
Многие практикующие человековеды – психологи, астрологи, массажисты, целители – успешно работающие со своими клиентами индивидуально, испытывают значительные трудности в попытках проведения групповых мероприятий, как организованных лично ими, так и собранных по заказу со стороны. В этом посте я опишу некоторые специфические для групповой работы ситуации, которые полезно иметь в виду специалисту, привыкшему работать с одним клиентом.
Психологические (астрологические, целительские, массажные) группы обычно бывают двух форматов: учебные и терапевтические (лечебные), и нередко сочетают в себе обе эти направленности. В ХХ веке возникло (вероятно, с легкой руки немецкого психолога Фрица Перлса, основателя гештальт-терапии) понятие клиент-центрированной групповой терапии. Ее основной прием заключается в том, что в помещении создается особый, так называемый «горячий» стул, на котором усаживается один из членов группы, и вся группа под руководством ведущего занимается именно этим членом группы – например, выявляет его проблему и пытается помочь в ее решении. В течение группового процесса на «горячем» стуле может побывать несколько участников (хотя и необязательно все без исключения члены группы). Таким образом удается разрешить противоречие между индивидуальным характером проблем данного клиента и групповой ситуацией, в которой оказываются члены психотерапевтической группы.
Но даже и не в клиент-центрированной психотерапевтической группе, а, например, на семинаре по изучению массажа или астрологии, стул, на котором сидит участник, на которого в данный момент направлено внимание всей группы, оказывается весьма «горячим», и у этого участника сильно меняется состояние сознания. И опытные групповоды умело этим пользуются, а неопытные стараются об этом не думать.
Это я написала в качестве преамбулы, чтобы пояснить, что групповая ситуация в некоторых отношениях принципиально отличается от парной, в которой участвуют лишь двое: консультант (учитель) и клиент (пациент, ученик).

Итак, рассмотрим группу, например, учебную. В ней отчетливо выделяются, с одной стороны, ведущий (учитель), с другой – излагаемая им концепция (методика), и с третьей стороны – участники (ученики). И можно выделить три основных аспекта группового процесса:
1. Самовыражение ведущего.
2. Изложение ведущим и восприятие участниками концепции как таковой.
3. Восприятие происходящего участниками.
Групповой процесс с сильным акцентом на первом аспекте можно назвать лидер-центрированным (под лидером я понимаю ведущего). Группу с сильным акцентом на втором аспекте я назову концепт-центрированной. И группу с сильным акцентом на третьем аспекте я назову клиент-центрированной.
Лидер-центрированный групповой процесс напоминает собой концерт одного актера – ведущего, а группа выполняет для него роль благодарных зрителей (возможно, отчасти ему оппонирующих, подначивающих и т.п.). Для харизматичных ведущих этот вид группового процесса кажется весьма естественным, и ничего другого для себя они не мыслят и часто находят себе благодарную аудиторию, которая редко чему-то существенному для себя выучивается, но не для того она в группу на самом деле приходит. Для ее участников групповой процесс напоминает выступление звезды эстрады, наполняющее их энергией и восторгом – на некоторое время.
Лидер-центрированная группа заинтересована преимущественно в своем ведущем, начиная от его одежды и прически, а также фактов его биографии, и кончая его текущими пристрастиями – как гастрономическими, так и личностными (на кого из членов группы он чаще всего бросает теплые взгляды, а кого, наоборот, начисто игнорирует или втаптывает в грязь?). Ведущий может сорвать очередной групповой процесс, явившись не по форме одетым или в ненадлежащем настроении. Так Игги Поп, один из рок-кумиров прошлого века, имел обыкновение на своих концертах вытаскивать из штанов свой мужской орган и показывать его восхищенному неистовствующему залу. Однако однажды в любовных баталиях Игги этот свой орган сильно повредил, он кровоточил и его пришлось перебинтовать. Но это не остановило поп-идола: он показал его публике в забинтованном виде, сорвав громовые аплодисменты.

Концепт-центрированная группа сосредоточена на изучении концепции (учения), которую излагает ведущий и пытается постичь группа – в целом или участники по отдельности (это не одно и то же – читайте книгу АП «Ораторское искусство»). Типичный пример – группа, изучающая астрологию, но без акцента на личных гороскопах участников. Некоторые (наиболее жестокие) учителя астрологии даже до поры до времени не показывают участникам учебных групп их гороскопы, чтобы те раньше времени не пытались их трактовать.
Что означает положение Марса в Весах «вообще», и чем оно отличается от положения Марса в Водолее? В концепт-центрированной группе такая постановка вопроса кажется вполне естественной, а попытки отдельных несознательных членов группы заставить ведущего толковать их личные карты («А что означает, когда Марс стоит в Весах в соединении с Плутоном и Южным узлом»?) воспринимаются группой как чересчур частные и совершенно неуместные.
Типичный вопрос, которым задаются участники концепт-центрированной группы, звучит так: «Правильно ли я понимаю такой-то момент в теории?» Типичный вопрос, который задает ведущий такой группы: «Понятен ли вам изложенный мной материал сам по себе?» Тем, как этот материал будет использоваться далее «в личных целях», ни ведущий, ни участники этой группы особо не интересуются – по крайней мере, в рамках группового процесса. Условно говоря, их волнуют Закон и Истина, но не приложения этих понятий к своей жизни и обстоятельствам.

Клиент-центрированная группа направлена на то, чтобы учебный материал был усвоен каждым из участников, причем сообразно его целям и возможностям. При этом как личность ведущего, так и излагаемая им концепция часто приносятся в жертву: первая тускнеет, а вторая профанируется и примитивизируется, а нередко и искажается, приспосабливаясь к уровню участников учебного процесса.
Участники клиент-центрированной группы все время задаются таким вопросом: «Какое отношение излагаемый материал имеет ко мне, какие мои проблемы он решает, какой мой актуальный интерес удовлетворяет?» Ведущий такой группы всегда адаптирует излагаемый материал к данной группе, нередко вступает с отдельными ее участниками в диалог, стараясь, чтобы каждый что-то важное для себя понял и усвоил, пусть даже и в ущерб общей программе и концепции.
(Для тех, кто читал книгу А. Подводного «Ораторское искусство», особо отмечаю, что тип центрирования группы никак не связан с риторической пирамидой. Например, вполне возможна клиент-центрированная группа под пирамидой эксперта (оратор-тема-аудитория) – так маститый академик, признанный специалист в своей области, читает лекцию студентам-первокурсникам, добиваясь в первую очередь того, чтобы каждый из них хорошо усвоил материал.)
Конечно, это описание не абсолютно. Например, для участников клиент-центрированной группы небезразлична личность, манеры, настроение и одежда ведущего, а также концепция, которой он придерживается или ее излагает - но не это для нее главное. Аналогично, концепт-центрированная группа тоже может обращать некоторое внимание на харизму ведущего, и быть небезразличной к тому, как изученный материал может быть использован участниками в личных целях – но не это для них самое главное.

Неприятные групповые ситуации. Представьте себе начинающего групповода, опытного в личном взаимодействии со своими клиентами (пациентами), который смотрит на собравшуюся перед ним группу. Большую неприятность для него представляет ситуация, когда эта группа единодушно относит себя к одному типу центрирования, а сам ведущий – к другому. Что ж тогда получается? Здесь возможны шесть вариантов, которые я вкратце описываю ниже.
1. Ведущий мыслит групповой процесс как лидер-центрированный, а участники группы – как концепт-центрированный.
Так часто бывает, когда ведущий имеет большой нерастраченный харизматический (артистический) потенциал и, нередко не осознавая того, стремится его реализовать в групповом процессе, подсознательно мысля себя как талантливого разностороннего артиста, который прекрасен на любом материале и в любой роли. И ждет от участников подтверждения этому в виде восхищенных взглядов, аплодисментов, влюбленностей в себя и т.п., и уж совсем не придает значения содержательным вопросам по излагаемому им материалу. От них он весело отшучивается или обещает ответить «как-нибудь при случае».
В итоге группа быстро квалифицирует его как бессмысленного, хотя и звонкого, петуха и может даже сварить из него суп, продемонстрировав ему свое презрение и низкую оценку его знаний и личности. При этом его знания вполне могут быть на высоте, но он почему-то не может не выпендриваться (если смотреть на него глазами группы), их озвучивая.
2. Ведущий мыслит групповой процесс как лидер-центрированный, а участники группы – как клиент-центрированный.
Эта ситуация похожа на предыдущую, но с той разницей, что каждый участник хочет от ведущего чего-то для себя, и это «что-то» не имеет отношения к личности ведущего, но связано с темой обучения. В итоге ведущий получает упреки в том, что группа ему безразлична, что у него нет индивидуального подхода к людям и вообще он не владеет темой, а занят самолюбованием. В корректной группе эти упреки могут не быть озвучены, но тем не менее в воздухе возникает очень неприятное напряжение или тоска.
3. Ведущий мыслит групповой процесс как концепт-центрированный, а участники группы – как лидер-центрированный.
Эта ситуация возникает, например, когда ведущий – знаменитый специалист, не привычный, однако, к роли харизматического лидера и стремящийся донести до группы что-то содержательное, в то время как она смотрит лишь на его одежду, манеры, интонации, интересуется его личными вкусами, подробностями личной биографии и т.п.
4. Ведущий мыслит групповой процесс как концепт-центрированный, а участники группы – как клиент-центрированный.
Это весьма распространенная ситуация, когда на учебный семинар, задуманный ведущим как преимущественно теоретический, приходят участники, стремящиеся к индивидуально-практическим целям. Ученики хотят излагаемую ведущим теорию немедленно превратить в практику для себя, а ведущий этому сопротивляется, считая это неуместным или не справляясь с такой задачей. Итог – общее разочарование: ведущий разочарован группой, а участники – им самим и концепцией.
5. Ведущий мыслит групповой процесс как клиент-центрированный, а участники группы – как лидер-центрированный.
Здесь ведущий пытается заниматься отдельными участниками группы, активизировать их активность и их чему-то научить, а они всячески этому сопротивляются, стараясь переключить ведущего на его собственное самовыражение. Их позиция такова: «Ты же ярче и интереснее нас – так выступай сам, а мы тебя послушаем, повосхищаемся тобой, будем брать с тебя пример». В итоге ведущий чувствует полную фрустрацию, будучи не в силах «раскрутить» группу и отдельных ее участников; а группа считает, что ведущий пытается заниматься какой-то ерундой, переключая ее внимание на совершенно неинтересные и не достойные внимания объекты вроде отдельных ее участников.
6. Ведущий мыслит групповой процесс как клиент-центрированный, а участники группы – как концепт-центрированный.
Здесь группу интересует излагаемая ведущим концепция как таковая, а он пытается сфокусировать внимание на ее восприятии отдельными участниками группы, что вызывает общее недоумение и раздражение: зачем он это делает?

Подготовка групповода. Не нужно думать, что данный ведущий может вести группу любого из трех описанных типов. Каждому ведущему близок один или два типа центрирования групп, а какой-то тип центрирования неприятен или неорганичен, и групп такого рода ему лучше не вести. С другой стороны, культурным ведущим все три аспекта группового процесса должны быть как-то подготовлены и реализованы. Ниже я привожу некоторые направления такой подготовительной работы.
1. Работа ведущего над своим личным образом в группе.
Это подготовка своей одежды и обуви, прическа, макияж, отработка пластики движений, мимики, жестов, интонирования, дикции. Также это продумывание фактов своей личной биографии, примеров из личной жизни, личных оценок и пристрастий и т.п. информации, которая может быть обнародована на группе.
2. Работа ведущего над концепцией.
В первую очередь это изучение учебников, методических материалов, консультации с экспертами в данной области. Если ведущий излагает собственную концепцию, она должна быть им достаточно подробно и тщательно разработана задолго до проведения группы, иначе материал неизбежно будет скомканным и малопонятным для участников.
3. Работа ведущего по усвоению материала отдельными участниками группы.
Нужно дать возможность (и поводы) участникам группы применить излагаемый материал к себе самим. Если позволяет формат занятия, полезно дать им возможность высказаться по материалу занятий, попытаться проявить «на деле» осваиваемые навыки.
Даже находясь в формате лекции, ведущий может время от времени задавать в зал вопросы и выслушивать ответы наиболее активных слушателей, приглашать их на сцену и т.п.
Для чего это нужно? Независимо от вкусов ведущего, в группе обычно есть участники трех типов: заинтересованные преимущественно в ведущем; в концепции; в самих себе. И хотя групповой эгрегор как-то «причесывает» участников и в значительной степени унифицирует их интересы, но все же делает это не до конца, и хороший ведущий старается дать что-то каждому (или почти каждому) участнику группы. Надеюсь, что изложенные мной соображения хотя бы немного приблизят вас к этой цели.
