорю: "Ты в таких-то коммуникативных ситуациях ведешь себя неправильно, в такой-то ситуации ты говоришь то-то, а тебе следовало бы ту же самую мысль выразить в иной форме, вот так-то". На что мой клиент делает большие глаза и говорит: "Надо же, мне бы никогда в жизни в голову бы не пришло вообще, что такое и так можно в этой ситуации сказать". И это есть как раз вопрос преимущества теории: хорошо разработанная теория дает вам мощные практические приложения. Но я повторяю, что я писал книги вовсе не для практики, она для меня была вторичной, она была для меня инструментом; я писал книги в первую очередь для глубинной проработки психики. Мы часто нервничаем и суетимся и не понимаем, что происходит, просто потому, что у нас нет языка для описания того, что происходит, а когда у вас появляется адекватный язык для такого описания, то у вас внутри появляется внутренний философ, который говорит, что все правильно, что (например) вот этот вот человек явлен в мир для того, чтобы знаменовать торжество стилистического архетипа и так на него и смотри. И ваш протест куда-то девается и ваше беспокойство куда-то девается и вы понимаете, что за миром Кто-то присматривает. И это очень серьезное и очень глубокое ощущение, ради которого, собственно, все и написано. Я родился философом, это было во мне всегда, и мне всегда было досадно, что мир вроде бы должен бы быть устроен разумно, и психика человека устроена разумно, а мы видим или хаос, или подчеркнуто иррациональное, какое-то извращенное поведение людей и течение событий. Так в чем же дело? Где законы, которые всем миром управляют, и где те искривления, которые идут против этих законов? Вот я этим занимался и вот пытался, насколько мог, эти законы как раз описывать. А искривления идут от того, что один из фундаментальных законов мира заключается в том, что Абсолют не повторяется, архетип не повторяется. Если бы все кирпичи были идентичны первичной идее кирпича, они были бы точными копиями друг друга, но так не бывает, каждый строитель это знает. И каждый человек, который гулял по пляжу, знает что все галечки разные. Каждый человек, который более или менее содержательно общался с людьми, знает, что все люди разные. И это и есть один из законов мира. А вот по какому принципу строятся эти вариации? В частности, это вариации модальностей, то есть вариации внутри разных универсальных архетипов. Если вы это начинаете видеть, то вы начинаете понимать, что это не гигантский хаос, а, наоборот, мудрая, тонкая, точно простроенная система, которая учит каждый объект тому, чему ему на данный момент пришло время поучиться. То, что я говорю, может звучать для вас как лозунг, а может - как, действительно, видение мира, и вы можете, изучая архетипы, перейти из первого состояния во второе.
Вопрос: Сегодня день работника нефтяной и газовой промышленности, а биржу российскую и международную трясет. Как вы думаете, есть ли какая-то связь с представлением книг серии "Высшие архетипы"?
Авессалом: Я благодарен за такой провокационный вопрос. Биржу начало трясти прямо тогда, когда я начал эту серию писать)))
Что такое биржа? Это царство случайностей, это огромный тотализатор, и когда в мир начинают приходить законы, по которым он строится, вполне естественно, что все тотализаторы начинают дрожать и трещать. Более конкретно говорить не могу, иначе меня пригласят на биржу работать, а это предложение, от которого отказаться нельзя, но идти туда работать мне все-таки не хочется. Я лучше еще один архетип пропишу. Поэтому я ограничусь этим общим высказыванием, спасибо.
Вопрос: Есть высшие архетипы, а есть архетипы. Как архетипы соотносятся с модальностями?
Авессалом: Есть высшие архетипы, а есть социальные архетипы. Еще и другие, думаю, есть. Архетип – это тонкий объект, который тиражирует себя в более плотных слоях тонкого мира или в плотном мире. А высшие архетипы влияют на весь остальной проявленный мир – и на тонкий, и на плотный. В частности высшие архетипы влияют и на социальные архетипы. Если вы, например, посмотрите, как приходит и проходит мода, то вы обнаружите, что модные слова, модные явления, которые входят в моду, то есть начинают тиражироваться, над ними очень мощно должен стоять архетип Творения. И люди, над которыми этот архетип сильно стоит, наиболее чувствительны к моде, они первыми хватают еще редкие и дорогие вещи, их торжественно на себя одевают и встречают часто недоуменные взгляды: "как так?", "что это такое?" - то есть ставят себя в ситуацию вне обыденности. Потом, когда моду подхватывает уже значительная часть населения, над ней встает архетип Осуществления. Например, архетип короткой юбки в свое время революционныv. Я не помню, как звали портниху, которая решительным жестом отрезала от юбки двадцать или тридцать сантиметров, и женщины стали носить мини-юбки. Это было нечто захватывающее дух, хотя для разных полов по-разному. А потом, когда мини-юбки стали носить уже все, дух уже так не захватывало, это стало уже чем-то уже обыденным и захватывать дух стали уже платья ниже колен.
Модельер может придумать какой-то объект, который станет модным, но встанет ли над этим объектом архетип Творения и когда именно архетип Творения заменится архетипом Осуществления, и тогда мода войдет уже в широкую практику, а может сразу перейдет в архетип Растворения, то есть широкой модой не станет – вот над этим модельер уже не властен, что показывает, что высшие архетипы стоят над социальными. И то же самое можно говорить и о политике и о любых социальных процессах.
Вопрос: Социальные архетипы – это модальности?
Авессалом: Модальности – это есть качества объекта, которые свидетельствуют о том, что архетип в этом объекте проявился. Поэтому есть социальные модальности и есть высшие модальности, соответственно. Высшие модальности – это проявление высших архетипов, социальные модальности – это проявление социальных архетипов. Но я сейчас говорю больше о тех архетипах, которые не материализуются в объектах. А есть архетипы, которые материализуются в объектах, например, архетип книги. Он материализуется в конкретных изданиях. А есть еще архетип книжности, когда мы говорим, например, этот человек книжный, то есть воспитанный на книгах. Этот архетип уже социальный, им окрашиваются определенные черты характера и поведения человека. Вообще отработка темы, какие бывают архетипы и как они влияют на эгрегоры – какова вообще структура тонкого мира – это в планах моих разработок в книге "Мировой архетип". На сайте первую главу из этой книги я опубликовал – это введение в тему. А писать ее планирую с Божьей помощью в следующем, 2009 году.
Вопрос: Какие социальные архетипы будут актуальны в 2009 году?
Авессалом: Я не большой специалист по моде, я, наоборот, специалист, если говорить на астрологическом языке, не по Северному Узлу, а по Южному, и мои книги с самого начала были восприняты как фундаментальные, классические, даже средневековые или античные. Поэтому по части предсказаний будущего, у меня с этим не очень хорошо, но я могу сказать, но не как пророк, а как человек своего времени, я чувствую, что мы находимся в ситуации, когда перед тем, как приходит волна цунами, сначала обнажается берег, то есть вода уходит далеко в море – я чувствую, что мы в этом положении сейчас находимся, и в следующем году я жду больших изменений, так что архетип Великих Перемен и архетип Проявления Истинного и Глубинного – их я жду, а в каких социальных формах это будет, я не знаю и пока мне об этом трудно что-либо сказать.
Вопрос: К лучшему или к худшему?
Авессалом: Вопрос: изменения будут к лучшему или к худшему? Это вопрос выдает известный атеизм спрашивающего. Человек верующий знает, что все, что Бог делает, к лучшему. Вопрос считаю неуместным.
Если у вас достаточно смирения, чтобы похоронить все то отжившее, что есть у вас и во внешнем мире и во внутреннем, то тогда вы встретите изменения с открытым забралом, чего вам и желаю.
(аплодисменты)
Вопрос: Вы сказали, что события, которые происходят на бирже, в большей части, случайности. Как вы понимаете случайность? Я понимаю случайность, как ряд факторов, приводящих к событию.
Авессалом: Вопрос этот философский и он относится, скорее, к области, мировоззрения, и как психолог я могу сказать, что для разных людей случайность играет разную роль. Для некоторых совершенно основополагающую, то есть все важные события в их жизни происходят только через незапрограммированные случайности – такое вот дикое, невероятное стечение событий. А есть люди, для которых, наоборот, случайности особенной роли не играют, а важны именно законы. В каких-то ситуациях у них бывают случайности, но это они относят к своей недостаточной информированности. Посмотрите, как Уран стоит у вас в карте – это много вам скажет по поводу того, какую роль случайности играют в вашей жизни. Что касается моей личной жизни, то у меня есть фон, который я организую сам и который не случаен, и последовательность абсолютных непредсказуемостей и случайностей, за которыми я никакой совершенно структуры не вижу и не предполагаю, что она мне когда-либо откроется. При работе с людьми фактор случайности, фактор икс, всегда велик. При серьезной глубокой работе с человеком вы никогда не можете сказать в точности, что с ним будет завтра, а тем более через год. Точнее, иногда вы даже можете сказать, что с ним будет через год, но не можете сказать при этом, что с ним будет завтра. Поэтому как практик я стараюсь со случайностью дружить, но не стараюсь ее перехитрить или переумничать – вот такое у меня к этому отношение.
Вопрос: Можно ли управлять фактором случайности в своей жизни с помощью какой-либо системы, например, выстраивания цепочки событий, которая приведет к результату?
Авессалом: В какой-то мере человек может управлять своей жизнью с помощью цепочек событий, но больше, на мой взгляд, он управляет ею с помощью своих четко выстроенных жизненных позиций и приоритетов. От случайности до конца не избавлен никто – мы живем в слишком хаотичном завихренном мире и, более того, мне представляется, что это не в природе человека - полностью искоренить случайность. Бывают просто более стабильные периоды у некоторых людей, это да, но случайность – это важный фактор жизни.
Вопрос: У вас часто написано "проработка". Что вы в это понятие вкладываете?
Авессалом: Во всех книгах серии на обложке написаны тексты типа: "Изучайте и прорабатывайте Холистический архетип" или "Проработка Холистического архетипа корректирует такие качества, как...".
Во-первых, что такое "проработка" написано в самих книгах – а сейчас я могу привести пример. Во-вторых, способность к проработке - это важное качество человека: те архетипы, которые даны ему от природы, он может в себе развивать и выводить на более высокий уровень и сами по себе, и управляемость этими архетипами. Типичный пример. Ребенка в детстве учат архетипу Вежливости. Ему говорят, что когда просишь что-то, надо сказать "пожалуйста", а когда это получаешь, надо сказать "спасибо". И человек, который это правило применяет, уже на каком-то грубом уровне вежливостью обладает. Но, например, надо ли говорить "спасибо", когда вы получаете предложение, которое вам не интересно? Большая часть людей, с которыми я общаюсь, этого мнения не придерживается, а я сам считаю, что человек, у которого архетип Вежливости проработан, должен сказать "спасибо" в ответ на предложение, которое ему и не нужно и, более того, он сначала должен сказать "спасибо", а потом уже отказаться. Что такое вежливая улыбка? Когда именно надо вежливо улыбнуться? Как можно вежливо, но твердо отказаться? Есть люди, которые не умеют вежливо отказываться. Они умеют вежливо соглашаться, но не умеют вежливо отказываться. Вот я даю вам примеры того, что такое проработка архетипа Вежливости или, другими словами, архетипа Анахаты.
То же самое можно сказать и об архетипах Локальном и Глобальном. Люди, у которых Глобальный архетип проработан, обобщают аккуратно и не делают слишком далеких обобщений. А перед тем, как сделать обобщение, они рассмотрят несколько примеров, они посмотрят, каково поле объектов, которые они собираются обобщать и только после этого сделают обобщение. А у человека, у которого Глобальный архетип непроработан, он с одного раза, что называется – раз и обобщил. Как сказано у Льва Толстого в одной повести, где герой делает подобное легковесное обобщение, а собеседник ему отвечает: "Опасно обобщаете, молодой человек!" И проработка Глобального архетипа – это, например, отказ от опасных обобщений.
Вопрос: Проработка – это практика?
Авессалом: Проработка – это в первую очередь теория, а во вторую – практика. Но по времени, естественно, что практика занимает больше.
Вопрос: Где можно приобрести остальные книги, о которых вы говорили?
Авессалом: Я хотел бы представить свою помощницу, это Мариана Шканчикова, она отвечает за сайт www.podvodny.ru и она ответит на этот вопрос.
Мариана: Здравствуйте, друзья. У нас на сайте работает магазин и там вы можете заказать книги.
Авессалом: Да, книжки можно заказать на сайте и книги еще имеются в издательстве "Велигор", которое организовало эту нашу с вами встречу.
Большое спасибо.
(аплодисменты)
7.09.2008 г.