
С точки зрения психологии, то есть если смотреть с позиций индивидуального подсознания, вся воспринимаемая человеком реальность – ее можно назвать психологической реальностью – может быть разделена на две части: собственная реальность и посторонняя реальность.
По поводу объектов собственной реальности человек говорит: "Это мое" и называет их "своими" - в узком или широком смысле слова; они являются для него (подсознательно) значимыми. (Здесь и далее объект понимается как материальный или нематериальный – это может быть идея, мысль, идеал, статус и т. д.)
По поводу объектов посторонней реальности человек говорит: "Это не мое" или "Это чужое", и эти объекты для него (точнее, для его подсознания) значимыми не являются.
Собственная реальность, которую также можно называть психологической собственностью человека, может быть разделена на две части: это его личная реальность (собственность) и наружная реальность (собственность). И та, и другая являются для человека значимыми; в чем же различие между ними? Оно заключается в личностной окраске объекта.
А именно, объект относится к личной реальности человека, если он напрямую связан с самоидентификацией человека, т.е. с пониманием (ощущением) им своего «я». Таким образом, объект относится к личной реальности человека, если человек с его помощью отвечает на вопрос: "Кто я такой?" ("Кто я есть?" ), а утрата этого объекта неминуемо влечет изменение в самоидентификации человека. По поводу этого объекта человек использует характеристику "свой" в узком, интимном смысле слова.
Наружная реальность состоит из тех значимых для подсознания человека объектов, которые, наоборот, не влияют прямо на его самоидентификацию: появляясь, они сами по себе ничего к ней не прибавляют, а исчезая, не убавляют, то есть ответ человека на вопрос "Кто я?" не зависит от его наружной собственности самой по себе. По поводу этого объекта человек использует если и использует слово "свой", то в расширительном смысле этого слова, при этом подразумевая временную или поверхностную свою связь с объектом, - при том, что объект имеет для подсознания определенную ценность (важность, значимость), то есть человек к нему не безразличен.
Ниже приведены примеры высказываний, в которых отчетливо звучит отнесение объекта к одной из трех реальностей: личной (лич), наружной (нар) или посторонней (пост).
- Когда я берусь за что-то свое, так мне всегда напрягаться не приходится - помощь сама приходит. (лич)
- А вот каяться я умею, это уж точно мое. Даже вдохновение какое-то приходит как нарочно. (лич)
- У меня регулярно болит голова, и я даже свыкся с этими болями, себя без них даже и не мыслю. (нар)
- Не мое это было дело, но пришлось вмешаться. (нар)
- И так получилось, что пришлось мне расхлебывать чужие ошибки на чужом поле. (нар)
- Мой интерес общественный, что людям потребно, то меня волнует и вдохновляет к действиям. (нар)
- Всю жизнь от коллективов отбрехиваюсь, люблю одиночество и независимость, а все равно приходится ими руководить - люди просят, как нарочно. (нар)
- Покуда ты сам по себе, жизни-то не узнаешь! А вот с волками поживи, по-волчьи взвой - тут оно самое и придет. (нар)
- Мне женщина интересна, пока не завоевана, и даже пока она почти мне неизвестна, и если она чужая жена - вот тут она меня страх как интересует и волнует. (нар)
- Я когда на удаление зуба иду, то с ним прощаюсь заранее, и в кабинете зубного он как бы уж не мой оказывается. (нар)
- Я когда с любимым мужчиной расстаюсь, то через год-два он мне уже совершенно посторонний, как будто и не было ничего между нами. (пост)
- Сообщали сегодня в новостях про трагедию в Гватемале – но это как-то мимо меня прошло, нет у меня там друзей и знакомых. (пост)
- Когда муж на работе, он для меня как бы и не существует вовсе. (пост)
- Я с Ефимом в одном классе училась, но вовсе его не замечала. (пост)
- Обстоятельства и дела твоих временных подружек, сын, меня ни с какой стороны не волнуют. (пост)
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы.
1. Каково ваше кредо (главная жизненная позиция), когда вы занимаетесь лично своими делами?
2. Каково ваше кредо, когда вы занимаетесь делами, вам порученными и не слишком лично для вас важными?
3. Когда вы более ответственны – когда занимаетесь личной или наружной собственностью?
4. Когда вы более сосредоточены (внимательны) – находясь в личной, наружной или посторонней реальности?
5. От какой из реальностей – личной, наружной или посторонней - вы в первую очередь ждете неприятностей?
6. В какой из трех реальностей вы более инициативны?
7. Как вы понимаете честность:
а) в личной реальности;
б) в наружной реальности.
8. На что вы в первую очередь обращаете внимание (что для вас наиболее важно):
а) в личной реальности;
б) в наружной реальности.
9. Владение какими инструментами и техниками (в том числе психологическими) от вас в первую очередь требуется:
а) в личной реальности;
б) в наружной реальности.
10. В какой из трех реальностей для вас наиболее важна эстетика?
11. На какие свои качества характера вы регулярно опираетесь
а) в личной реальности;
б) в наружной реальности.
в) в посторонней реальности.
12. В чем различается этика (основные моральные правила и обязательства) вашего поведения в личной и в наружной реальности?
13. В какой из трех реальностей вы чувствуете себя свободнее?
14. Укажите объекты, которые:
а) вы всегда считаете личными;
б) вы всегда считаете наружными;
в) вы всегда считаете посторонними.
15. Напишите ваши любимые поговорки (пословицы, фразеологизмы), которые вы используете, находясь:
а) в личной реальности;
б) в наружной реальности.
в) в посторонней реальности.
16. В какой из трех реальностей вы выражаете себя?
а) Где это вам удобнее делать?
б) Где это у вас фактически происходит?